Агесилай

Автор: 
Составитель: 
Составитель: 

Италика

Книга третья
Plutarch. Par. m. с. 29: Фулъвий Стелл, ненавидя женщин, сочетался с кобылой. В положенный срок она родила удивительной красоты девушку, которую отец назвал Эпоной. Ибо есть такая богиня - покровительница лошадей. Так рассказывает Агесилай в третьей книге «Италийских историй».
Комментарий
Зоофилия не является необычной темой в текстах греческих и римских антикваров и поэтов.
В большинстве этих анекдотов сексом с животным занимаются женщины, а не мужчины (но см. [Plutarch] = Aristocles 831 F 3a). Псевдо-Плутарх, похоже, не любит историй о мужчинах, совокупляющихся с кобылами и ослицами. Однако, в отличие от него, другие авторы не связывают мизогинию с содомией. Обычно, если кто-то влюбляется и/или вступает в половую связь с животным, истории о них очень похожи на человеческие истории любви (как, например, анекдоты о людях, которых любили дельфины: Plinius NH 9.8).
Эпона - кельтская богиня. Ее имя происходит от кельтского слова, обозначающего лошадь. Часто богиня изображается сидящей в седле на лошади или сидящей между лошадьми и ласкающей их руками. О легендах об Эпоне ничего не известно, за исключением рассказа Агесилая о родителях Эпоны и о том, что она забеременела от коня, хотя Эпона упоминается в римской литературе.
Фульвий Стелл представлен как человек известный и значимый, но не за свою зоофилию, а за то, что стал отцом богини. Эта история уникальна: обычно у полубога или полубогини есть хотя бы один божественный родитель. Так, кентавры, полулюди-полулошади, в большинстве мифов были потомством мужчины или полубога с богиней или полубогиней: о кентаврах рассказывают, что они были потомством Кентавра и магнезийской кобылицы (Pindar, Pythia 2.41-8), причем сам Кентавр был сыном лапифского царя Иксиона и Нефелы, дождевой тучи в облике Геры (Pindar, Pythia 2.36-48, Ovid. Metamorphoses 12.210 и др.). Другие античные авторы называют единичных кентавров сыновьями разных нимф от Кроноса (кентавр Хирон) или Силеном (кентавр Фол), например, [Аполлодор], Bibliotheke 2.83. Таким образом, необычность истории об Эпоне не вписывается в нарратологические традиции греческой мифологии и - если она вообще основана на традиции - она могла возникнуть из чужой (кельтской?) мифологии.
В республиканское время известны знаменитые Фульвии (например, Флакки и Нобилиоры), но фамилия Стелл - это гапакс.
Биографический очерк
Кроме заметки у Псевдо-Плутарха, неизвестном писателе, который писал свои краткие заметки позднее середины второго века нашей эры, у нас нет никакой информации об Агесилае. Если он существовал, то написал историю Италии по крайней мере в трех книгах, но если и написал, то она была настолько низкого качества, что не использовалась другими авторами.