Пиндар

Составитель: 

Aelian, Historical Miscellanies 12.45
Во рту Платона пчелы устроили улей, а Пиндара, подкинутого в младенчестве, вскормили своим медом, вместо молока родительницы.[1]
Aelian, Historical Miscellanies 13.25
Поэт Пиндар пять раз состязался в Фивах с Коринной и неизменно, так как слушатели были невежественны, был признан побежденным. Желая упрекнуть фиванцев в том, что они чужды Муз, Пиндар стал звать Коринну свиньей.
Aelian, Historical Miscellanies 13.7
Овладев Фивами, Александр продал в рабство всех свободных граждан, за исключением жрецов. Он избавил от этого и гостеприимцев своего отца (в детстве ведь Филипп был в Фивах заложником), отпустил также и их родственников. Он еще удостоил почестей потомков Пиндара и оставил стоять только его дом. Всего было убито около шести тысяч фиванцев; тридцать тысяч человек попало в плен.
Ambrosian Life
(1) Пиндар, поэт, был фиванец из Киноскефал (это деревня в фиванской земле), сын Даифанта; впрочем, иные называют его отца Пагондом, а иные ведут его от Скопелина, иные же утверждают, что Скопелин приходился ему дядею и был флейтистом, у которого Пиндар и учился его искусству. Матери же его имя было Клеодика или, как иные пишут, Кледика.
(2) В детстве своем Пиндар, как о том сообщают Хамелеонт и Истр, охотился на Геликоне и от большой усталости заснул, и пока он спал, к устам его прилетели пчелы и сделали там свои соты. А иные говорят, будто это во сне ему привиделось, что рот его полон меда и воска, и оттого-то он обратился к стихотворству.
(3) Учился он, говорят, в Афинах, то ли у Агафокла, то ли у Аполлодора; и будто бы этот последний, отъезжая с хором на чужую сторону, доверил свое училище подростку Пиндару, и тот так хорошо управился, что сделался помощником учителя. А потом, когда он поименовал Афины «оплотом Эллады», то фиванцы наложили на него пеню в тысячу драхм, но афиняне за него их выплатили,
(4) Был он не только поэт, дивно одаренный, но и человек, любезный богам. Так, бога Пана видели между Кифероном и Геликоном, певшего Пиндаров пеан, и за это Пиндар сложил названному богу песню с благодарением за такую честь; начало же той песне — «О Пан, блюдущий Аркадию, хранитель святых оград…» Равным образом и Деметра, явившись в сновидении, упрекнула его, что из всех богов он ей одной не воспел славу; и он сложил ей песню, начало которой такое: «Державная утвердительница уставов…»6
(5) Павсаний, царь лакедемонян, сожигая Фивы, на доме его написал: «Крова Пиндара-поэта пусть никто не смеет жечь!» — и дом его один остался невредим, а ныне в нем заседают фиванские старейшины. Равным образом и в Дельфах пророк перед тем, как запирать храм, ежедневно возглашает: «Пиндар-песнопевец да явится к божией трапезе!»
(6) Родился он в день Пифийского праздника, как сам о том говорит: «Пятилетний праздник, бычий скотогон, когда в первый раз я уснул, запеленутый любимец…» А через паломников, отправлявшихся к Аммону, Пиндар, говорят, испросил себе того, что лучше всего для человека, и после этого в тот же год скончался.
(7) По времени он совпадает с Симонидом, но как младший со старшим: у обоих есть упоминания о делах друг друга. В самом деле, Симонид писал о Саламинской битве, а Пиндар упоминает царствование [Ксеркса]. И оба они вместе были при Гиероне, тиране Сиракуз.
(8) Женат он был на Мегаклее, дочери Лисифея и Каллины; от нее он имел сына Даифанта, для которого написал песнь на дафнефории, и двух дочерей, Протомаху и Евметиду.
(9) Написал он семнадцать книг: гимны, пеаны, дифирамбов две книги, просодиев две книги, парфениев две книги, да еще третью с так называемыми отдельными парфениями, гипорхем две книги, энкомий, френа и эпиникиев четыре книги.
(10) На смерть его есть такая эпиграмма:
Пиндара дочь Протомаха и умная с ней Евметида
По опочившем отце громкий воздвигнули плач
В пору, когда из аргивской земли принесли к ним останки
Отчие, в урну собрав на чужедальнем костре.[2]
Arrian, Anabasis 1.9.9-10
Рассказывают, что Александр из уважения к Пиндару сохранил дом поэта и спас его потомков.[3]
Dio Chrysostom, Oration on Kingship 2.33
Александр Великий не много думал о других поэтов, но он думал о Стесихоре и Пиндаре. О первом, потому что он, казалось, подражатель Гомера и потому, что он не незаслуженно сочинил стихотворение о Разграблении Трои; о последнем, из-за великолепия его природы и потому, что он дал высокую оценку его предку, который разделил имя с ним, с именем Александр "Филэлин", и написал следующее о нём:
Славный соименник Дарданида,
Сын Аминты, отважный духом….
Из-за этого, в самом деле, когда он разрушил Фивы позже, он оставил нетронутым только дом поэта, и приказал написать на нем: Не жгите дом поэта Пиндара.
Несомненно, он признает большое чувство благосклонности к тем, кто превозносил его не мало, так как он был такой большой любитель чести.
Pausanias 9.22.3
Могильный памятник Коринны, единственной из жителей Танагры, которая писала стихи, стоит на видном месте в городе; а в гимнасии есть картина: Коринна надевает на голову торжественную повязку в знак победы, которую она одержала в Фивах над Пиндаром в песнопениях. Мне кажется, победила она главным образом благодаря своему диалекту, так как ее песни были не на дорическом наречии, как у Пиндара, но на том, которое могли понимать все эолийцы.[4]
Pausanias 9.23.2
Если идти дальше, оставив вправо стадион, то встретится гипподром и на нем могильный памятник Пиндару. Рассказывают, что Пиндар, будучи еще в юношеском возрасте, как-то шел в Феспии; дело было летом, около полудня, и было очень жарко, поэтому его разморило и ему захотелось спать. Недолго думая, он, как был, прилег тут же у дороги. Когда он спал, к нему прилетели пчелы и облепили его уста медовыми сотами. Таково было начало его поэтической карьеры. Когда он уже прославился по всей Элладе, Пифия еще более возвеличила его, приказав дельфийцам из начатков всех тех плодов, которые они посвящали Аполлону, давать равную часть и Пиндару. Говорят, когда он был уже в преклонном возрасте, ему во сне явилось следующее видение: когда он спал, предстала перед ним Персефона и сказала, что ее одну из богов не почтил своим гимном Пиндар, но что он составит и в ее честь песнопение, когда явится к ней. Не прошло и десяти дней после этого сна, как Пиндара постигла неизбежная для всех кончина. В Фивах была старая женщина, родственница Пиндара, очень опытная в составлении гимнов и песнопений. Явившись во сне этой старухе, Пиндар пропел ей свой гимн Персефоне, а она тотчас же, как только ее покинул сон, записала все то, что она услыхала и что пел ей в сновидении Пиндар. В этом гимне, наряду с другими эпитетами Аиду, имеется еще эпитет и Хрисений (Правящий золотыми вожжами), очевидно, по поводу похищения им Коры.
Pausanias 9.23.1
Таково было начало его поэтической карьеры. Когда он уже прославился по всей Элладе, Пифия еще более возвеличила его, приказав дельфийцам из начатков всех тех плодов, которые они посвящали Аполлону, давать равную часть и Пиндару.
Pausanias 9.25.3
Если перейти реку Дирку, получившую свое название от Дирки, жены Лика, о которой рассказывают, что она мучила Антиопу и за это она приняла кончину от сыновей Антиопы, так вот, если перейти эту реку, то там будут развалины дома Пиндара и храм богини-матери Диндимены, воздвигнутый Пиндаром; статуя ее (в этом храме) — творение фиванских скульпторов Аристомеда и Сократа. У них существует обычай — каждый год на один день, не больше, открывать этот храм. Мне удалось прибыть сюда в этот самый день, и я видел ее статую, сделанную из пентеликонского мрамора так же, как и ее трон.
Philostratus, Images 2.12.1
Почему же эти мудрые пчелки не в своих ульях? Почему они в городе? Шумным роем вьются они у дверей Даифантова дома – ведь здесь родился уже Пиндар, как ты это и видишь. Желают они, чтоб с младенческих лет он был «сладкогласным» и одаренным поэтическим даром.[5]
Scholium to Pindar, Nemean Ode 3.82
" И только крикливые галки
Ищут корма над самой землей.":
соперники Пиндара уподоблены галкам, которые только болтают и держаться ниже, не в силах взлететь на большую высоту. Вполне вероятно, что эти слова направлены на Вакхилида - на самом деле есть подозрение между двумя поэтами друг к другу. Но Пиндар сравнивает себя с орлом, а Вакхлида с галкой.
Pindar, Nemean 5.1-3
Я не ваятель, —
Не таковы творения мои,
Чтобы стыть им прикованными к подножиям,
Нет:
На широкой ли ладье, в малом ли челне
Ступай в Эгину,
Сладостная песня моя,
Pliny, Natural History 7.29.109
Сам же Александр Великий приказал, чтобы домашнее хозяйство и дом поэта Пиндара были сохранены, когда он разрушил Фивы.
Plutarch, On the Fame of the Athenians 347f-348a
А Коринна заметила Пиндару, когда он был еще молод и самоуверенно пускал в ход свой дар слова, что стихам его недостает изящества, поскольку он не вводит в них мифы, как это подобает в поэзии. Старинные же и необычные выражения и истолкования, мелодии и ритмы служат лишь украшениями для дел. Тогда Пиндар, весьма серьезно отнесясь к ее словам, сочинил такую песнь:
То ль Исмена, то ли злато-веретенную Мелию,
Кадма ли, или спартов священный род,
Или силу великую Геракла,
Диониса ли почет многорадостный.
Он показал это Коринне, а та, рассмеявшись, ответила, что сеять нужно рукой, а не целым мешком. Ибо Пиндар как бы собрал семена всех мифов вперемешку и высыпал эту смесь в свою песнь.[6]
Scholium to Pindar, Isthmian Ode 1.1
"Матерь моя Фива[7]": это значит, Пиндара из Фив.
Scholium to Pindar, Nemean Ode 7.102
А о Неоптолеме
Никогда
Неподобными словами не вымолвит мое сердце обидного!
Это означает, что он не сделает упоминания Неоптолема неприличным или неподобающим образом. По данным Каллистрата: так он сказал Соген ближнего Геракла, и Неоптолем находится в непосредственной близости от бога в Дельфах, согласно Пиндару означает, что он упомянул Неоптолема должным образом в отношении соответствующих участков обоих героев. Но, по словам Аристодема, потому что он был раскритикован эгинетами за появившиеся в его пеане слова, что Неоптолем прибыл в Дельфы, чтобы разграбить их. Но теперь в качестве защиты Пиндар утверждает, что Неоптолем умер, не пытаясь разграбить Дельфы, но был убит борясь за жертвенное мясо. Из-за этого он будет добавлять в следующем стихотворении: «Кто трижды и четырежды возвращается к одному» т. е. «я достаточно защитил себя относительно Неоптолема. Зачем мне возвращаться к одному и тому же? Бессмысленно пахать те же поля слов, как делают молодые глупые дети».
Scholium to Pindar, Olympian Ode 2.87 = 157a Drachmann
«Вороны»: т. е., как вороны каркают в ответ на орла, так что люди, которые должны учиться у одного, который, естественно, мудрый. Он говорит иносказательно, о Вакхилиде и Симониде, называя себя орлом, а его соперников воронами.
Scholium to Pindar, Pythian Ode 3.77-8
«К Матери, великой богине»: Аристодем говорит, что когда игрок на трубе Олимпих обучал Пиндара был большой шум и огонь с неба на горе, где практика проходила. Пиндар осознал и увидел каменную статую Матери богов пришедшую к его ногам. И из-за этого, он поставил у своего дома статую Матери богов и Пана. Граждане направили посольство к богу в Дельфы, чтобы спросить о случившемся, и Аполлон сказал, построить святилище Матери богов. Они были поражены Пиндаром, который ожидал пророческий ответ и почестями богине с ритуалами, которые Пиндар сделал.
Suda s.v. ‘Pindar’
Пиндар из Фив, сын Скопелина, по другим Даифанта. Второе более вероятно, потому что сын Скопелина более темный и сродник Пиндара. Некоторые из них также сообщают, что Пиндар был сыном Пагонида. Он был учеником женщины Миртис, родился в 65-ю Олимпиаду, и ему было сорок лет во время похода Ксеркса. У него также был брат по имени Эротион, сын Диофант, и две дочери, Евметида и Протомаха. И конец жизни для него по его молитвам. Когда он попросил дать ему лучшее в жизни, он умер в театре на месте, лежа на коленях его любимого Феоксена. Тогда ему было пятьдесят пять. Он написал семнадцать книг на дорическом диалекте следующим образом: Олимпиййские, Пифийские, просодию, парфении, царские песни, вакхические песни, песни для Дафнефории, хвалебные, гипорхемы, гимны, дифирамбы, застольные песни, энкомии, плачи, семнадцать трагических драм, эпиграммы эпическим метром и дифирамбы в прозе для греков, и много других книг.
Thoman Life
Пиндар был фиванцем по происхождению, сыном Даифанта по более заслуживающим доверия авторитетам. Но некоторые утверждают, что Пиндар был сыном Скопелина; другие говорят, сам Даифант был сыном Скопелина. Другие говорят, что Пиндар был сын Пагонда и Мирто, из деревни Кинокефалы. И Мирто была женой Скопелина игрока на трубе, который научил Пиндара искусству игры на трубе. И когда он увидел, что у Пиндара был больший талант, чем у него, Скопелин доверил его мелическому поэту Ласу из Гермионы, у которого он изучал искусство игры на лире. Пиндар достиг своего пика во времена Эсхила и был его современником, и он умер, когда персидские войны были в самом разгаре. Он имел двух дочерей Эвметиду и Протомаху. Он остановился в Фивах и имел дом рядом с храмом Матери богов Кибелы. Пиндар почитал богиню и был чрезвычайно набожен, и он почитал Пана, и Аполлона, для которого он также написал большую часть своих стихов. Пиндар был моложе Симонида, но старше Вакхилида. Во время вторжения Ксеркса Пиндар был на пике своей карьеры в старости. Пиндар был, почитаем всеми греками, потому что он так любил Аполлон, что он получил порцию жертвы, которую люди приносили богу, и жрец во время жертвоприношений говорил “Пиндар, приди на трапезу бога”. Есть история, согласно которой он однажды нашел Пана певшим оду о Пелопсе. Существует также история, что однажды, когда Лакедемоняне предали Беотию и Фивы огню они не сожгли его дом, потому что они увидели следующие строки, написанные на нем: “не жгите дом поэта Пиндара.” И они говорят, что Александр после этих событий поступил также: когда он разрушил Фивы, он пощадил только дом Пиндара. В то время афиняне были враждебны Фиванцы, когда сказал Пиндар в стихе: “Блещущие жиром,
Увенчанные фиалками,
Звенящие в песнях,
Славные Афины —
Оплот Эллады, город под сенью божества...” Фиванцы оштрафовали его на деньги, которые афиняне заплатили от его имени. Есть семнадцать книг, написанных Пиндаром. схема атлетических игр под названием периоды предлагают название для четырех из них: Олимпийские, Пифийские, Истмийские, и Немейские. [ Олимпиада-состязание в честь Зевса, Пифийские состязание в честь Аполлона, Немейские также состязание в честь Зевса, и Истмийские состязание в честь Посейдона. Призовые венки на эти игры соответственно из оливы, лавра, сушеного сельдерея и свежего сельдерея.] Но мы будем говорить позднее о других книгах и дополнениях к ним. Пиндар умер во время архонства Абиона в 86-ю Олимпиаду прожив шестьдесят шесть лет. Он был учеником Симонида. Эпиникий, начало которого “Лучше всего на свете — Вода...”, был первым в коллекции, Аристофана из Византия, когда он устроил Пиндарическое собрание, поскольку в нем содержится панегирик игр, а также история Пелопса, который впервые соревновался в Элиде. Он был написан для Гиерона, царя Сиракуз (Сиракузы - это город в Сицилии), который также был основателем города Этна и назвал он этот путь с горы, на которой он расположен. Гиерон направил упряжку лошадей в Олимпию и выиграл в конных гонках. Строфы этого стихотворения триада: триада стихотворение, в котором есть строфа, антистрофа, и эпод.
Valerius Maximus 9.12.(ext.)
Пиндар же будучи в гимназии, как в одно время положа голову на колени одного мальчика, которого он любил особенно отдохнуть лег, что не прежде узнали, что он умер, как надзиратель гимназии, хотя запирать покой тот будил его напрасно. О нем я бы думал, что боги по той же милости и стихотворческое красноречие и столь спокойной конец жизни ему даровали.[8]
Vita Metrica
Клеодика родила хвастуна Пиндара на пороге Кадмейских Фив, переспав, со стойким в бою Даифантом а жила она в сельской местности Песья голова. И не только его одного: вместе с Пиндаром она родила Эритима, кто понимал охоту, понимал кулачный бой и мучительную борьбу, что дает мужчинам боль. Когда его мать положила его на землю, пока он спал, когда он был еще ребенком, пчелы сели и принесли мед на его детские губы, как будто это был улей. И Пиндар получил инструкции для ясно озвученных слов и песен от Коринны; она впервые представила основу для его рассказов. После нее он взял долю голоса Агафокла, который показал путь и меру песни ему. Когда македонцы пришли сровнять город потомков Кадма из-за желания Александра, сына Филиппа, божественно разожжённый огонь не коснулся залов Пиндара, но эти события происходили позже. В то время как Пиндар был еще жив, господин Аполлон в Пифо приказал вместе с большим количеством золота певцу всегда приносить с собой еду и сладкое вино в Фивы. И песню Пиндара, как говорят, Пан с мелкими рогами всегда поет в горах, и он не завидовал его пению. Когда отчаянно храбрые персы вступили на Марафоне и Саламине с Датисом в дикую бойню, Пиндар был еще жив, и Эсхил был в Афинах. И Тимоксена была одна из женщин, которых он взял в свою постель, и она родила Евмету и великодушного Даифанта, , а также Протомаху в дополнение к этим двум. И Пиндар пел и танцевал славу четырех состязаний, пеаны, признанные блаженными, песни танца, славные гимны богам и заботы медово-голосых дев. Это то, на что Пиндар был похож, и это то, что с ним случилось, и что он совершил. Он умер, когда ему исполнилось восемьдесят лет.


[1]  Здесь и далее пер. С. Поляковой
[2]  Пер. М. Л. Гаспарова
[3]  Пер. М.Е.Сергеенко
[4]  Здесь и далее пер. С.П. Кондратьева
[5]  Пер.С.П.Кондратьева
[6]  Пер. И. Рушкина
[7]  Здесь и далее пер. М.Л. Гаспарова
[8]  Пер. И. Алексеева
Ссылки на другие материалы: