4.2. Коллегия атталистов

В религиозной политике пергамских царей важное место принадлежало деятельности по распространению почитания царей через религиозные объединения артистов бога Диониса и через специальную культовую коллегию атталистов.
Культовые, профессиональные, возрастные и другие объединения играли важную роль в социально-политической, культурной и религиозной жизни греческого мира[1]. Среди них наиболее значительную группу составляли религиозные товарищества, объединявшие почитателей какого-либо божества или обожествленной личности. Важную роль играл союз технитов Диониса, широко известный и пользовавшийся уважением в греческом мире. В его состав входили профессиональные артисты, музыканты, постановщики массовых зрелищ. Товарищество технитов Диониса в отличие от большинства религиозных объединений, имевших, как правило, локальный характер, вышло за пределы полиса и играло значительную роль в системе межэллинских связей и отношений, по преимуществу религиозных и культурных, но также и политических. Участие технитов в религиозных празднествах придавало им особую пышность. Широкие возможности организации технитов в этом отношении оценили многие цари, которые старались привлечь артистов на свои торжества. Филипп II, например, захватив Олинф и устроив по этому поводу жертвоприношения и празднества, привлек к ним профессиональных артистов (Dem. XIX. 192). Диодор сообщает (XX. 108), что Антигон пригласил к участию в состязаниях и торжествах в Антигонии атлетов и артистов. Тигран II Великий собрал в своей столице технитов Диониса для открытия выстроенного им театра. Позже Лукулл, захватив во время войны с Митридатом VI Евпатором город Тигранакерт, использовал их для организации игр и зрелищ по случаю своей победы (Plut. Luc. XXIX). Известно несколько региональных объединений технитов; среди них большую роль играли союз технитов Диониса Ионии и Геллеспонта τὸ κοινὸν τῶν περὶ τὸν Διόνυσον τεχνιτῶν τῶν ἐπ᾿ Ἰωνίας καὶ Ἐλλησπόντου, центром которого являлся город Теос. Во II в. до н. э. эта организация, как и сам город, находилась под властью царей Пергама; до падения династии техниты пользовались постоянной поддержкой Атталидов[2]. В связи с этим объединение артистов Ионии и Геллеспонта стало даже избирать специального жреца Эвмена II, а после смерти царя - жреца бога Эвмена (CIG. 3070). О внимании центральной власти к делам союза свидетельствует письмо Эвмена II технитам по поводу их отношений с гражданской общиной Теоса (IvP. 163; RC. 53). Отношения между жителями города и поселившимися на его территории технитами складывались сложно. В начале II в. до н. э., очевидно вскоре после 188 г. до н. э., декретом Теоса артистам Диониса было предоставлено право приобрести участок земли в городе или хоре. Это земельное владение объявлялось священным и освобождалось от налогов (SEG. II, 580). В дальнейшем между гражданской общиной и объединением технитов возникли разногласия, основа которых не совсем ясна из-за фрагментарности источника. Эвмен II пытался разрешить противоречия, принимал посольства обеих сторон, а также направлял некоего Аристомаха из Пергама для решения спорных вопросов на месте (RC. 53. Col. III C)[3]. Но эта деятельность не имела в конечном счете успеха. Страбон (XIV. 1, 29) сообщает о том, что техниты бежали из Теоса в Эфес, а царь Аттал поселил их в Мионнесе, между Теосом и Лебедом. Неясно, о каком из последних пергамских царей идет речь в этом фрагменте. Большинство ученых справедливо считают, что переселение технитов произвел Аттал III[4]. Еще О. Людерс отметил, что уход артистов из Теоса не мог произойти ранее 153/152 г. до н. э., так как именно этим годом датируется один из найденных в Теосе важных документов, связанных с технитами (CIG. 3070)[5]. Кроме того, согласно сообщению Страбона (XIV. 1, 29), теосцы, испугавшись закрепившихся в Мионнесе технитов, обратились с жалобой к Риму, по распоряжению которого артисты переселились в Лебед. Последние события - обращение к Риму и переселение в Лебед - произошли уже после падения династии Атталидов, поэтому переселение технитов в Мионнес следует связывать с именем Аттала III.
Отношения технитов с горожанами были сложными не только в Теосе, но и в других полисах, где селились артисты. Надпись, к сожалению, плохой сохранности, обнаруженная на месте античного городка Аттуда во Фригии, по предположению издателей, содержит текст послания одного из пергамских царей, правивших во II в. до н. э., городу в связи с ухудшением отношений между корпорацией технитов и коллективом граждан (MAMA. VI, 65).
Пристальное внимание и покровительственное отношение пергамских монархов к союзу технитов Диониса Ионии и Геллеспонта объясняются прежде всего стремлением иметь дружественные связи с этим влиятельным в греческом мире религиозным объединением. Установлению контактов способствовала также в немалой степени популярность культа Диониса в самом Пергаме и при царском дворе. В свете всех перечисленных в разделе 4.1 фактов внимание и покровительственное отношение Атталидов к технитам Диониса Ионии и Геллеспонта представляется совершенно естественным. В связи с распространением культа Диониса Категемона при Эвмене II произошли изменения и в организации союза технитов. Он стал называться τὸ κοινὸν τῶν περὶ τὸν Διόνυσον τεχνιτῶν τῶν ἐπ᾿ Ἰωνί ας καὶ Ἐλλησπόντου καὶ τῶν περὶ τὸν Καθηγέμονα Διόνυσον. В надписях такое название союза получило распространение после 188 г. до н. э., когда окончательно установилась власть Атталидов над Теосом. Позже, в 133 г. до н. э., после гибели династии, исчезли воспоминания об артистах Диониса Категемона, из чего также ясна их связь с правившим в Пергаме царским домом. Следует полагать, что союз артистов Диониса Категемона составлял часть объединения технитов Малой Азии, имел центр в городе Пергаме и состоял из придворных артистов и музыкантов. Задача его состояла в распространении культа Диониса Категемона, в участии в связанных с именем этого бога празднествах и различных придворных торжествах. В 2002 году была опубликована надпись, найденная в верховьях долины реки Каик, которая представляла собой постановление культового союза, возможно, объединявшего артистов и музыкантов. Документ свидетельствует, что этот союз также служил средством распространения культа Атталидов. Документ предписывает при отправлении церемоний союза воздавать почести обожествленным после смерти царю Атталу I и его супруге царице Аполлониде и здравствовавшим царю Эвмену II, его супруге царице Стратонике и братьям царя[6].
К этому же времени относится и основание новой коллегии атталистов τὸ κοινὸν τῶν Ἀτταλιστῶν, данные о которой содержит серия надписей из городов Малой Азии (один документ - из Иаса, остальные - из Теоса), связанных с именем Кратона, сына Зотиха. Хронологическая последовательность документов определяется следующим образом[7]. По всей вероятности, наиболее ранней является надпись из карийского города Иаса, упоминающая имя флейтиста Кратона в ряду имен агонофетов, артистов, хорегов[8]. Ее можно датировать примерно первой третью II в. до н. э. Позже в честь Кратона были приняты почетные постановления объединениями синагонистов (CIG. 3068 В), технитов Диониса Ионии и Геллеспонта и Диониса Категемона (CIG. 3067, 3068 А). Последние два документа были составлены при жизни царя Эвмена II, очевидно в последние годы его правления. Следующие надписи относятся ко времени правления брата Эвмена II - Аттала II. Седьмым годом правления Аттала II - 153/152 г. до н. э. -датируется письмо Кратона коллегии атталистов, которая к тому времени была уже основана (CIG. 3070; OGIS. 325).
Примерно тогда же было сделано посвящение от имен атталистов и Кратона в Теосе[9]. От первого документа, к сожалению, сохранилось лишь несколько начальных строк, а второй сам по себе предельно краток. К более позднему времени - после 153/152 г. до и. э. - относятся постановления атталистов в честь основателя коллегии (CIG. 3069; OGIS. 326) и сильно фрагментированная надпись, которую считают завещанием Кратона (CIG. 3071). Два документа не поддаются датированию. Один из них фиксирует памятное событие - награждение Кратона венками от имени эфебов, коллегии стратегов и гражданской общины Теоса[10]; другой - постановление технитов Истма и Немей в честь Кратона (CIG. 3068 С).
Кратон, сын Зотиха, гражданин Калхедона, с именем которого связаны все указанные документы, начинал свою деятельность в объединении технитов Диониса флейтистом. Позже он начал играть значительную роль в этом союзе, был избран жрецом Диониса и агонофетом. Кратон стал настолько влиятелен и популярен, что союзы технитов Ионии и Геллеспонта, Истма и Немей, а также объединение синагонистов отметили его деятельность серией специальных постановлений, предоставив значительные почести (CIG. 3067, 3068). Например, союз артистов Ионии и Геллеспонта решил ежегодно награждать его венком в день, когда производилось торжественное шествие, и установить три изображения Кратона (CIG. 3067). В документах подчеркивается, что деятельность Кратона была каким-то образом связана с царским двором Атталидов. К сожалению, о ней говорится в самых неопределенных и напыщенных выражениях: "... все, относящееся к чести и славе, совершил для Диониса... и для других всех богов и для царей, цариц и братьев царя Эвмена..." (CIG. 3067. Стк. 11-14). Надпись была составлена еще при жизни Эвмена II, в противном случае он был бы назван богом (ср.: CIG. 3070). Под царями подразумеваются Эвмен II и Аттал II. Последний, по мнению Ж. До, которое принято и другими исследователями, стал носить царский титул еще при жизни своего брата[11]. Видимо, этой деятельностью Кратон приобрел гражданские права в столице государства, ибо назван в одном из документов пергамцем (CIG. 3068 С). Гражданская община центра технитов Ионии и Геллеспонта города Теоса, коллегия стратегов города и эфебы также воздали ему почести - увенчали венками[12]. Именно в этот период жизни, когда он имел широкую популярность и влияние в организации технитов, в городе Теосе и стал известен своей промонархичной деятельностью, Кратон приступил к созданию новой коллегии. Отметим, что этот человек был еще и богат, о чем свидетельствует перечень имущества, переданного им коллегии атталистов. Кратон по праву может быть отнесен к тому достаточно узкому слою состоятельных и обладавших в полисах реальной политической властью граждан, который выделился в эпоху эллинизма и часто составлял социальную опору монархии в городах.
Деятельность Кратона по созданию коллегии заключалась в том, что он, как сказано в документе, отобрал и объединил людей в новый союз τὸ κοινὸν τῶν ὑφ᾿ ἑαυτοῦ συνεγμένων καὶ κεκριμένων (OGIS. 326. Стк. 6-7; 325. Стк. 4). Учитывая характер всей предшествующей деятельности Кратона, следует полагать, что в новую коллегию были отобраны и объединены артисты - члены организации технитов Диониса[13]. Позже Кратоном был составлен так называемый "священный закон" - νόμος ἱερός (OGIS. 325. Стк. 17,35), представлявший собой, вероятно, совокупность норм и правил, определявших деятельность атталистов. Чрезвычайно важны указания надписи на существование прямых контактов Кратона с царем Атталом II и интерес последнего к деятельности союза. Например, упоминается о том, что после смерти Кратона, которая последовала в Пергаме, Аттал II отослал коллегии атталистов тот "священный закон", который был оставлен основателем нового объединения (OGIS. 326. Стк. 17-18). Таким образом, Аттал II был знаком с содержанием разработанного Кратоном и утвержденного позже атталистами документа.
Известные сложности вызывает вопрос о времени создания союза. Письмо Кратона атталистам, которое содержит самое раннее упоминание об этой коллегии, датировано седьмым годом правления Аттала ΙΙ, то есть 153/152 г. до н. э. (OGIS. 325. Стк. 1-2), но есть основания считать, что товарищество было создано почти на 10 лет раньше. В одном из постановлений в честь Кратона (CIG. 3067), которое Ж. До датирует временем ранее 166 г. до н. э.[14], отмечается, что Кратон выполнял в союзе технитов Диониса Ионии и Геллеспонта обязанности жреца Диониса и агонофета. Ясно, что тогда еще коллегия атталистов не была основана. В другом декрете - постановлении атталистов - содержится фраза, которая требует особого внимания: сказано, что Кратон "многое доброе и полезное объединению у царей совершил" (OGIS. 326. Стк. 8-10). Объединение (ή σύνοδος) - это коллегия атталистов, а под царями подразумеваются Аттал II, при котором принято постановление, и его предшественник Эвмен II. Из этого следует, что коллегия возникла еще при жизни Эвмена II, в промежутке между тем временем, когда было принято упомянутое выше постановление технитов Диониса Ионии и Геллеспонта в честь Кратона ранее 166 г. до н. э. (CIG. 3067), и смертью Эвмена II, которая последовала в 159 г. до н. э.
Г. фон Протгом было высказано предположение, что при Эвмене II возникла коллегия эвменистов, имевшая специальное святилище Эвменейон, а при Аттале II религиозное объединение и святилище получили имя нового царя. Но никаких фактов в пользу данной мысли источники не содержат, поэтому она справедливо была отвергнута[15].
Деятельность коллегии атталистов продолжалась недолго, никаких сведений о ее существовании после падения династии Атталидов в 133 г. до н. э. нет.
Трудности вызывает также вопрос о том, в каком городе царства находилась коллегия атталистов. О. Керн, В. Диттенбергер, Ф. Поланд, В. Руге считали этим городом Теос на том основании, что он был центром технитов Диониса Ионии и Геллеспонта и именно в Теосе были найдены рассказывающие о Крагоне документы[16]. А. Бек, О. Людерс, М. Френкель, Г. фон Протт, Дж. Кардинали, М. И. Ростовцев, Э. Олемутс, Э. Хансен, Р. Аллен, напротив, придерживались мнения о том, что центром атталистов стал Пергам[17]. В пользу второй точки зрения свидетельствует ряд фактов. Кратон получил гражданские права в Пергаме, его деятельность была связана с царским двором. В постановлении атталистов говорится о том, что завещанный коллегии Кратоном дом находился рядом с дворцом (πρὸς τῶι βασιλείων - OGIS. 326. Стк. 22).
В данном случае речь идет о столице, хотя и известно, что Атталиды имели дворцы в некоторых других городах государства, например в Траллах (Vitruv. II. 8, 9). Упоминаемый в указанном выше документе Атталейон исследователи отождествляют с так называемым "зданием с нишей", расположенным на склоне холма Пергама южнее театра (ср. указание надписи о положении Атталейона - πρὸς τῶι θεάτρωι - OGIS. 326. Стк. 20)[18]. Что касается одного из главных возражений против данной точки зрения (связанные с именем Кратона документы были открыты в Теосе), то оно объяснимо. С Теосом соотносились многие важные этапы карьеры Кратона, а коллегия атталистов имела тесные связи с союзом артистов Диониса. Поэтому, когда Кратон создал в столице союз атталистов, серия ранних почетных декретов была дополнена новыми документами: постановлением коллегии атталистов, письмом Кратона и, наконец, его завещанием.
Коллегия атталистов имела структуру и организацию, традиционную для такого рода союзов. Она официально называлась τὸ κοινὸν τῶν Ἀτταλιστῶν; ἠ σύνοδος τῶν Ἀτταλιστῶν или просто ἡ σύνοδος (OGIS. 326. Стк. 2,9,16,19,23,32-33). Члены ее устраивали собрания ἡ σύνοδος (OGIS. 326. Стк. 25), которые являлись главным органом объединения. Примечательно, что даже "священный закон", составленный Кратоном, утверждался собранием. Собранием было принято также специальное почетное постановление с целью воздать хвалу основателю коллегии и увековечить его память (OGIS. 326). Во главе объединения находился жрец ὁ ἱερεὸς τῆς συνόδου (OGIS. 326. Стк. 2-3), должность которого первоначально занимал сам Кратон.
Сохранившиеся строки вышеназванного письма Кратона аттапистам, которое датировано седьмым годом правления Аттала II - 153/152 г. до н. э. (OGIS. 325. Стк. 1-4), содержат упоминание о двух эпонимных магистратах союза технитов Диониса - агонофете и жреце, который был также жрецом обожествленного после смерти царя Эвмена II. Почему, обращаясь к основанному им религиозному товариществу, Кратон датирует письмо именно таким образом? Можно предположить, что коллегия атталистов имела организационную связь с теосским объединением артистов Диониса, возможно, составляла его отделение.
Союз алталистов, подобно другим культовым коллегиям эллинистического мира, имел собственные средства, имущество, находившееся в общем владении; возможно, выбирался казначей[19]. Общим достоянием членов товарищества атталистов стали завещанная Кратоном на жертвоприношения и проведение собраний крупная сумма денег, утварь сакрального назначения, дом, а также переданный им еще при жизни Атталейон, очевидно, святилище - центр царского культа (OGIS. 326. Стк. 20-32).
Рассмотренные данные об организации союза атталистов свидетельствуют о влиянии объединения технитов Ионии и Геллеспонта. Товарищество артистов Диониса явилось основой и своего рода образцом формирования новой коллегии; возможно даже, оба союза сохраняли организационную связь. Причины этого заключались в том, что объединение технитов Диониса Ионии и Геллеспонта имело сложившуюся в течение долгого времени организационную структуру, было близко к дому Атталидов, придерживалось пропергамской ориентации, участвовало в отправлении культа монархов, наконец, имело широкую известность в греческом мире.
Важной особенностью союза технитов Диониса, как отмечалось выше, был его межполисный характер. В объединение вступали граждане различных общин и имели в нем равные права. Видимо, эту черту унаследовала и коллегия атталистов. Сам основатель товарищества Кратон являлся гражданином Калхедона, но получил еще гражданские права и в Пергаме.
В эллинистическую эпоху известны и другие коллегии почитателей царей или династий, возникновение которых было связано с широким распространением практики обожествления монархов. Из воинов египетского гарнизона на острове Кипр состояла коллегия басилистов (οἱ βασιλισταἰ -OGIS. 130). В Феспиях существовало объединение в честь основателя династии Атталидов Филетера (OGIS. 311 ), а на Делосе в первой половине I в. до н. э. - союз евпатористов в честь Митридата VI Евпатора (OGIS. 367). Среди названных коллегий союз атталистов занимал особое место: целью объединения было не только отправление царского культа, но и активное его распространение, участие в многочисленных религиозных и придворных праздниках. Создание коллегии атталистов было связано не только с практикой почитания царей Пергама, но и с активными и целенаправленными усилиями монархии распространить царский культ.


[1] Истории различного рода союзов посвящен ряд трудов, из которых наиболее полными и значительными являются исследования Э. Цибарта и Ф. Поланда: Ziebarth E. Das griechische Vereinswesen. Leipzig, 1896; Poland F. Geschichte des griechischen Vereinswesens. Leipzig, 1909. О технитах Диониса см.: Глускина Л. М. Асилия эллинистических полисов и Дельфы//ВДИ. 1977.№ 1; Шарнина А. Б. Союзы технитов Диониса в эллинистических полисах // ВДИ. 1987. № 2. С. 102-117; она же. Техниты Диониса // Фролов Э. Д., Никитюк Е. В., Петров А. В., Шарнина А. Б. Альтернативные социальные сообщества в античном мире. СПб., 2002. С. 217-314; Luders O. Die Dionysische Künstler. Berlin, 1873; Foucart P. De collegiis scenicorum artificum apud Graecos. Paris, 1873; Quandt W. De Baccho ab Alexandra aetate in Asia Minore culto. Halle, 1913; Claffenbach G. Symbolae ad historiam collegiorum artificum Bacchorum. Berlin, 1914; Poland F. Technitai // RE. 1934.2 Rh. 10 Hbbd. Sp. 2473-2558; Nilsson M. The Dionysiac Mysteries of Hellenistic and Roman Age. Lund, 1957. \\Авторы перечисленных трудов, отмечая факт существования коллегии атталистов, не проявили к ней должного внимания. Исследователи истории Пергама ограничились изложением общих сведений об этом союзе.
[2] О взаимоотношениях технитов Диониса с Атталидами см.: Глускина Л. М. Асилия... С. 90-91; Ziebarth E. Op. cit. S. 80-81; Poland F. Op. cit. S. 138-140; Ohlemutz E. Op. cit. S. 98 f.; Hansen E. Op. cit. P. 171 f.
[3] Комментарий к надписи дан в работах: Ziebarth E. Op. cit. S. 84 f.; Prott H. von. Dionysos Kathegemon HAM. 1902. Bd. XXVII. S. 166, 171; Poland F. Op. cit. S. 140, 400; Welles Ch. B. RC. P. 230-237.
[4] Luders O. Op. cit. S. 85 f.; Ziebarth E. Op. cit. S. 81; Poland F. Op. cit. S. 140; Welles Ch. B. RC. P. 231 ; Hansen E. Op. cit. P. 172; HoppJ. Op. cit. S. 115; Wal bank F. The Hellenistic World. Brighton, 1981. P. 70.
[5] Luders O. Op. cit. S. 86.
[6] Ibidem. S. 98-99; Ziebarth E. Op. cit. S. 80 f.; Poland F. Op. cit. S. 139; Welles Ch. B. RC. P. 321; Hansen E. Op. cit. P. 452; Muller H., Worrle M. Ein Verein... Стк. 8-9.
[7] Doux G. Craton, Eumene et Attale II II BCH. 1935. № 59. P. 218-220.
[8] Le Bas-Waddington. III. 255.
[9] BCH. 1880. IV. P. 164.
[10] Le Bas-Waddington. III. 1558.
[11] Daux G. Op. cit.; Hansen E. Op. cit. P. 127; Allen R. Op. cit. P. 10. Not. 7; P. 81.
[12] Le Bas-Waddington. III. 1558.
[13] Ziebarth E. Op. cit. S. 76; Hansen E. Op. cit P. 418; Hopp J. Op. cit. S. 114. П. Фукар (Foucart P. Op. cit. P. 8) тоже считал атталистов артистами, но видел в них не особую коллегию, а технитов Диониса Малой Азии, принявших имя царя Аттала в благодарность за оказанные им благодеяния. Против такой трактовки свидетельствует наличие у атталистов своей организации и имущества.
[14] Doux G. Op. cit. P. 219.
[15] Prott H., von. Op. cit. S. 174, 177. Ср.: Poland F. Op. cit. S. 140; Ohlemutz E. Op. cit. S. 101. Not. 30; Hansen E. Op. cit. P. 462. Not. 255.
[16] Kern O. Attalistai // RE. 1896. Bd. 2. Sp. 2157; OGIS. Vol. l.P. 500. Not. 13; Poland F. Op. cit. S. 231; idem. Technitai II RE. 2 Reihe. 10 Hbbd. Sp. 2543; Rüge W. Il RE. 9 Hbbd. Sp. 567.
[17] CIG. Vol. 2. P. 667; Luders O. Op. cit. S. 22; Frankel M. IvP. Bd. 1. S. 138; Prott H. von. Op. cit. S. 168 f.; 178 f.; Cardinali G. II regno... P. 151 f.,Not. 1 ; RostovtzeffM. Pergamum. P. 600; Ohlemutz E. Op. cit. S. 100 f. Not. 29; Hansen E. Op. cit. P. 462; Allen R. Op. cit. P. 153; Ср.: OGIS. Vol. I. P. 500. Not. 15.
[18] Prott H. von. Op. cit. S. 169, 178-180; Ohlemutz E. Op. cit. S. 102-103; Hansen E. Op. cit. P. 462 f.
[19] О финансах религиозных объединений см.: Ziebarth E. Op. cit. S. 156-166: Poland F. Op. cit. S. 453-498.