Третий логос о консулах

57. Exc. de virt. p. 790: Консул Эмилий, который победил царя македонского Персея, был муж благоразумный и умел сохранять умеренность в счастье. Ибо он принял Персея с царскими почестями, и когда тот хотел упасть к его ногам, он заставил его встать и со словами «зачем ты низвергаешь мой успех?» усадил в царское кресло рядом с собою. Сенат освободил македонцев и иллирийцев от прежнего рабства, объявил их свободными и независимыми и наложил незначительную дань, которая была гораздо меньше уплачиваемой ими ранее своим царям, поэтому все согласились с тем, что римляне начали войну из–за нанесенных им обид, а не из желания захватить Македонию. Огласив это решение сената перед всеми присутствующими (там было много делегаций от разных народов), Эмилий угостил европейских послов, которые пришли к нему, роскошным пиром и гордясь великолепием праздника, сказал, что должно быть свойственно одним и тем же мужам и побеждать на войне, и показывать радение и щедрость в устроении симпосиев.
Eutrop. IV 4: Сам царь, покинутый друзьями, попал во власть Павла. Но почести ему Эмилий не как побежденному оказал. Ибо желающего к ногам его упасть поднял и рядом с собой в кресле поместил. Македонцы и иллирийцы законы от римлян обрели, чтобы свободными они были и вносили лишь половину дани, которую прежде платили царям, чтобы казалось, что римский народ сражался за справедливость, а не из жадности. И в собрании соседних народов Павел это провозгласил и послов из многих стран, которые к нему пришли, великолепнейшим пиром угостил, говоря, что один и тот же муж должен и на войне побеждать, и в устройстве пира изящным быть.
<57а> Suid. pi 2056: Публий Сципион Африканский нашел армию деморализованной, но восстановил воинскую дисциплину. Он также сравнял Карфаген с землей. Конец войны был возвещен ему заранее его мечом, с рукояти которого обильно капала кровь: хотя она часто была сухая, но постоянно кровоточила; поэтому прорицатели растолковали это предзнаменование как указание на гибель большого количества врагов.
Suid. аlpha 4648: Карфаген, также называемый Африкой и Бирсой, был разрушен после того как правил соседними ливийцами в течение семисот лет со дня своего основания. После его взятия Сципион был впоследствии назван Африканским по Сципиону Африканскому, его деду, вследствие мужества и сходства их достижений.
Exc. Planud. 30: Сципион подчинил себе почти всю Иберию справедливой политикой [по отношению к ее жителям] не меньше, чем силой оружия.
Exc. Planud. 31: Царь иберов, захваченный Сципионом, перешел на сторону римлян, отдав себя и свои владения с готовностью предоставить и заложников. Сципион принял его союз, но сказал, что не нуждается в заложниках, поскольку ему достаточно собственной военной силы.
Exc. Planud. 36: Шестьсот тридцать пятый год от основания Рима был в сто шестьдесят четвертую Олимпиаду.
58. Exc. de insid. р. 10: Антиох [IV], царь Сирии, убил сына своего брата Селевка (Филопатора) из подозрений, возложил вину за его убийство на других и осудил на смерть и их тоже из страха; затем он снова двинулся на Птолемея (Филометора), который пытался нарушить договоры. Антиох вступил с ним в бой у Пелусия, наголову разгромил его и заставил бежать в Александрию. Но Птолемей не был принят египтянами и ушел к зятю Антиоху, который возвратил его на царство и отправился оттуда против иудеев, взял их цитадель, разграбил сокровища и священные сосуды, разорил храмы, надругался над местными обычаями и путем причинения страшных наказаний жителям заставил их принять эллинский образ жизни, отменив религиозные таинства их отцов и воздвигнув статую Олимпийского Зевса. Удалившись оттуда в Самарию, он построил храм Зевса Ксения. Между тем Матфей, сын Хасмонея, принял сан первосвященника в Иерусалиме и предал смерти стратегов Антиоха. Но Антиох вернулся из Самарии, убил Матфея и покарал так называемых Маккавеев, осквернил храм свиной кровью и поставил собственных стратегов править народом. Затем он возвратился в Сирию и умер; Антиох [V] Евпатор пришел после к власти.
59. Exc. de insid. р. 11: Когда сын Антиоха Эпифана Деметрий [I], который жил в заложниках у римлян, получил известие о смерти отца и о захвате Евпатором власти, он обратился к сенату за помощью, встретил поддержку и удалился в Сирию, где убил Евпатора, роскошествовавшего в течение двух лет, и принял царство. Он был назван союзником римского народа и укрепил гегемонию. Процарствовав двенадцать лет, он был предательски убит Александром [I], который сменил его на троне.
60. Exc. de insid. р. 11: В Иберии жил человек по имени Вириат незнатного происхождения и скромного образа жизни, который был всего лишь пастухом вначале. После же он стал атаманом шайки грабителей и наконец собрал вокруг себя настолько большие силы, убедив многие племена участвовать в своей деятельности, что считался достойным противником римлян, оказавшись способным кроме того возродить древнюю и отеческую политию иберов. Квинт Цецилий Метелл первым был назначен стратегом в войне против Вириата; он сражался с кельтиберами отлично и как подобает римской мощи. Поскольку война затянулась дольше, чем ожидалось, Квинт Помпей приплыл как стратег в свою очередь, после которого Квинта Цепиона отправили на ту же войну. Варвары стали сильно бояться и убили Вириата, боровшегося против римлян четырнадцать лет, рассчитывая тем самым снискать благосклонность и заполучить милость командира римской армии. И поэтому некоторые из убийц пришли к консулу и потребовали вознаграждения за то, что они сделали для него, но Цепион ответил, что не в обычае римлян одобрять заговоры, предпринятые против стратегов подчиненными.
Eutrop. IV 7: В то же время Метелл в Кельтиберии у испанцев выдающиеся дела совершил. Наследует ему Кв. Помпей, немного спустя Кв. Цепион послан на ту же войну, которую некий Вириат с римлянами в Лузитании вел. Из страха перед ним Вириата свои же убили, после того как он Испанию четырнадцать лет против римлян волновал: пастухом сперва был, потом вождем разбойников, и под конец столько народу на войну поднял, что освободителем Испании от римлян считался. Когда убийцы его от консула Цепиона награду просили, последовал ответ, что никогда римлянам не было угодно, чтобы военачальник погибал от собственных солдат».
61. Exc. de insid. р. 12: В консульство Гая Цецилия Метелла и Гнея Карбона и в сто шестьдесят седьмую Олимпиаду рабская война случилась в Сицилии. Ибо наслаждаясь в изобилии всем необходимым для жизни, жители этой страны приобрели огромные массы рабов; обучив их для работы на полях и ознакомив с использованием всех видов оружия, они не только грабили соседей, но и нападали на иностранных купцов, проезжавших через их окрестности, отнимая у них товар. Они не делились добычей с рабами и овладев громадными богатствами, в сумасбродстве взяли под контроль всю Сицилию. Страдая от нехватки еды и поощряемые своими военными навыками, рабы объединились ради справедливости и напали на тех, кто был виноват в их страшной ситуации. Они объявили всем рабам ночной сбор и поставили во главе своего грязного и убийственного предприятия некоего Евна, беглого раба, подлеца и негодяя по натуре. он был Провозглашенный царем в то ночное безумие, он создал властную вертикаль, назначив многочисленных телохранителей и поставив архонтов. Пророчествуя в хвастливой манере, он еще ранее объявлял об этих переменах своим господам, теперь же, приступив к гибельному своему правлению и собрав более сорока мириад, он перебил хозяев в их домах, подвергнув пыткам одних, поразив копьями в бок других и обезглавив третьих; девственниц растлили и принудили служить рабынями; замужние женщины были жестоко изнасилованы. После того как эти бедствия распространились и на другие города и добрались почти до Рима, Публий Сципион, отправленный против них, убил одних и послал под иго других.
Комментарий
Гай Цецилий Метелл и Гней Папирий Карбон были консулами 113 г., когда началась Кимврская война. Рабская же война в Сицилии велась консулами Г. Фульвием Кальпурнием Пизоном и П. Рупилием в 134-132 гг.
62. Exc. de insid. После уничтожения восставших рабов Сципион Африкан убил Тиберия Гракха в сенате, ударив его доской — тот был одним из тех, кто занимая должность претора замышлял переворот и бунтовал народ.
Комментарий
П. Корнелий Сципион Назика, понтифик, вмешался в гракханскую смуту. Сципион Африкан тогда осаждал Нуманцию.
63. Exc. de insid. р. 13: В это время было восстание народа и Сципион Африкан был изгнан из города; он потерял свою жену и юную дочь и лишился дома и имущества: дом сгорел в пожаре, имущество расхищено народом. Указом сената немалую часть потерянного ему возместили из государственной казны.
Комментарий
Вероятно здесь также надо иметь в виду Сципиона Назику, понтифика, который, подвергшись за убийство Тиберия ненависти со стороны народа, ушел легатом в Азию, где немного спустя умер.
64. Exc. de insid. р. 13: В консульство Публия Сципиона по прозвищу Назика и [Луция] Кальпурния Бестии римляне снова переправились в Ливию для борьбы с Югуртой, династом нумидийцев. Причиной военных действий с ним стало следующее. За много лет прежде Массинисса был царем Нумидии и верным союзником римлян. У него было трое детей: Maстанабал, Гулусса и третий Миципса. Когда первые двое умерли еще юными, Миципса унаследовал царство после некоторого времени. Он оставил его двоим своим детям, Адгербалу и Гиемпсалу, и назначил им в соправители вот этого Югурту, сына его брата Мастанабала, но рожденного от наложницы. Когда его дядя умер, Югурта, который не довольствовался своей частью царства, злоумышлял против Адгербала и его окружающих, которые пользовались благосклонностью и дружбой римского народа еще со времени Адгербаловых отца и деда. Югурта убил этих людей и вступил в незаконное владение всей Нумидией. Народ Рима решил не бросать в беде старинных друзей и союзников, но помочь им всеми силами. Один из консулов, Бестия, был поставлен во главе военных действий, но Югурта подкупил его дарами, и тот заключил с ним бесчестное перемирие, недостойное римского могущества. Сенат проголосовал за то, чтобы отменить перемирие и лишить Бестию командования. Спурий Постумий Альбин был назначен стратегом на следующий год войны. После того, как и он тоже сражался с врагом без умения и энергии по вине своего брата и соблазнился на царские деньги, консул Квинт Цецилий Метелл был третьим, кого отправили на эту войну. По прибытии он обнаружил, что армия испорчена прежними командирами, но с благородной решимостью и умеренными исправлениями ошибок ему удалось восстановить римскую дисциплину в войске, не сделав ничего жестокого или бесчеловечного никому из своих подчиненных. Он разбил Югурту в различных боях, захватил многие нумидийские города силой и убил или поймал живьем немало его слонов. Однако, собираясь завершить войну, он был освобожден от командования и его преемником стал Гай Марий, который перенял командование армией и одержал победу над мавританскими силами Югурты, встретившими его в бою; он тоже захватил много нумидийских городов и быстро довел войну до счастливого конца, захватив неприятельского царя, который был выдан врагам Бокхом, его мавританским союзником, и пленен Корнелием Суллой, храбрым и решительным воином. В самом деле, Сулла завоевал доверие Бокха и привлек его дружелюбными речами, в результате чего, когда Югурта бежал к Бокху после поражения, последний, хоть и был тестем Югурты, не помешал Сулле, прибывшему с несколькими воинами, схватить его, предпочтя сторону римлян. Поэтому умеренными и дружелюбными словами порой можно добиться большего, нежели оружием и многочисленным войском. Сулла очень гордился этим своим подвигом и приписал успех операции против Югурты целиком себе. Из–за страсти к славе он даже изготовил кольцо с изображением события: на нем Бокх вручал ему Югурту, а он, Сулла, его принимал. В результате Марий начал злиться и тайно завидовать Сулле.
Eutrop. IV 11: Посланный против него консул Кальпурний Бестия, подкупленный деньгами царя, заключил с ним позорнейший мир, который не был одобрен сенатом. Потом против него же в следующем году выступил Спурий Альбин Постумий. Он также по вине брата постыдно сражался. Третьим послан Кв. Цецилий Метелл консул, войско большой суровостью и умеренностью исправив, никаких жестокостей не применив, к римской дисциплине возвратил, Югурту в различных сражениях победил, слонов его или убил или захватил, многие города его на сдачу принял. И когда уже войне наступал конец, наследовал ему Г. Марий. Он Югурту и Бокха, царя Мавритании, который начал помогать Югурте, равно одолел, многие и сам города Нумидии взял и войне конец положил, захватив Югурту посредством квестора своего Корнелия Суллы; выдал Югурту Бокх, который за него прежде сражался.
65. Exc. de insid. р. 15: Трифон хитростью убил царя Сирии Антиоха, союзником которого он немного прежде был, и сам унаследовав власть, тут же убит сирийцами. Гегемонию захватил Антиох Сидет, сын Деметрия первого (Сотера) и брат Деметрия второго (Никатора).
66. Exc. de insid. р. 15: Антиох по прозвищу Сидет, царь Сирии, который ограбил Иерусалим, был убит на девятом году своего господства, в то время как он вел войну против Арсака, династа парфян. Селевк уследовал трон, но был в свою очередь атакован возвратившимся Деметрием, низложен, бежал к парфянскому [царю], и женившись на его дочери, оставался в этой стране.
Комментарий
Порфирий, сказав, что Антиох Сидет в сражении против Арсака погиб, добавляет: «Но его сына, нежного возрастом Селевка, который в свите отца был, Арсак пленным увел и по царскому обычаю охранять поручил». Кроме того, этого Селевка, «плененного» Арсаком, упоминает Посидоний у Афинея, называя его царем. Может быть пленный Селевк через некоторое время, пока возвратившийся в Сирию Деметрий гегемонию укреплял, титул царя себе присвоил и сделал это по авторству Арсака, который, победив Антиоха, «начал раскаиваться, что отпустил Деметрия, и для его захвата поспешно отправил отряды конницы, но Деметрия, этого самого опасавшегося, уже в царстве посланные обнаружили и после тщетных попыток к царю своему возвратились» (Юстин). Еще очень я опасаюсь, что наш женившийся Селевк спутан с Деметрием Никатором, которому пленному Арсак дочь Родогуну в замужество отдал.
Exc. de insid. р. 15: Тогда же скифы совершали набег на Месопотамию и опустошали царство Арсака, сам парфянин [т. е. царь] пал в войне и его преемник должен был платить скифам дань.
Exc. de insid. р. 15: Старший Александр пришел из Аравии с большим войском копьеметателей и напал на Деметрия в Сирии. После продолжительной борьбы Деметрий бежал в Тир, был схвачен и предан смерти, пробыв у власти четыре года. Вместе с ним погиб его сын Селевк, который пал жертвой предательства со стороны его собственной матери Апамы в Дамаске.
Комментарий
Старший Александр есть Александр Забина, которого надо называть «младшим», так как этим прозванием он отличается от Александра Балы. Апама была женой Селевка Никатора. Деметрий же Никатор был женат на Клеопатре, дочери Птолемея Филометора, которая сына своего Селевка убила.