Терпандр

Составитель: 

Ath.14.635 d:
Посидоний (по этому поводу) пишет, что Анакреонт упоминает только три лада, фригийский, дорийский и лидийский - Анакреонт пользовался только ими; для каждого из этих ладов требуется семь струн, вот он и говорит о двадцати струнах, отбросив одну струну для округления. Посидоний, однако, не знал, что магадида - инструмент старинный. А это видно из того, что Пиндар говорит, будто "перекликающийся" (барбитон) изобрел Терпандр затем, чтобы вторить лидийской пектиде:
Которому Терпандр Лесбосский
Был первооткрывателем,
На лидийских пирах
Заслышавший перекликающийся высокий напев
Пектиды.
Но пектида и магадида - одно и то же, как утверждают Аристоксен и Менехм Сикионский в книге "Об актерах", где сказано также, что первой играла на пектиде Сапфо, жившая ранее Анакреонта. И Терпандр тоже жил раньше Анакреонта: это видно из того, что Терпандр был первым, одержавшим победу на Карнейских праздниках (об этом пишет Гелланик в "Карнейских победителях", как стихами, так и прозой, а Карнейские праздники были учреждены еще в двадцать шестую Олимпиаду (676-672 гг. до н.э.), как утверждает Сосибий в книге "О хронологии". Более того, Гиероним [Родосский] в книге "О кифаредах" (пятой книге сочинения "О поэтах") пишет, будто Терпандр жил еще при законодателе Ликурге, который по общему признанию всех историков совместно с Ифитом Элидским учредил первые Олимпийские игры (776 г. до н.э.).[1]
Mar.Par. 34
С тех пор, как Терпандр Лесбосский, сын Дердена, [произвёл нововведения] в обычаях [игры на лире] … и изменил старейший стиль музыки, а произошло это, когда Дропид был архонтом в Афинах, прошёл 381 год (645/44).[2]
Eus.Cronikle’Ol.33.2.
Расцвет кифаредаТерпандра.
Tim.Pers 234
За ним Терпандр,
Вскормленник Антиссы в эолийском Лесбосе,
В славных песнях
Запряг свою Музу на десять сторон;[3]
Arist.Probl.19.32
Почему диапазон (διὰ πασῶν) называется так, а не по числу — (15) октавой (δὶ ὀκτώ), как кварта (διὰ τεττάρων )и квинта (διὰ πέντε)? Не потому ли, что в древности струн было семь, и когда Терпандр убрал триту и добавил нету, диапазон был не октавой, а септимой (δὶ ἑπτὰ)?[4]
Plut.Mus 28
Так, исследователи подобных вопросов приписывают Терпандру дорийскую нэту, не применявшуюся в нении его предшественниками, и особый вид мелодии, называемый orthios [высокий], применяющий стопы orthios [увеличенный ямб] и trochaios semantos [увеличенный трохей]. Говорят также, что миксолидийский лад во всей полноте был его изобретением. Сверх того, Терпандр, по словам Пиндара, был изобретателем сколиев [застольных песен].[5]
Ibid 30
Тимофей расширил диапазон лиры, которая до Терпандра из Антиссы оставалась семиструнной.
Suid:
Терпандр. Арнеец, или лесбосец из Антиссы, или кимеец. Некоторые записали его потомком Гесиода, Гомера, другие-что он был сыном Боя, [который был] сыном Фокея [который был] сын Еврифона, [который был] сыном Гомера. Лирический поэт, который первым сделал лиру из семи строк, первый и писал лирические номы - хотя некоторые хотят [полагать], что их написал Филаммон.
Plut.Mus 18:
Отнюдь не незнание было у них причиной такого самоограничения и применения лишь немногих струн, равно как не по незнанию Олимп, Терпандр и приверженцы их направления сокращали многочисленность струн и разнообразие модуляций, о чем свидетельствуют произведения Олимпа, Терпандра и всех последователей их стиля.
Ibid3:
Так, по словам Гераклида, и Терпандр, составитель кифаредических номов, пел их на состязаниях, перелагая на музыку в каждом номе свои и гомеровские гекзаметры.
Suid:
Ном. [Смысл] Тип мелодий на кифаре-играть, имея эту гармонию и определенный ритм. Было семь таких [номов определённых] Терпандром, один из которых является 'orthios', 'tetradios', и пронзительный.
Ibid:
Беотийский (тон), как они говорят и фригийский были изобретены Терпандром.
Ibid
[Он сказал], что был дорийский ном, фригийский и лидийский и ионический.
Plut.Mus 12
Прежде всего, нововведение Терпандра внесло в музыку прекрасный стиль.
Ibid 9:
Первое установление музыкального обихода в Спарте было делом Терпандра.
Ibid 42:
Вспомним Терпандра, который успокоил возникший некогда у лакедемонян мятеж…
V.H.12.50.:
Если же возникала нужда в помощи Муз — вспыхивали какие-нибудь болезни, повальное безумие или что-нибудь в этом роде — они по наставлению оракула приглашали иноземцев для исцелений и очищений. Так были позваны Терпандр, Талет, Тиртей, Нимфей из Кидонии и Алкман.[6]
Suid:
Вслед за лесбосским певцом. Пословица применяется к тем, кто займет второе место. Лесбоские кифареды были первыми, кого лакедемоняне приглашали, когда город был в разладе, пророчество, приказало им отправить за «лесбийским певцом»; они послали за Терпандром из Антиссы, когда он был в изгнании из-за крови-чувство вины, и они слушали его в своих беспорядках и были приведены в порядок. [Примечание], что когда лакедемоняне, ссорились они вызвали музыканта Терпандра с Лесбоса, который вложил в их души где поселились раздоры порядок. Так что после этого всякий раз, когда лакедемоняне, слушали музыканта, они говорили [ему второму] "после Лесбосского певца."
Ael.Dion ap.Eust 1.129
Аристотель в Лаконской Политии пословицу вслед за лесбосским певцом говорил, разумея Терпандра. И он сказал, что спартанцы использовали, чтобы призвать, чтобы занять в его честь первое место его потомков, то любой лесбосский поэт настоящий, а остальные пришли как, «вслед за лесбосским певцом», то есть после любого поэта, который пришел с Лесбоса.
Ant.Pal.9.488
Трифон о лирике Терпес…
Когда в спартанском месте встречи Терпес пел песню бренча на его сладостной лире, он погиб и никогда не вернется, не мечом, не стрелой, а метанием фиги между его губ. Ала! Смерть страдает от недостатка предлогов.
Plut.Lyc.28
Даже гораздо позже, во время похода фиванцев в Лаконию, когда захваченным в плен илотам велели спеть что-нибудь из Терпандра, Алкмана или лаконца Спендонта, они отказались, потому что господам-де это не по душе.[7]


[1]  Пер.Н.Т.Голинкевича
[2]  Пер. Ю.П. Митина
[3]  Пер. М. Л. Гаспарова
[4]  Пер. А. И. Щетникова
[5]  Здесь и далее пер. Н.Н.Томасова
[6]  Пер. С. В. Поляковой
[7]  Пер. С. П. Маркиша