Хронологическая таблица

VIII в. до Р. Х. - Греческая колонизация Кампании
753 до Р. Х. - Предполагаемая дата основания Рима
ок. 510 - Конец этрусской династии. Начало республики
кон. VI в. - Капитолийская волчица. Lapis Niger
сер. V в. - Законы Двенадцати таблиц
ок. 390 - Осада Капитолия галлами Аппий Клавдий Цек, известный оратор, будучи цензором, проводит акведук (aqua Appia) и строит дорогу от Рима до Капуи (via Appia)
312 - Завоевание Тарента - города, располагающего традицией театральных представлений

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЭПОХА I
(ок. 240-81 до Р. Х.)
241 - Конец Первой Пунической войны, которая еще в III в. была воспета кампанцем Невием. Объединение Италии и присоединение Сицилии: начало латинской литературы
240 - Первая постановка литературной драмы на римской сцене (ее автор Ливий Андроник, вероятно, родом из Тарента)
218-201 - Вторая Пуническая война: о ней пишут Фабий Пик-тор в прозе на греческом языке, а происходящий из нижней Италии Энний - в латинских стихах
211 - Взятие Сиракуз. В Рим привозят богатую добычу
197 - Победа римлян над Филиппом V Македонским при Киноскефалах
196 - Греция объявлена свободной
191 - Цизальпийская Галлия становится римской провинцией
186 - Скандал с вакханалиями: запрет культа Диониса
184 - Смерть комического поэта Плавта
169 - Смерть поэта Энния, писавшего в разных жанрах
168 - Л. Эмилий Павел одерживает при Пидне победу над Персеем Македонским. Библиотека царского двора из Пеллы доставлена в Рим. Греческие школы в Риме. Историк Полибий в Риме
166-160 - Комедии Теренция на римской сцене
149 - Смерть цензора Катона (оратора, историка, теоретика сельского хозяйства)
146 - Разрушение Карфагена и Коринфа
133 - Взятие Нуманции. Аттал III Пергамский завещает свое царство римскому народу. Влияние на Рим склоняющейся к стоицизму пергамской науки
133-121 - Братья Тиберий и Гай Гракхи
121 - Нарбоннская Галлия становится римской провинцией
111-105 - Война с Югуртой. Нумидия становится провинцией
106 - Год рождения Цицерона
100 - Год рождения Цезаря
Условия
Поэты - сначала иностранцы, вольноотпущенники, затем в лучшем случае свободные италики.
Прозаики - сенаторы (или их клиенты)
Поэты родом из нижней и средней Институталии (Теренций - африканец), ораторы и прозаики - из средней Италии
Жанры
Поэзия
Эпос: Ливий Андроник: Odusia как эпизод древнейшей истории Италии; Невий: Первая Пуническая война; Энний: Вторая Пуническая война.
Драма: трагедия (Энний, Пакувий, Акций), комедия (богатый стиль: Плавт, Цецилий, строгий стиль: Теренций); наряду с этим другие, в том числе фольклорные формы.
Лирика: искупительная песнь Андроника. Эпиграмма: значительный памятник ранней эпохи - надписи в честь Сципиона; позднее (ок. 100 г.) игровые любовные эпиграммы.
Проза
Речь (богатый стиль - Катон; строгий стиль - Г. Гракх); историография: Катон, анналы. Первые столкновения с философией (Кратет Маллосский). Первые шаги филологии (также носящей отчасти стоический отпечаток).
Влияние
Греко-римское: при свободной адаптации разговор о "переводах" проблематичен. Современность (эллинистическая) воспринимается раньше, чем классика и архаика, на Гомера смотрят сквозь призму александрийского исторического эпоса и гомеровских рецепций; классическая трагедия воспринимается при посредстве эллинистической драматургии и практики эллинистических постановок. Одновременно воспринимаются миф и различные формы этимологизирования, заведомо исключающие веру в буквальный смысл событий. Многосторонность авторов-первопроходцев вроде Энния соответствует их роли посредников.
Влияние осуществляется через тарентскую и вообще великогреческую театральную традицию (у латинских драматургов со времен Ливия Андроника), нижнюю Италию и Сицилию (Архестрат, Эпихарм, Эвгемер, пифагореизм у Энния); Пергам, Пеллу, Родос (стоицизм, имеющий определяющее значение для дальнейшего духовного развития Рима); пребывание греческих философов в Риме; ученые рабы и вольноотпущенники.
Идеи
Индивидуальный аспект: поэтическое самосознание, основанное на достижениях в духовной области, складывается у авторов низкого происхождения. Философское содержание (как, например, пифагорейское переселение душ в гомеровском сне Энния) воспринимается не догматически, но, скорее, служит самоизображению.
Политический аспект: Невий, Энний, Катон Старший формулируют государственно-охранительные этические ценности. Равным образом на сцену выступает стремление к славе gens и отдельного лица. Уже Энний не свободен от культа индивидуальности (Сципион).
Межкультурный аспект: римская жизнь подвергается все возрастающему греческому влиянию. Это касается не одной только внешней стороны: вполне в духе греческой философии Энний ставит мудрость выше власти. Катон высказывается (современное сознание, замаскированное под нравы предков) в защиту мягкости по отношению к родосцам. Драмы, образцы которых отчасти отражают философские дискуссии или типизации, дают публике материал для размышления. Ораторы получают свое образование не только в римской практической деятельности, но и у греческих учителей красноречия; однако распространение этого искусства латинскими риторами еще долго встречает существенные препятствия.
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЭПОХА II
(ок. 81-43 до Р. Х.)
92 - Преследование латинских риторов цензором Л. Лицинием Крассом.
91-89 - Союзническая война (борьба италиков за гражданские права)
88-82 - Гражданская война между Марием и Суллой и их сторонниками
86 - Рождение Саллюстия
82-79 - Диктатура Суллы. Святилище Фортуны в Пренесте
81 - Первая речь Цицерона (Pro Quinctio)
70 - Первое консульство Помпея. Процесс Берреса. Рождение Вергилия
65 - Рождение Горация
63 - Консульство Цицерона. Заговор Катилины. Рождение Октавиана (впоследствии Август)
62 - Так называемый первый триумвират: Помпей, Цезарь, Красс
58-57 - Изгнание Цицерона
58-51 - Цезарь завоевывает Галлию
57-56 - Катулл и Цинна в свите Меммия в Вифинии
55 - Первое появление Цезаря в Британнии. Театр Помпея (первый каменный театр в Риме). De orators Цицерона. Смерть Лукреция
53 - Потеря значков и гибель Красса у Карр
51 - Цицерон заканчивает De republica, Цезарь - Bellum Gallicum
48 - Победа Цезаря над Помпеем при Фарсале
46 - Самоубийство Катона Младшего в Утике
45 - Введение юлианского календаря (Сосиген)
44 - Убийство Цезаря
43 - "Второй" триумвират: Антоний, Лепид и Октавиан, позднее Август; первое консульство Октавиана. Смерть Цицерона. Рождение Овидия
Условия
Поэт Катулл - представитель муниципальной аристократии; Лукреций тоже, по-видимому, независим. Прозаики (за исключением, например, Непота) - по большей части действующие политики и сенаторы
По происхождению авторы в основном из средней Италии, Катулл - из верхней Италии
Жанры
Поэзия
Расцвет неполитической поэзии (Лукреций, Катулл)
Проза
Ораторское искусство (Цицерон); автобиография и commentarius (Сулла, Цезарь); биография (Непот). Рассчитанные на удобство читателя обзорные труды по философии в прозе (Цицерон) и в поэзии (Лукреций). Первый подступ к систематизации права (Сцевола, Цицерон). Варрон как универсальный ученый.
Влияния
Падение влияния эллинистического азианического стиля ораторского искусства (Красе, Гортензий) происходит под влиянием аттического красноречия (радикально - аттицисты, умеренно - Цицерон). Литературная обработка эллинистической риторики (ср. Auctor ad Herennium) осуществляется под знаком философской мысли, прежде всего - Аристотеля (Цицерон); государственная мысль, продолжающая эллинистическую традицию на римской почве, вступает в состязание с Платоном (Цицерон). Эллинистические философские концепции (Цицерон, Лукреций) отчасти воспринимаются в формах, свойственных классической эпохе (Платон) или даже архаической (Эмпедокл); Цезарь своими Записками побеждает Ксенофонта на его собственном поле. Каллимаховская шкала ценностей (Катулл) применяется к средним (эпиллий) и малым поэтическим формам; в единичных случаях можно отметить и влияние архаических образцов (Катулл - Сапфо). Перенос эллинистических приемов исследования языка и древностей на римскую почву осуществляет Варрон.
Идеи
Индивидуальный аспект: ослабление политических связей способствует самовыражению индивидуального начала (автобиография, биография) или поиску возможности самовоплощения вне политической сферы (философия - Лукреций; любовная лирика - Катулл).
Политический аспект: под знаком кризиса морально-политические и правовые представления ретроспективно осознаются - отчасти при помощи греческой философии - и вновь определяются для современности (Цицерон, юристы). Анналисты и Варрон формируют римские представления о своем прошлом и языковое сознание.
Межкультурный аспект: серия биографий греческих и римских политиков (Непот) и параллельное использование греческих и римских примеров в литературе (Цицерон; почва расчищена уже Катоном) конституируют "двойной ряд предков" в "греко-римское" культурное сознание.
ЭПОХА АВГУСТА
ок. 42-35 41-40
(ок. 43 до Р. Х - 14 по Р. Х.)
42 - Битва при Филиппах. Гораций - офицер армии Брута
ок. 42-35 - Эклоги Вергилия
41-40 - Перузийская война. Во время резни в городе Проперций теряет родственника
ок. 39-29 - Георгики Вергилия
31 - Битва при Акциуме
ок. 29-19 - Энеида Вергилия
28 - Освящение храма Аполлона на Палатинском холме
27 - Октавиан принимает титул Августа. Агриппа начинает строительство Пантеона
26 - Самоубийство Корнелия Галла
23 - Смерть Марцелла. Начат строительством Театр Марцелла. Три первые книги Од Горация
20 - Возвращение парфянами потерянных Крассом значков. Первая книга Посланий Горация
19 - (Не позднее 17 г.). Смерть Вергилия и Тибулла
18 - Lex Iulia de maritandis ordinibus: законодательство Августа о браке
17 - Юбилейные торжества; Carmen saeculare Горация
13-9 - Ara Paris
8 - Смерть Горация
2 - Август Pater Patriae. Форум Августа
ок. 1 - Ars amatoria Овидия
8 по Р. Х. - Метаморфозы Овидия
14 по Р. Х. - Смерть Августа. Сообщение о его деяниях в надписях
Условия
Происхождение авторов - южная Италия (Гораций), средняя Италия (Саллюстий, Тибулл, Проперций, Овидий), северная Италия (Вергилий, Ливий)
Кружок Мецената: близость к принцепсу, авторы проверенного качества без оглядки на происхождение
Кружок Мессалы: дистанция по отношению к принцепсу, включает в том числе и юных авторов, но из знатных семейств
Историки - сначала еще сенаторы (Саллюстий, Поллион), затем - профессиональные писатели (Ливий).
Жанры
Поэзия
Эпос достигает высшей степени совершенства: Энеида Вергилия. Дидактическая поэзия: Георгики Вергилия; жанровая смесь в Ars amatoria Овидия и в Ars poetica Горация (Послание к Пизонам).
Новшество: Bucolica Вергилия: сборник из 10 пьес, обладающий внутренней структурой (ср. 1 книгу сатир Горация и 1 книгу элегий Тибулла). С метрической точки зрения (как и во многих других отношениях) новшеством являются книги Од и книга Ямбов Горация.
Сатира начиная с Горация становится чисто гекзаметрическаой; поэтическое послание.
Расцвет элегии (Проперций, Тибулл, Овидий).
Эпиграмма (Марс).
Проза
Только сейчас в Риме возникает эстетически ценная историография.
Вместо обесценившейся политической речи появляется школьная декламация; насыщенный афористический стиль.
Научный труд Витрувия De architectura.
Влияния
Греко-римский контекст: обращение от эллинистических образцов к классическим и архаическим проявляется в творческой биографии Вергилия: от неотерических малых форм через идиллии Феокрита и аратовско-гесиодовскую дидактику к состязанию с Гомером. Равным образом Гораций опирается не только на эллинистические, но и раннегреческие образцы. Эти авторы плывут против течения литературно-исторического развития: раннегреческие оригиналы помогают им в обретении духовной независимости.
Латинская историография, исходя из достижений эллинизма и равным образом находя опору в более древних эпохах, в первый раз обретает собственный облик: Саллюстий может быть на римской почве продолжателем Фукидида, а Ливий - Геродота. Стремление к древнейшим эпохам, характерное для прозы и поэзии, имеют параллели в изобразительном искусстве и находятся в связи с политической атмосферой эпохи.
Внутрилатинский контекст: Саллюстий сознательно придает своему самостоятельному архаизирующему стилю катоновскую окраску. Гораций как сатирик считает себя победителем в споре с Луцилием. У элегиков внутриязыковая традиция складывается еще эффективнее. Теперь становится возможным вести диалог с собственным преданием: оно способно задать тон и стоит рядом с греческим и практически наравне с ним.
Идеи
Индивидуальный аспект: элегия открывает возможности индивидуального жизненного самовыражения; любовная тематика получает в Метаморфозах Овидия последовательно неполитическую проекцию в масштабе эпоса. Поэтическое дарование (ingenium) становится для изгнанного Овидия противовесом властителю. Обессмысливание политической деятельности делает возможным восстановление в правах философского созерцания (Манилий).
Политический аспект: только что дарованный после многолетнего смятения мир дает эпический осадок в Энеиде, чьи ценностные установки стали практически общепризнанными как выражение римской идентичности. Вергилий и Гораций, которые, как vates, чувствуют свою ответственность и за общество, во многом опережают свое время и создают и для него, и для властей своего рода зерцало: Вергилий настаивает на pietas вплоть до солидарности с противником. Муза Горация в римских одах дает владыке "мягкий совет" (lene consilium). Ливий проецирует почти менандровскую гуманность, в которой настоятельно нуждается новая эпоха, на ранний этап жизни римского государства и задним числом стилизирует республику под сокровищницу образов важных для будущего гражданских доблестей.
Межкультурный аспект: Вергилий образует римский миф и сознательно сопоставляет его с Гомером. В отдельных деталях он также намекает, что вместо противостояния уже давно произошло примирение двух культур.
С большой полнотой, с одной стороны, Овидий разрабатывает греческий миф, а с другой - Тит Ливий римскую историю как арсеналы типичных персонажей, ситуаций и взаимоотношений. В это время возникают также библиотеки на обоих языках - греческом и латыни.
ЭПОХА РАННЕЙ ИМПЕРИИ
(14 по Р X - 117 по Р. Х.)
14-37 - Тиберий. Малые формы в историографии и поэзии
37-41 - Калигула
41-54 - Клавдий
54-68 - Нерон. Освобождение от уз традиции в литературе и изобразительном искусстве
64 - Пожар Рима. Преследование христиан. "Золотой дом" Нерона
65 - Заговор Пизона: вынужденное самоубийство Сенеки и Лукана
66 - Вынужденное самоубийство Петрония
68-69 - Четыре цезаря на римском троне в течение одного года
69-79 - Веспасиан
70 - Разрушение Иерусалима. В Риме начат постройкой амфитеатр Флавиев.
79 - Извержение Везувия. Смерть Плиния Старшего
79-81 - Тит
81-96 - Домициан. Арка Тита. Дворец Домициана. Флавиев классицизм в литературе (Квинтилиан, Плиний)
96 - Домициан учреждает Капитолийские игры (Ludi Capitolini)
96-98 - Нерва
97 - Фронтин - curator aquarum
98-117 - Траян
100 - Панегирик Плиния
114 - Арка Траяна в Беневенте
117 - Колонна Траяна
Условия
Многие писатели родом из Испании (Сенека, Лукан, Марциал, Квинтилиан), наряду с этим - из верхней Италии (оба Плиния).
Частное меценатство; смертные приговоры цезарей; состязания поэтов.
Поэты частью происходят из наиболее видных семей (Лукан, Валерий Флакк, Силий, Персий), частью зависят от меценатов (Кальпурний; Стаций; Ювенал; Марциал преувеличивает свою бедность). Федр - вольноотпущенник.
Прозаики - сенаторы (оба Плиния, Тацит, Петроний), офицеры (Веллей) или государственные служащие (Квинтилиан).
Жанры
Поэзия
Включение в сферу литературы малых форм или прикладных жанров (басня, эпиграмма, стихотворение на случай). Исторический эпос как противовес Энеиде (Лукан) или как ее продолжение на историческом материале (Силий). Мифологические эпосы: греческий материал в послевергилиевской форме. Трагедия: образы тиранов и преступников.
Сатира: философическая серьезность (Персий) и трагический пафос (Ювенал).
Проза
Речь - виртуозное школьное упражнение или похвала цезарю.
Высшая точка историографии - Тацит.
Компендиум: Веллей (краткая форма как противовес творчеству писателя эпохи Августа-Ливия).
"Низкие" жанры становятся литературой - письмо (Сенека, Плиний), роман (Петроний).
Влияния
Греко-римский контекст: безусловно, восприятие греческого материала продолжается, однако теперь уже оно происходит сквозь призму местной традиции: в этом отношении показателен эпос с вовлечением греческого героического мифа с послевергилиевскими структурными формами и смысловыми горизонтами.
Внутриримский контекст: литературная преемственность может теперь осуществляться и по отношению к латинским образцам. Поэтому в таких жанрах, как эпос и сатира, рефлексия достигает значительной высоты.
Идеи
Индивидуальный аспект: следствие внешнего политического гнета - глубина психологического проникновения; подчеркнутые "упоение злом" у Сенеки и совесть - у Тацита. Риторика обращается к внутреннему миру, становясь способом заботы о душе и самовоспитания (Сенека). Автор-одиночка властно противостоит всей традиции (Сенека).
Политический аспект: на первый план выступают стоические доблести - способность к сопротивлению. Литературное воплощение доблестей правителя со стоической точки зрения (De clementia Сенеки, Panegyricus Плиния), как и добродетелей подданного и государственного чиновника (moderatio), указывают путь в будущее.
Межкультурный аспект: Валерий Максим на основе общих критериев сопоставляет в литературно оформленном собрании exempla римские и иноземные примеры. Учреждаются греко-латинские состязания поэтов. Квинтилиан рекомендует греческий язык для начального образования. Ключевой пункт в этом процессе - "романизирующее" включение фиванского цикла и мифов об аргонавтах в послевергилиевскую эпическую традицию.
ЭПОХА СРЕДНЕЙ И ПОЗДНЕЙ ИМПЕРИИ
(117 по Р. Х. - 565 по Р. Х.)
117-138 - Адриан. Вилла цезаря под Тиволи. Мавзолей Адриана (замок св. Ангела) в Риме. Олимпиейон в Афинах. Вал Адриана в Британнии. В столице вновь строится Пантеон. Храм Венеры и Ромы в Риме
120 - Смерть Плутарха (автора сравнительных жизнеописаний знаменитых греков и римлян)
132-135 - Восстание иудеев под предводительством Бар Кохбы
138-161 - Антонин Пий. Германский Limes
161-180 - Марк Аврелий, философ на троне, пишет К самому себе на греческом языке. Колонна Марка в Риме
ок. 175 - Описание Эллады Павсания
180-192 - Коммод
193-211 - Септимий Север. Триумфальная арка на Forum Romanum
197 - (или позднее) Тертуллиан, Apologeticum
212 - Constitutio Antoniniana (римское гражданское право для почти всех граждан Империи)
218-222 - Элагабал
222-235 - Север Александр. Кассий Дион пишет на греческом языке историю Рима. Porta Nigra в Трире
249-251 - Деций. Преследование христиан. Смерть Киприана
253/4 - Смерть Оригена
260-268 - Галлиен. Эдикт о терпимости к христианам. Преподавательская деятельность философа Плотина в Риме
270-275 - Аврелиан. Новые укрепления Рима.
284-305 - Диоклетиан. Термы в Риме. Резиденции в Трире и Салониках. Дворцы в Сплите и Piazza Armerina
306-337 - Константин. Лактанций, классицист, "христианский Цицерон"
312 - Победа Константина над Максенцием у Мильвиева моста
313 - Медиоланский эдикт о терпимости. Арка Константина в Риме
324 - Начало строительства Константинополя
325 - Никейский Собор
361-363 - Юлиан Отступник
379-395 - Феодосий I. Возрождение латинской литературы
384 - Relatio Симмаха об алтаре Победы
393 - Последние Олимпийские игры
395-423 - Гонорий
397 - Смерть Амвросия Медиоланского
408 - Смерть Стилихона
410 - Аларих завоевывает Рим
420 - Смерть Иеронима
430 - Смерть Августина
438 - Codex Theodosianus
451 - Битва с гуннами на Каталаунских полях
476 - Конец Западной Римской империи
491 - Призыв Теодориха на царский престол
524 - Смерть Боэция
527-565 - Юстиниан
528-534 - Corpus Iuris Civilis
529 - Закрытие платоновской Академии. Бенедикт основывает монашеское братство на Монте Кассино
Условия
Появление культурных ландшафтов. Двор императора пребывает в разных местах. Панегирики в прозе и стихах. Римская сенатская аристократия: защита классической литературы, публика для живущих авторов, таких как Аммиан. Деятельными культурными центрами становятся и другие города (Карфаген, Медиолан); школа (грамматики и риторы), церковь. Выдающиеся юридические школы, в том числе и на Востоке.
Авторы во многих случаях остаются представителями высших сословий (или по крайней мере разделяют их мировоззренческие ценности).
Африка - родина весьма многочисленных писателей (II-IV вв.;) за ней следуют Галлия (V в.), Италия (VI в.), Испания (IV-VIII вв.). Иероним происходит из Далмации.
Жанры
Поэзия
Панегирическая эпика (Клавдиан), поэзия малых форм (Адриан, Авзоний, Клавдиан). Христианская поэзия: в традиционных формах у Лактанция, эпиков, перелагавших библейские сюжеты, и прежде всего - у Пруденция; наряду с этим стихотворные гимны, частью в новых формах.
Проза
Эпоха средней Империи: речь (Panegyrici Latini; Апулей; Симмах); биография (Светоний); роман (Апулей); философские произведения (Апулей); расцвет юридической литературы.
Под знаком христианства на первый план выступают - переводы Библии, деяния мучеников, постепенно - жития святых. В эпоху до Никейского Собора преобладает апологетическая литература; затем - догматическая и внутрихристианская полемика. Относительно новые жанры - психологическая автобиография (Августин), историософские произведения (Августин).
Влияния
Греко-римский контекст: упадок греческой образованности на Западе косвенно содействует возникновению точных переводов специально-философских текстов и совершенствованию латинской профессиональной терминологии. Только сейчас на латинской почве в полном объеме полностью усвоена научная философия (Марий Викторин, Августин, Боэций) и - пролагая пути Новому времени - математическая мысль (Боэций).
Внутриримский контекст: восприятие языческой латинской литературы христианскими авторами можно понимать как возрождение либо как духовную метаморфозу (Цицерон - Амвросий De officiis; Цицерон De oratore- Августин De doctrina Christiana). Как религия Писания христианство способствует одухотворению риторики и превращению ее в герменевтику. Чтение письменных свидетельств как "знаков" способствует плодотворнейшему восприятию также и внутрилатинской традиции на новом, более высоком рефлективном уровне.
Библейско-латинский контекст: библейское содержание становится третьей ветвью традиции. Препятствие для ее восприятия античными читателями - нериторический характер дословных латинских переводов; только Иероним достигает равновесия между требованиями точности и красоты. Второе препятствие - моральная предосудительность многих сюжетов Ветхого Завета - преодолеваются (начиная с иудея Филона и христиан Оригена и Амвросия) аллегоризированием; данный метод был развит в греческой философии по отношению к мифам. "Пневматическому" (или же "христоцентрическому") чтению Ветхого Завета, которое намечается уже в Новом Завете, помогают собрания свидетельств (например, у Киприана).
Идеи
Индивидуальный аспект: освобождение личности божеством-искупителем (у Апулея и Отцов Церкви) или (религиозно окрашенной) философией (мотив обращения) имеет место у язычников и христиан, частью примыкая к научной протрептике (Hortensius Цицерона и обоготворение Эпикура у Лукреция). Поэтому для отдельного человека становится возможным занять позицию вне политической res publica и быть ее критиком. Монотеизм, на внешнем уровне согласующийся с большинством философских школ, позволяет христианству представить себя "философией" и интеллектуально превзойти прочие мистериальные религии.
Политический аспект: государи, считаясь с обстоятельствами, вовремя усваивают себе важнейшее духовное течение эпохи и таким образом лишают его оппозиционной силы: во II в. - идеи Стой, в IV в. - христианство. При этом все иные попытки духовно обосновать свою власть (религиозные новшества Элагабала или Аврелиана, запоздавшая неоплатонически-языческая реставрация при Юлиане) обречены на провал.
Межкультурный аспект: во II и в III вв. латинская литература за немногими исключениями (как, например, двуязычные, но в основном латинские авторы Апулей и Тертуллиан) отступает на задний план. По-гречески пишут не только философы, как христианин Ориген и язычник Плотин, но и римский историк Кассий Дион и панегирист всемирной столицы Элий Аристид. Только в IV в. латинская литература переживает возрождение, отчасти обусловленное политическими обстоятельствами, так что даже греки пишут по-латыни (Клавдиан, Аммиан).
Эллинизация христианско-иудейской традиции проходит сначала (II в.) под знаком Стои, затем (начиная с III в.) платонизма. Романизация упомянутой традиции выражается в применении юридических категорий и одухотворении римских представлений о ценностях, которые переносятся с Отечества на Церковь и с язычников - на христианских мучеников; римская неприязнь к теоретизированию и подчеркнутая связь с практикой идут навстречу иудейским традициям.