Фронтон

Жизнь, датировка
М. Корнелий Фронтон из Цирты в Африке стяжал себе блистательную репутацию как адвокат, оратор и писатель. Будучи уже при Адриане призван в сенат, при Антонине Пие он становится консулом (143 г.) и воспитателем наследников престола Марка и Вера, которые потом докажут свою привязанность к нему. Из-за слабого здоровья он не мог вступить в проконсульскую должность, на которую его прочили. Фронтон переживает свою жену, пять дочерей и внука.
Обзор творчества
Корпус писем состоит из различных групп текстов и приложений. В центре - переписка с цезарями Марком, Вером и Антонином. К этому примыкают несколько писем к друзьям. Трогательна самохарактеристика при описании смерти внука (235). Тщательно отделанные письма посвящены риторическим вопросам (135 V. D. H.) и истории (De bello Parthico 220 V. D. H.). Побочный продукт литературной деятельности - например, Principia historiae (202 V. D. H.) и забавы вроде Laudes fumi etpulveris (215 V. D. H.), Laudes neglegentiae (218 V. D. H), обработки сказания об Арионе (241 V. D. H.), басни о сотворении сна (231 V. D. H.). Некоторые послания написаны по-гречески.
Из утраченных речей важнейшая была направлена против христиан.
Источники, образцы, жанры
В то время и учителя, и ученики шли в библиотеки, чтобы разыскивать и читать произведения Катона Старшего; также идет работа с тетрадями, куда заносятся фразы из древнелатинских авторов (34; 253). Пересказы могут опираться на греческие источники (так, Геродот дал материал об Арионе).
Литературная техника
Культура слова становится стилем жизни и мысли. Школьные понятия вроде prooemium и narratio для увлеченного и увлекательного учителя обретают собственную ценность, личное содержание (какое разочарование, когда ученики позднее вырастают из детской обуви риторики!). Различные стилистические регистры и литературные формы культивируются играя, со вкусом и с удовольствием. Фронтон пишет образно, задушевно и наглядно. Каждый технический прием нужно рассматривать на фоне соответствующих теоретических положений, которые Фронтон усвоил себе вплоть до кончиков ногтей. Его творчество - живое воплощение его учения.
Язык и стиль
Архаизм Фронтона - явление, параллельное тогдашнему греческому аттицизму[1]. И на самом деле наш автор, когда он пишет по-гречески, делает это как аттицист.
Многообразие стилистических регистров, которыми владеет Фронтон, определяется принципом уместности: в судебных речах манера отличается простотой, в эпидейктических - помпезностью; для историографии образцом служит Саллюстий (207-210 V. D. H.).
Образ мыслей I. Литературные размышления
"Враждебность философии" и "архаизм" - лозунги, которые скорее скрывают, нежели обнаруживают жизненный нерв педагогики Фронтона.
Его римский вкус к изысканной форме объясняет непонимание философского обращения его царственного ученика[2]. Здесь чувствуется не только старый спор между философией и риторикой, но и, по-видимому, тихий протест латинского менталитета с его сознательной культурой поверхностности против наступающего века абстракций.
Фронтон рекомендует colorem vetusculum appingere ("использовать в своей живописи краски под старину", 150 V. D. H.), замечает у Цицерона недостаток древнеримских слов (57 V. D. H.) и считает, что от модерниста Сенеки толку мало (153 V. D. H.). Эти стороны мышления нашего автора признаны более чем достаточно. Иногда их гротескно утрируют.
Менее известно следующее: Фронтон хвалит своего питомца за то, что тот в политической речи не употребил ни одного древнелатинского слова. Этим он доказывает свой вкус и должное понимание людей. Архаизация - не причина, а следствие: важнее общий принцип delectus verborum[3]. Он владеет тончайшими семантическими нюансами (например, 260-261 V. D. H.). Фронтон особенно высоко ценит Цицероновы письма к Аттику за чистоту их языка. В конечном счете для него важно слово, наиболее точное в данном случае (verba propria 159 V. D. H.). Это почтенный представитель умеренного аттицизма.
Образ мыслей II
Несмотря на частые насмешки в своих писаниях, он серьезен в оценке риторики как образовательного пути и считает именно ораторское искусство (171 V. D. H.) достойной человека формой пайдейи; философии же охотно предоставляется право быть и оставаться "божественной". Ему непонятна бескомпромиссная серьезность, с которой его питомец Марк Аврелий обращается к философии; можно вспомнить переписку Авзония с ревностным монахом Паулином.
Здесь сталкиваются два мира: Фронтон стремится к действительности в недогматической форме литературно отделанного языка, а не философского понятийного аппарата, как Марк. Мастер красивых слов все еще безраздельно стоит на античной почве. Цезарь Марк - предвестник новой эпохи, которая с большей решимостью поставит истину выше красоты.
Традиция
Остатки трактатов и писем Фронтона были открыты в 1815 г. кардиналом А. Маи. Речь идет о том же самом палимпсесте VI в., который содержит и фрагменты De republica Цицерона (см. выше). Листы его находятся в Милане и Ватикане.
Влияние на позднейшие эпохи
Фронтона необычайно высоко ценили современники и потомки. Это не в последнюю очередь объясняется свойственным ему педагогическим порывом. В их мнении он оказывается вторым после Цицерона, причем равен ему как alter, non secundus, "второй по времени, а не по достоинству" (paneg. 8 (= V) 14, 2). Правда, имя Фронтона в стихотворном примере у Диомеда не обязательно указывает на прямое использование[4].
В первой части Octavius Минуция Феликса, вероятно, таится немало сведений из речи Фронтона против христиан - единственного произведения такого рода на латинском языке, о котором нам известно.


[1] Norden, Kunstprosa 1, 361 сл. с прим. 2.
[2] Fronto 141—149; 151 сл. V. D. H. Необходимые сведения о древнем споре между риторикой и философией у Norden, Kunstprosa 1, 250, 2; впрочем, Марк Аврелий достаточно намучился с оригинальными речами Катона.
[3] 57 сл., 88; 104, 8 сл.; 136, 1 сл.; 146,18 сл.; 144,18,150, 10; 151, 25; 159; 228, 3; 42, 18 V. D.H.
[4] Norden, Kunstprosa 1, дополнение к стр.367.
Ссылки на другие материалы: