Академия

    Акаде́мия
  •          (греч. Ἀκαδήμεια), местность на северо-западе от Афин, первоначально участок, посвященный герою Академу. Впоследствии Гиппарх обнес это пространство стенами и устроил там гимнасий, к которому прилегали прекрасные оливковые и платановые сады, посаженные Кимоном. Кроме мест для прогулок и занятий гимнастикой, здесь находились алтарь Муз со статуями работы Спевсиппа, алтари Зевса-Громовержца, Эрота, Геракла, Прометея, святилище Афины и т. д. Вблизи Α., но за ее оградой, помещались гробница Платона и старая башня, в которой некогда жил мизантроп Тимон. Даже неприятели щадили Академию, пока Сулла при осаде города не велел срубить деревья для сооружения военных машин, но нанесенные повреждения были потом исправлены. Цицерон назвал свое поместье близ Путеол в честь аттической Академии. В своем тускуланском поместье он также устроил «академию», вероятно, какой-нибудь портик.
  •          В 387 г. до н. э. Платон купил здесь участок земли и стал вести занятия. В отличие от пифагорейских союзов А. имела нерелигиозный, неформальный характер. Члены А. ежемесячно платили взносы, учебные занятия и диспуты проходили согласно строго определенному расписанию. В дальнейшем руководитель А. (схоларх) выбирался на выборах ее членами — академиками. Созданная первоначально для изучения философии Платона, А. просуществовала почти тысячу лет, претерпевая многочисленные изменения. Древняя (первая) А. (388—270 гг. до н. э.) придерживалась поздней философии Платона, но со временем ее идеи сблизились с религиозным мировоззрением, что привело к упадку диалектики. Средняя (вторая) А. (270—150 гг. до н. э.) окончательно отошла от философских взглядов Платона. Новая (третья) А. (150 г. до н. э. — 529 г. н. э.) подвергла скептической критике учения всех крупных философов древности. С возникновением христианской религии в А. основное внимание уделялось изучению трудов Платона и Аристотеля, что позволило выработать систему взглядов неоплатонизма. В 529 г. А. была закрыта императором Юстинианом, ее последний руководитель Дамаский в 531 г. бежал в Персию. Это событие считается окончанием античности как культурно-исторической эпохи.