Второй логос Археологии

Cod. Paris, gr. 1630, f. 237: 1. Когда необходимо сказать, как тогдашние люди стали почитать многобожие, надо начать разговор отсюда. Серух некий из колена Яфета происходящий, подал мнение почитать давно умерших и отличившихся мужей или изображениями, или статуями и им же поклоняться ежегодно, словно еще живущим, и память их отмечать и в священные книги записывать и богами их называть как благодетелей. С тех пор было введено многобожие и идолопоклонство. Это продолжалось у них до времен Фарры, отца Авраама. Ибо он был скульптор и из различных материалов городу изображения срабатывал, говоря, что они боги и должно им поклоняться как причинам благ. Отсюда перешло это мнение в большинство людского рода и особенно в Элладу. Ибо там уже это заблуждение приняли и почитали Эллина гиганта, из колена Яфета происходящего и в строительстве башни участвовавшего, из–за которого были разделены языки людей и они были названы говорящими членораздельно.
Exc. Salm. р. 388: Серух некий из колена Яфета издал закон, что должно умерших и отличившихся мужей почитать изображениями и поклоняться им ежегодно. Отсюда возникло многобожие, господствовавшее до Фарры, отца Авраама: ибо он скульптор был. Особенно участвовала в этом Эллада, почитая Эллина гиганта, начавшего строительство башни, из–за которого по разделении языков люди были названы говорящими членораздельно.
9. Exc. de virt. p. 778: Идолопоклонство началось от некоего Серуха, происходившего из колена Яфета и постановившего отмечать изображениями и статуями отличившихся в древности мужей и почитать их как благодетелей. И это продолжалось до времен Фарры, отца Авраама. Авраам же, обретя справедливость и познав Бога и считая, что отец его обманывал людей, подбивая их к поклонению идолам и скульптурам и отрицанию Бога, сокрушил отцовские произведения и уйдя из Харрана у халдейских границ, места посреди рек, поселился в области, называемой ныне Палестиной, по ту сторону реки Иордана и сам и родственники его, и Лот, сын брата его, на семьдесят пятом году жизни. Поэтому от потопа до Авраама 1403 года. От Адама же до Авраама 3745 лет. Случилось Аврааму богатство большое из множества скота, которого не вмещал дом его. И он уступил Лоту жить по ту сторону Иордана. В это время погибли два города, Содом и Гоморра, когда божеский огонь низвергся на них за то, что они оскорбили пришедших чужеземцев.
Cod. Paris. gr. 1630: Авраам, заметив, что его отец обманщик и сокрушив его произведения, ушел из Карр, границы с Халдеей, и поселился в части Палестины вместе с Лотом, сыном брата своего.
10. Exc. Salm. р. 388: Иордан, говорят, называется так потому, что вместе сливаются две реки, Иор и Дан, и составляют Иордан, как утверждает Плутарх.
Об Иордане из истории Филосторгия
На окраинах Палестины, за которой следует страна финикийцев, лежит город Дан, названный прежде от Данова колена, так как долгое время одни они из всего народа израилева блуждая заняв наконец эти земли с трудом поселились и город построив на границе Иудеи с Финикией, назвали Филархом. Впоследствии Ирод Великий его застроив, переименовал в Кесарию Филиппову, ныне же он называется Панеадой, ибо язычники, поставив там изображения Пана, изменили и название города. В этой Панеаде один из двух истоков Иордана рождается, конкретно Дан, от древнего имени еще и теперь называемый, ибо другой исток, Иор, отстоит от Дана приблизительно на сто шестьдесят стадий и вытекает из одного холма той же самой горы. Каждый из них превращается в реку, соответственно в Иорат и в Данит. Пронесясь через горы и спустившись в равнину, здесь они сходятся и формируют одну большую реку, Иордан. С общим уже течением и названием Иордан пересекает середину Тивериадского озера, разрезая его, но идя собственной бороздой, пока не достигает противоположной земли, и оттуда промчавшись через Палестину впадает в так называемое Мертвое море и исчезает.
11. Cod. Paris, gr. 1630, f. 237: В эти же времена стал известен также Мелхиседек, муж благочестивый — происходящий из рода Сидона, сына Египта, царя Ливии — который, став жрецом и царем ханаанеян, построил город на горе Сион и назвав его Иерусалимом, что означает «мирный город», царствовал в нем 113 лет, как пишет Иосиф (Ant. lud. 1 179-182). 2. Тогда же погибли два города, Содом и Гоморра, когда на них низвергся божеский огонь за то, что они оскорбили гостей.
3. Авраам родил Исаака от Сарры и Измаила от рабыни Агари, от которых называются сарацины и измаилиты. Исаак родил Иакова, прозванного Израилем, и Исава, от которых получили названия исавры и дети Израиля. Иаков родил двенадцать сыновей: от них произошли теперешние колена Израиля и были избраны священники, и евреи, давно называемые иудеями, тогда были названы.
4. В это время был известен у эллинов Гесиод, муж мудрый, который грамоту ассирийцев превратил в эллинский язык. Тогда же в стране карийцев случился некто по имени Эндимион, который через мистические обряды хотел узнать от луны имя Бога и узнав во сне умер. И миф есть доныне, что его останки бродят в стране карийцев. Миф же говорит, что его любила Селена.
5. Иаков отправился в Египет к сыну своему Иосифу, ставшему большим человеком. Иосиф, достигши ста лет, окончил жизнь. Левий родил Абракаада, тот Амра, а тот Моисея и Аарона. От Авраама до Моисея 505 лет, от Адама же до Моисея 4204 года. Моисей, взятый дочерью фараона, был обучен всей мудрости египтян и достигши 80 лет, ушел из Египта, забрав с собой израильтян, которых было не менее 600 хилиад, после 36 лет, и отправился через Красное море, прихватив также кости Иосифа.
12. Cod. Paris, gr. 1630, f. 238: Моисей, сорок лет обучая мудрости избранный народ, умер, оставив преемником Иисуса Навина, который ввел Израиль в землю, обещанную от Господа Аврааму: то был округ от реки Египта через море и пустыню. Он изгнал всех тамошних царей и вождей племен, которые, преследуемые от него через египетское море и Ливию, бежали в страну афров, поскольку египтяне не приветствовали их за прежнее, ибо пострадали от них и были утоплены в Красном море. Итак они бежали для убежища к афрам в уединенную страну, в которой проживали, приняв их земли и обычаи и вписали в каменные скрижали причину, по которой они перешли из Ханаана в Африку. И еще сегодня эти скрижали находятся в Нумидии.
Exc. Salm. р. 389: Династы народов, преследуемые Иисусом Навином и не принятые египтянами, переселившись в страну афров, написали: «Мы ханаанеи, которых преследовал Иисус разбойник».
Cod. Paris. gr. 1630: Моисей умер в 120 лет, оставив преемником Иисуса Навина, который управляя народом 27 лет, умер в 110 лет. Потом судьи правили Израилем.
13. Cod. Paris. gr. 1630, f. 238: Во времена Иисуса царствовал над Аттикой Огиг, который погиб вместе со страной от потопа и оставалась с тех пор пустынной и ненаселенной Аттика 206 лет, как Африкан написал. 2. Над страной молоссов царствовал тогда Аид, который имел дочь Кору, ибо так молоссы называют пригожих женщин. В нее влюбился Пирифой и с ее согласия решил похитить ее ночью; узнав об этом, отец поместил перед дверью пса, носившего за свою величину кличку Трикербер, который убил явившегося Пирифоя и заодно и девушку, вышедшую ему на помощь. У поэтов же сказано, что Плутон похитил ее, как говорит Палефат. 3. Царство Сикиона или Эллады продержалось 985 лет, [как Африкан мудрейший написал]. 4. В эти времена были известны Прометей, сведущий в грамматике и слепивший людей, Эпиметей, первый музыкант, Атлант, толкователь астрономии вследствие того, что он якобы поднимает небо, и многоглазый Аргус, знаменитый открытием ремесел. Была еще пророчица Сивилла. 5. Перешло и царство Аттики в Афины и продлилось 492 года. Первым царствовал Кекропс, который был назван двуприродным за величину тела и который издал закон, чтобы женщины отдавались одному мужу, тогда как прежде они совокуплялись с кем хотели и рожали от кого попало. Ибо происходя из Египта и ведая из законодательства Гефеста об одномужии, он говорил, что за это распутство Аттика была затоплена. С тех пор эллины соблюдали целомудрие. Кекропс правил сорок лет и назывался двуприродным также потому, что пришел из Египта в Грецию. 6. После него царствовали Кранай, Фороней и по порядку прочие до Кодра. Оттуда царство афинян перешло в аристократию, и стал первый Драконт законодатель, потом Солон, после него Фалес, потом Эсхил и другие. И господствовали все 982 года.
14. Suid. omicron 660: При судьях иудейских, когда погибло царство афинян, прославился Орфей, мудрецом наилучшим став и многим мистериям наученный. Ибо знамениты и его логосы о богопознании, которые суть следующие. Вначале возник эфир, созданный Богом, и по обе стороны от эфира царил хаос, и ночь страшная владела всем и покрывала то, что под эфиром, который есть неуловимый некий и верховный и самый древний творец всего сущего. И земля была невидима. Но свет разрушил эфир и осветил землю и всякую тварь. Следовательно свет, превышающий все и недоступный, объемлет все и называется Волей, Блеском, Жизнью. Эти три названия единой силой являются и одной властью творца всего Бога, из несуществующего в бытие вводящего и видимое и невидимое. Род же людской от творца всего и Бога был слеплен и душу приял человеческую, как и у Моисея, и бедствует и подвержен многим страданиям душевным и телесным, пригоден и к добрым и к худым делам и невзгоды быта переносит с терпеливостью.
15. Cod. Paris. gr. 1630, f. 238: Во времена иудейских судей был и мудрый Марсий, который изобрел музыкальную флейту из тростинки и меди; сойдя с ума, он бросился в реку и погиб. Рассказывают миф, что Аполлон содрал с него кожу. В эти же времена случился, как Аполлоний Родосский говорит, подвиг Ясона и аргонавтов, которые, причалив в Кизике и принятые гостеприимно, по неведению убили в бою царя Кизика и справив траур, построили храм в его память и уйдя оттуда к так называемым Пифийским горячим источникам и принеся жертву, спросили Аполлона, чей это храм, который они сами построили. И был дан им оракул, звучащий так: «Неопытная дева забеременеет, а вышедший из нее пленив весь мир, поднесет в дар отцу: ее будет дом этот, Мария имя ее». Они, сочтя, что это было сказано о Рее, назвали его храмом Реи, который дом при царе Зеноне стал церковью госпожи нашей и богородицы Марии. 2. Отплыв оттуда к Вифинии, чтобы пересечь Понтийское море, они достигли пристани Анаплон, где узнали, что узким тем проливом владел некий варвар Амик, который грабил и убивал проплывающих моряков, и укрывшись в густой бухте, узрели явление некоего страшного мужа с орлиными крыльями на плечах, предсказавшего им победу. Сразившись, они убили Амика и повернув назад, воздвигли в том месте храм, нарисовав на доске увиденную ими картину и назвав место Сосфением (Exc. Salm.: Аргонавты от страха перед Амиком укрывшись в густой бухте, узрели ангела, который предсказал им победу, и вышедши и победив Амика, воздвигли храм явившемуся, назвав место Лаосфеном). Этот храм впоследствии царь Византия Константин Великий нарек по имени архангела Михаила. 3. Оттуда ясоновцы прибыв через Понтийское море в Колхиду, взяли Медею и называемое золотым руно, которое было не тем, что поэтически прославляется, но книгой, написанной на шкурах и содержащей грядущее. Вероятно же, что тогдашние называли это руно из–за исходящей от него энергии.
4. Когда поход аргонавтов был завершен, Красная Сивилла дала оракул грекам … В стране фригийцев царствовал тогда Трос, отец Ила и Ганимеда, который основал Трою в свою честь и Илион по имени Ила. Окончив города, он пригласил на празднество освящения всех топархов за исключением царя Фракии Тантала. И через некоторое время он послал своего сильно любимого сына Ганимеда с 50 человек свиты принести благодарственные жертвы и дары европейскому Зевсу. Но Тантал, сочтя, что он послан шпионить за его царством, захватил его прежде чем он дошел до храма. И узнав настоящую причину его поездки, оказывал ему всякое внимание, однако тот, угнетаемый болезнью, вскоре умер. Опечаленный Тантал положил его тело в гробницу и послал людей сообщить отцу о его смерти. Поэты же написали, что Ганимед был похищен Зевсом, превратив горечь от его кончины в миф.
16. Cod. Paris. gr. 1630: Судили тогда у иудеев Хусарфом семь лет, Гофоноил пятьдесят (или сорок) лет, Гедеон, Иеффай, который, обязавшись, что принесет в жертву первого, кто встретится ему в доме его, убил свою дочь.
Exc. de virt. p. 781: Самсон, сын Маноя, был судья и силач. Пока он побеждал телесные наслаждения, он порабощал врагов, когда же от блудницы Далилы потерял рассудок, то вместе с благоразумием лишился и силы. Схваченный противниками, он был приведен в цепях в Газу, лишен зрения и осужден молоть зерно на мельнице. Поэтому, обрушив колонны храма, он погиб вместе с врагами, сказав: «Пусть погибнет Самсон с чужестранцами». И так он умер, судив народ двадцать лет.
17. Cod. Paris. gr. 1630, f. 239: Илия при известии, что сорок мириад народа и его дети убиты, скончался от горя. Ковчег, похищенный варварами, был возвращен через двадцать лет, когда врагов одолел голод. 2. И продолжалось время судей 337 лет. Потом, когда толпа окружила Самуила и требовала, чтобы он утвердил царя как и у других народов, первым был возведен на трон Саул. 3. Вооз же, праведный муж, от благочестивой жены Руфи родил Оведа, Овед родил Иессая, Иессай — Давида, который, поборов варвара Голиафа, считался всеми великим, Саул же его уничижал. Когда Саул был пленен врагами и окончил жизнь, Давид тотчас был объявлен царем Израиля. 4. Давид же назначил преемником царства своего сына Соломона, при котором началась Троянская война и который воздвиг в Иерусалиме храм. 5. Он творил суд для народа с мудростью, однако от женщин, приводимых к нему тысячами, был подбит отдаться идолопоклонству, поэтому и повелел Бог быть разделенным его царству.
18. Exc. de virt. p. 781: Саул, царь иудеев, одержимый демоном, не мог ни спать, ни лечь, и Давид успокаивал его мелодиями и песнями.
2. Давид, царь Иерусалима, пока законы строго соблюдал, на войне лучший был и всех врагов покорил, когда же от немногих неудач целое страдало, карался божьими бичами, ибо от сыновей едва не лишился царства и стал целью насмешек для врагов. И это он покаяниями и слезами лечил.
3. Соломон, сын Давида и царь иудеев, прославился разумом, могуществом и богатством, ибо творя суд для народа, лучшего решения не упускал и мудростью вкупе с божественной благодатью привлек в слушатели собственного учения большинство людей. 4. Однако делая это и тому подобные вещи, он был введен в заблуждение [человеческой] природой, склоняющейся к телесным удовольствиям, женился на тысяче женщин и был убежден ими стать идолопоклонником. Поэтому Бог повелел, чтобы его царство было разделено — не при его жизни — из–за памяти об отце Давиде — но после его кончины.
19. Exc. de insid. p. 4 Cramer: Сенахерим, царь ассирийцев, был убит собственным сыном на войне с эфиопами.
20. Cod. Paris. gr. 1630, f. 239: В стране эллинов царь Лапаф имел двоих сыновей, Ахея и Лакона, и умирая разделил между ними царство, и Ахей собственную свою часть назвал Ахайей, а Лакон — Лаконикой. И после него царствовали над лаконцами другие до правления Фестия. Фестий же имел трех дочерей, Леду, Клитию и Меланиппу. У Леды от мужа Тиндарея была дочь Клитемнестра, которую выдали замуж за Агамемнона. Леда, однако, соблазненная неким нобилем Кикном, забеременела сразу тремя детьми, Кастором, Полидевком и Еленой, будущей женой Менелая.
21. Exc. de virt. p. 782: Сфенебея, жена Прета, влюбившись в Беллерофонта и не встретив от него благосклонности, в отместку оклеветала его перед Претом как желающего ее соблазнить. И воззнегодовав, Прет послал его к Иобату, отцу Сфенебеи, чтобы тот убил его. Ибо сам Прет убивать его не хотел, так как воспитал его как свое дитя. Но Иобат, узнав, что обвинение против него лживо, пощадил Беллерофонта. 2. После Прета царствовал Акрисий.
22. Suid. alphaiota 23: Тесей, сын Эгея, царя Аттики, управлял критянами и преследуя Минотавра в лабиринте, убил его, когда тот прятался в пещере. Он взял в жены Ариадну, дочь Миноса и Пасифаи, и так правил островом Крит. Потом он попросил возвратиться к отцу Эгею и объявить о своей победе над Минотавром. Пока он плыл к земле Аттики, один из купцов успел раньше и солгал его отцу, что критяне изменили Тесею (действительно они имеют репутацию лжецов) и предали его Миносу для жертвоприношения. Эгей, поверив ему, без страха бросился со скалы в море и утонул. И поэтому даже сегодня море называется Эгейским. По прибытии Тесей обнаружил его мертвым. Презрев Критское царство и жену Ариадну, он стал царем в Аттике вместо отца.
Exc. Salm. p. 390: Эгей, когда возвестили ему ложно, что сын его Тесей погиб от Минотавра, бросился в море, и оно было названо Эгейским. Арион, который был доставлен невредимым в Тенар от дельфина, является, говорят, аналогом нашего Ионы.