3.5. Градостроительная деятельность династии

Открывшее эпоху эллинизма вторжение греко-македонской армии под предводительством Александра Македонского в страны Ближнего Востока и Средней Азии сопровождалось массовым переселением греков и македонян на Восток. Закономерным следствием этого процесса стало широкое распространение полиса как традиционной экономической и социально-политической формы организации греческого населения. Очевидно, в ряде случаев основание полисов на восточных территориях происходило стихийно, без участия центральной власти. В основном же колонизационный процесс развивался при активном участии или, во всяком случае, под контролем царской власти, в известной степени целенаправленно и планомерно. Итогом его стало основание примерно 170 городов в Малой Азии, Сирии, Египте[1]. Областью активной градостроительной деятельности эллинистических монархов была Малая Азия, где возникли основанные Александром, Антигоном, Селевкидами, Атталидами и другими царями города. Воссоздание подробной и полной картины деятельности Атталидов в области градостроительства является сложной задачей: в распоряжении исследователей имеются лишь отрывочные сведения, содержащиеся в трудах Страбона, Плиния Старшего, Стефана Византийского, Свиды и некоторых других поздних авторов. Известное значение имеют легенды монет малоазийских городов, описания путешественников и исследователей, изучавших развалины полисов, топографию мест. Всем этим обусловлены следующие трудности: невозможность в ряде случаев точно локализовать город, известный по письменным источникам; отсутствие достаточно прочных ориентиров для определения даты основания полиса; невозможность решить вопрос о том, является основанный город таковым в строгом смысле слова или же он представляет собой расширенное и переименованное поселение, существовавшее раньше на его месте.
Одно из наиболее ранних известных по источникам поселений, основанных династией пергамских царей, город Филетерия у горы Ида. Упоминается он впервые в договоре середины III в. до н. э., заключенном между Эвменом I и восставшими наемными воинами. Среди групп солдат названы те, "которые находятся в Филетерии под Идой" (IvP. 13; OGIS. 226. Стк. 20-21, 54-55). Данное указание весьма неопределенно. Гора Ида (современная Каз-Даг), упоминаемая во многих античных источниках, находилась к северу от Пергама на границе Мисии и Троады и, строго говоря, представляла собой целый горный массив, занимающий обширную территорию. Поэтому точное местоположение Филетерии неизвестно[2].
Вопрос о времени основания города тоже может быть решен лишь приблизительно. В. Чериковер, Э. Хансен и Г. Коэн считали, что сам Филетер не мог быть основателем поселения: его власть еще не распространялась на территорию северной Мисии и южной Троады. Поэтому скорее всего, по их мнению, основателем являлся племянник Филетера Эвмен I, увековечивший имя своего предшественника в названии города[3]. По мнению Р. Аллена, крепость Филетерия была построена при Филетере. Основания для суждения следует признать убедительными: договор Эвмена I с наемниками, в котором колония упоминается, датирован по эре Селевкидов, то есть был заключен в период, когда Эвмен I еще был вынужден признавать верховную власть Антиоха I. Страбон сообщает, что Эвмен I одержал победу над Антиохом I в битве при Сардах (XIII. 4, 2), которая могла произойти только между 263 г. до н. э. (приход к власти Эвмена 1) и 261 г. до н. э. (смерть Антиоха I). Следовательно, уже к началу правления Эвмена I военные крепости - Филетерия и упоминаемая наряду с ней Атгалия -существовали[4]. Характер поселения можно определить достаточно точно. Упоминание о командирах и рядовых воинах, размещенных в Филетерии, свидетельствует о военном характере поселения[5]. Эта колония наемников прикрывала северные границы государства и защищала от нападения важный в экономическом отношении район царства. Гора Ида была богата строительным лесом, смолой; в этой области находились конные заводы, медные и серебряные рудники (Strab. XIII. 1,45).
Филетерия упоминается еще в одной более поздней пергамской надписи, принятой в честь Диогена, сына Эпиклея, коменданта крепости, которого документ называет ὁ κατασταθεὶς πρὸς τῆι ἐπιμελείαι καὶ φυλακῆι τῶν ἐν Φιλεταιρείαι τειχῶν καὶ πυλῶν (ΙνΡ. 240). По мнению М. Френкеля, Дж. Кардинали, Э. Мейера, в надписи упомянута Филетерия у горы Ида. Но Р. Аллен убедительно показал, что в данном случае речь идет о другой Филетерии, которая находилась скорее всего в окрестностях Пергама[6]. Когда и в связи с какими обстоятельствами возникла вторая Филетерия, неизвестно.
В том же договоре Эвмена I с наемниками назван еще один городок- Атталия (ἡ Ἀτταλεία в надписи или по легенде монет Ἀττάλεα - IvP. 13 ; OGIS. 226. Стк. 22, также стк. 2,59). Ясно, что речь идет тоже о военном поселении, скорее всего оно названо в честь отца Филетера Аттала. Видимо, об этом же поселении рассказывает писатель VI в. н. э. Стефан Византийский. Он называет Атталию полисом в Лидии и сообщает о том, что прежде город назывался иначе - Аллоейра или Агроейра. В таком случае Атгалия не является в строгом смысле слова вновь основанным поселением[7]. Деятельность основателя, видимо, заключалась в том, что он разместил в негреческом городке наемных воинов, возможно, расширил, укрепил его и, наконец, переименовал. Основателем Атталии следует считать, исходя из указанных выше соображений Р. Аллена, Филетера. Определить точное место, на котором располагался город, невозможно, хотя специалисты предпринимали попытки такого рода. По мнению Ж. Раде, город занимал территорию на правом берегу реки Лику подножья акрополя Гюрдюк-Кале к северу от Фиатиры. К. Шуххардг считал, что город размещался на месте современного поселка Сельджикли тоже около Гюрдюк-Кале[8]. Видимо, можно лишь утверждать, что Аттал ия находилась в Лидии к востоку от Пергама на плодородной равнине реки Лик и выполняла первоначально функцию военного форта на восточных границах государства. В отличие от первой колонии, Аттал ия значительно позже выросла в крупное поселение и, утратив свое исключительно военное значение, стала полисом, имела органы самоуправления, право чеканки монеты. Известны монеты города с легендой ΑΤΤΑΛΕΑ.
Страбон рассказывает о том, что Аттал, разрушив местность Гергифы в Троаде, переселил жителей к истокам реки Каик, в нижней части долины которой находилась столица государства. К сожалению, он не уточняет, о каком представителе династии идет речь (XIII. I, 70). Большинство исследователей считают, что эту акцию следует связывать с именем Аттала I, однако соотносят ее с разными событиями периода его правления. Ж. Раде и В. Чериковер полагают, что основание нового поселения в Мисии путем переселения жителей Гергифы произошло вскоре после победы Аттала I над галатами у истоков реки Каик, когда действительно существовала необходимость укрепления восточных границ государства. Э. Хансен высказала суждение о том, что данное событие случилось во время похода Аттала I в 218 г. до н. э. в ходе борьбы последнего с полководцем Селевкидов Ахеем. Именно тогда Аттал I совершил поход по Мисии и Троаде, подтвердил свою власть над греческими городами и произвел указанное выше переселение жителей Гергифы. Аргументацию первой группы ученых американская исследовательница отвергла, возразив, что после победы над галатами власть Аттала I еще не распространялась на Троаду. Видимо, в данном случае следует отдать предпочтение мнению Э. Хансен, которое принимает также Г. Коэн[9].
Новая Гергифа у истоков реки Каик не являлась городом. Во времена Страбона это была деревня. Некоторые исследователи (В. Чериковер, Г. Коэн) связывали переселение жителей Гергифы в Троаде в Мисию с намерением Аттала I создать у истоков реки Каик новый форт, закрывавший путь к столице, и хотя о военном характере поселения сведений нет, данное предположение весьма вероятно[10].
Об основании городка Эллинополя в Вифинии кратко сказано в сочинении Etimologicum Magnum: "Эллинополь: Аттал, сводя жителей греческих городов, основал город и назвал его Эллинополем" (s. v. Ἐλληνόπολις)· В данном случае мы имеем пример синойкизма, когда новый город создавался за счет объединения двух или нескольких поселений. Новый город Эллинополь являлся полисом, о чем совершенно определенно сказано в источнике. Об этом же свидетельствует и название города. На том основании, что Аттал свел воедино жителей полисов, можно считать город поселением сугубо гражданским, а не военным. Относительно времени его основания существуют различные мнения. В. Чериковер считает возможным приписать это деяние Атталу I. Э. Хансен связывает данное событие с именем Аттала II[11]. Локализовать город невозможно из-за краткости информации.
Одним из построенных Атталидами во Фригии городов являлся Дионисополь. Стефан Византийский сообщает о том, что город этот был основан Атталом и Эвменом (s. v. Διονύσου πόλις; Plin. Nat. Hist. V. 113). Местоположение Дионисополя неизвестно. В. М. Рэмзи считал возможным локализовать его около местечка Ортакёй в верхней части долины реки Меандр на южном ее берегу. Л. Робер полагал, что древний Дионисополь располагался в районе горного хребта Чал-Даг около современных местечек Ючкюйю или Бекилли на северном берегу реки Меандр, но расценивал и этот вариант локализации лишь как возможный[12]. Некоторые новые материалы позволяют отдать предпочтение мнению Л. Робера[13]. Относительно времени основания города существуют два мнения. Один из первых исследователей проблемы градостроительства в эпоху эллинизма Ж. Раде связывал это событие с именем Аттала I и его сына Эвмена (будущего царя Эвмена II)[14]. Другого мнения придерживались В. Э. Рэмзи, В. Руге, В. Чериковер, Э. Хансен, Хр. Хабихт и Г. Коэн[15]. Они считали основателями Дионисополя Аттала II и Эвмена II, аргументируя свою точку зрения тем, что власть Аттала I над Фригией была кратковременной. Действительно, Аттал I владел данной областью в течение всего нескольких лет, причем это время было наполнено войнами. Одна из надписей, найденных в этом районе, упоминает "народ (то есть гражданскую общину) Дионисополитов"[16]. Правда, документ относится к римскому времени, но, видимо, он отражает более ранние эллинистические традиции городской жизни. Кроме того, само название города свидетельствует о том, что он являлся полисом.
В западной части Малой Азии находилось несколько городов, называвшихся Аполлония, Аполлониада или Аполлонида. В научных работах, посвященных градостроительной деятельности Атталидов, был поставлен вопрос о том, какие из этой группы полисов были основаны царями Пергама. В. Чериковер склонен связывать с именами Эвмена II и Аттала II основание большинства Аполлонид и Аполлоний[17]. Э. Хансен и Г. Коэн высказали совершенно справедливое возражение против подобного подхода, ибо источниками засвидетельствовано существование ряда Аполлоний еще в доэллинистическую эпоху[18].
С именами пергамских монархов вполне надежно может быть связано строительство Аполлониды в Лидии, Аполлонии во Фригии. Аполлонида в Лидии относится к числу наиболее значительных и известных в ряду основанных Атталидами поселений. Назван был город (в источниках переданы варианты Ἀπολλονίς - Strab. XIII. 4, 4; Ἀπολλονία - Steph. Byz. и другие) по имени царицы Аполлониды, жены Аттала I и матери Эвмена II[19]. Об основании города рассказывает надпись, найденная в Лидии в окрестностях Акхисара. Начало документа утрачено, но смысл его можно понять. Гражданская община города Аполлониды постановила в знак благодарности предоставить какие-то почести или восхвалить (далее предлагаем перевод сохранившейся части надписи) "основателя и благодетеля, позаботившегося прекрасно о синойкизме полиса и исполнившего брата, царя Эвмена, замысел, давшего из личных средств деньги поселенцам и сделавшего все другое из того, что относится к их благосостоянию, вследствие всяческого к ним расположения"[20]. Из документа ясно, что город был основан одним из братьев царя Эвмена путем синойкизма, основатель поселения занял покровительственную позицию, предоставив деньги переселенцам. Новый город был организован как полис. Об этом говорится в самом документе (стк. 3); о том же свидетельствует факт принятия данного постановления - это декрет гражданской общины. В соответствии с эллинистическими традициями брат царя, осуществивший, строго говоря, не строительство нового города, а синой-кизм, назван при этом основателем полиса. Как известно, в эллинистическую эпоху цари часто именовались основателями городов, даже если их только расширяли, перестраивали и переименовывали[21]. Этот документ интересен не только своим содержанием, но и тем, что дает прекрасный пример стиля официальных городских постановлений в царстве Пергам: документы многословны, стиль напыщенный, неживой.
Вопрос о времени основания города неясен. Д. Мейджи относит основание Аполлониды ко времени правления Аттала I, но данная точка зрения не получила поддержки. Большинство ученых датируют это событие в рамках первых двух десятилетий II в. до н. э.: Й. Кайл, А. фон Премерштайн и М. И. Ростовцев - между 190-186 гг. до н. э. В. Чериковер - между 197 и 186 гг. до н. э., A. X. Джоунз - временем перед Апамейским миром 188 г. до н. э., Й. Хопп связывает основание Аполлониды с периодом правления Эвмена II, Э. Хансен, В. М. Рэмзи, Б. Низе - с годами царствования Аттала II[22].
Для многих ученых опорными точками при определении даты служили следующие события: 197 г. до н. э. - начало царствования Эвмена II (ранее этого года основание данного полиса не могло произойти), 190 г. до н. э. - год битвы при Магнесии, после которой значительно расширилась территория Пергама и в состав его вошла область Лидия (Й. Кайл, А. фон Премерштайн и М. И. Ростовцев считают эту дату нижней гранью), 186 г. до н. э. - когда название города Аполлонида появляется на монетах. Таким образом, большинство исследователей определяло время основания полиса хронологическим промежутком 197 (или 190) г. до н. э. - 186 г. до н. э. Хр. Хабихт и Г. Коэн считают наиболее вероятным, что город был основан после смерти царицы Аполлониды, может быть, в связи с этим событием[23], но никаких доказательств в пользу данного утверждения источники не содержат. Известно, что в районе Фиатиры находилось большое количество военных поселений. Возможно, население Аполлониды первоначально состояло именно из воинов, а будущий город выполнял функцию военно-земледельческого поселения. После Апамейского мира 188 г. до н. э. Аполлонида оказалась в центральной части государства и превратилась в обычный полис. В это время город получил право чеканки монет - это были кистофоры с названием города и именем Эвмена II и бронзовые монеты с названием города.
В отличие от других построенных Атталидами городов местоположение Аполлониды точно засвидетельствовано источниками. Страбон сообщает: "Справа (от Фиатиры) расположена Аполлонида, в 300 стадиях от Пергама и на таком же расстоянии от Сард... " (XIII. 4,4. Пер. Г. А. Стратановского). К. Шуххардт считал, что этот город находился около селения Паламут примерно в 15 километрах от Фиатиры (современного Акхиссара)[24].
Во Фригии, у границы с Писидией, находился город с названием Аполлония (по Стефану Византийскому) или Аполлониада(по Стра-бону -XII. 3,13). Монеты Аполлонии имели легенду ΑΛΕΧΑΝΔΡΟΣ ΚΤΙΣΤ, на основании чего некоторые исследователи (И. Г. Дройзен, В. Ваддингтон, В. Чериковер) считали основателем города Александра Македонского, но Г. Треубер показал, что монеты чеканились значительно позже - в III в. н. э., при римском императоре Александре Севере. Г. Хиршфельд и Э. Хансен связывают появление данной Аполлонии с именами пергамских царей Эвмена II или Аттала II, которые назвали ее в честь своей матери[25].
Из сообщений Стефана Византийского (s. v. Ἀπολλονία) вытекает, что Аполлония была основана на месте древнего поселения Мордиэя или Маргиона и является переименованным, возможно, расширенным и перестроенным старым городом. Надписи римского времени упоминают жителей - ликийцев и фракийцев, которые, очевидно, были потомками поселенных здесь наемников. Поселение оценивается исследователями (В. Чериковер, Э. Хансен) как военная колония, расположенная напротив Селевкии - колонии сирийских царей и охраняющая южную границу Пергамского государства. Локализуется Аполлония около современного селения Улуборлу к востоку от древней Апамеи. Г. Коэн справедливо отвергает возможность того, что данный город был основан Атталидами: прямых свидетельств в источниках об этом нет, а название города, по его мнению, служит слишком шатким основанием для вывода о строительстве Аполлонии Атталидами[26].
На границе Лидии и Фригии располагался город Триполис. Монеты Триполиса эллинистического времени имели легенду ΑΠΟΛΛΟΝΙΑΤΩΝ. Как предполагают некоторые исследователи, город был основан пергамскими царями, может быть Атталом II, и первоначально носил название Аполлония. Располагался город около современного местечка Енидже-Кей, в верхней части долины реки Меандр. Э. Хансен определяет значение городка и своеобразие его местоположения тем, что он находился на важной дороге, соединявшей Пергам с юго-во-сточной частью страны. Возможно, первоначально это было военное поселение, расположенное напротив селевкидской колонии Лаодикеи на реке Лик, позже оно превратилось в полис. По мнению Л. Робера, которое принимает Г. Коэн, город был основан до эпохи эллинизма, а название получил в честь бога Аполлона. Аргументация ученых представляется весьма убедительной[27]. В римское время город Аполлония неоднократно менял свое название на Триполис и Антониополь.
Основание города Филадельфии в Лидии источники связывают с именем царя Аттала II Филадельфа. Город находился на северовосточном склоне горы Тмол, на месте современного города Ала-шехир[28].
Страбон, описывая города Памфилии, сообщает о том, что за Фаселидой "далее следует город Атгалия, названный по имени его основателя Аттала Филадельфа, который вывел также другую колонию в соседний городок Корик и окружил его более длинной стеной" (XIV. 4, 1. Пер. Г. А. Стратановского). В отличие от большинства разобранных выше случаев источник содержит совершенно точное указание относительно времени, места основания города и его статуса. Локализуется Атталия Памфилийская сравнительно легко благодаря достаточно ясным указаниям Страбона и некоторых других авторов, а еще вследствие того, что само название города, правда, в несколько измененном виде, сохранилось до настоящего времени. Современный турецкий город, расположенный на месте Атталии, называется Анталия[29].
Основателем города Страбон называет Аттала II Филадельфа; таким образом, это событие может быть отнесено или к годам его правления (159-138 гг. до н. э.), или даже к более раннему времени. Как считает А. Х. М. Джоунз, основание Атталии на побережье Памфилии было вызвано стремлением Атталидов иметь порт в этой части Средиземноморья. Английский ученый высказал также предположение о том, что приморские земли, отданные новому городу, были конфискованы у соседнего полиса Ольвии, являвшегося тогда довольно важным центром морской торговли. В дальнейшем значение Ольвии стало резко падать. Страбон называет ее большой крепостью; в византийское время это была всего лишь сельская община[30].
Дальнейшее развитие Атталии протекало весьма успешно. Этому способствовал чрезвычайно удачный выбор места для нового города, наличие в данном районе Средиземноморья хороших условий для развития морской торговли. Атталия соединялась с другими городами царства, в том числе со столицей, дорогой, проходившей через пункты: Пергам - Фиатира - Сарды - Филадельфия - Лаодикея -Фемизоний -Термес -Атталия[31]. Очевидно, город имел хорошую гавань, ибо после падения династии Атталидов он привлек внимание пиратов и попал под их власть.
Страбон не случайно называет Атталию полисом. Следует полагать, что городу был предоставлен пергамскими монархами полисный статус. Монеты и надписи Атталии сохранили имена тех же богов, которые почитались в столице - Зевс Сотер, Зевс Тропей, Афина Полиада, Афина Никефора, Дионис Категемон, Аполлон Архегет, Гермес, Асклепий. Э. Хансен высказывает на этом основании интересное суждение: город Атталия был основан путем переселения колонистов из столицы царства - Пергама. Согласившись с этим мнением, добавим следующее. Все перечисленные боги не просто являлись божествами гражданской общины Пергама, но составляли официальный государственный пантеон царства; распространению данных культов способствовали сами монархи. Поэтому упоминание их в документах Атталии служит дополнительным свидетельством активного участия царской власти не только в деле создания нового полиса на побережье Памфилии, но и в дальнейшем его устройстве, организации жизни.
Стефан Византийский упоминает город с названием Эвмения на Гиркании (Εὐμένεια ἐπὶ Ὑρκανία). В среднем течении реки Герм между городами Сарды, Магнесия и Фиатира располагалась Гирканская равнина, называемая также равниной Кира. Название свое она получила потому, что в эту область персидскими царями были переселены колонисты с востока - из народа гирканов. В. Чериковер и А. Х. М. Джоунз размещали город на Гирканской равнине в Лидии и считали, что назван он был в честь Эвмена II[32]. А. Х. М. Джоунз высказал еще и предположение о том, что данный город возник как результат искусственно проведенного Атталидами слияния племенных общин гирканов. К сожалению, информация о городе в источниках столь мала, что приходится ограничиваться предположениями.
Другую Эвмению упоминают Плиний, перечисляя города Карии: est Eumenia Cludro flumini adposita (Plin. Nat. Hist. V. 29, 108), и Стефан Византийский (s.v. Eumeneia). Возможно, этот город был основан пергамскими царями и назван в честь Эвмена II. Произойти данное событие могло не ранее 188 г. до н. э., ибо до Апамейского мира, как известно, власть Атталидов на северную Карию не распространялась. Информация об этом городе столь скудна и ненадежна, что Л. Робер и Г. Коэн отрицают его существование, полагая, что Плиний допустил ошибку[33].
Наиболее значительным и надежно засвидетельствованным в источниках городом с данным названием являлась Эвмения в Великой Фригии. Стефан Византийский[34] сообщает о том, что царь Аттал II Филадельф увековечил в названии полиса имя своего брата Эвмена II. По словам Евтропия (IV. 4, 2), основателем города был сам Эвмен II. Как полагает В. М. Рэмзи, Эвмения возникла на месте существовавшего ранее поселения. Место для города было выбрано не случайно: рядом находился влиятельный храм Мена-Аскена в Аттанасе, вокруг которого были разбросаны многочисленные сельские общины. Видимо, на территории одной из них была основана Атталидами военная колония, которая должна была противостоять военному поселению Селевкидов Пельты. При Эвмене II и Аттале II, когда вследствие расширения границ государства колония оказалась в центральной его части и утратила военные функции, она была перестроена в город и названа Эвменией[35].
Стефан Византийский отмечает, что город являлся полисом. Это сообщение подтверждается эпиграфическими и нумизматическими данными. Эвмения имела четыре филы, народное собрание, совет, магистратуры (архонтов, стратегов, агораномов, секретаря народа и другие), объединения юношей, эфебов, старцев[36]. Монеты города чеканились с легендой ΕΥΜΕΝΕΩΝ ΑΧΑΙΩΝ. На этом основании В. Руге, В. Чериковер, Г. Т. Гриффит, Э. Хансен, И. Хопп предполагают, что Аттал II поселил в Эвмении ахейских наемников. Локализуется город около современного местечка Ишиклы у реки Куфи-Чай в верхней части долины реки Меандр[37].
Все перечисленные выше города и военные поселения были основаны Атталидами в Азии. Относительно данного рода деятельности на островах и в их европейских владениях известно немного. Аттал I, захватив во время Второй Македонской войны остров Андрос, убедил местное население остаться и, кроме того, поселил некоторых из захваченных там солдат Филиппа V, чтобы не владеть пустым островом (Liv. XXXI. 45).
На территории европейских владений Атталидов около местечка Панион на фракийском берегу Эгейского моря была найдена надпись, в которой Эвмен II назван основателем полиса (OGIS. 301). Надпись представляет собой посвящение богам Зевсу Сотеру, Афине Нике-форе и Аполлону, которые составляли часть официального пантеона в Пергамском царстве. Таким образом, мы снова встречаем косвенное свидетельство не только участия центральной власти в основании города, но и активного влияния ее на организацию внутренней жизни. Возник данный полис после Апамейского мира 188 г. до н. э., когда под власть Эвмена II перешел полуостров Херсонес Фракийский и некоторые прилегающие к нему территории. Локализуется город на берегу Пропонтиды, к югу от хребта Такирдаг (см. также: OGIS. 302-304)[38].
Отмеченные выше процессы образования в Пергамском царстве полисов на основе местных общин или военных поселений нашли еще одно подтверждение благодаря открытию упоминавшейся выше новой надписи с текстом письма Эвмена II об основании нового полиса Тириея[39]. Документ также подтверждает тезис о большой роли царской власти в процессе образования новых городов.
Указанными сведениями ограничиваются сообщения источников о градостроительстве в государстве Атталидов. В деятельности пергамских царей по основанию новых городов с замечательной ясностью обнаруживаются как общие черты, проявляющиеся в истории всех государств Восточного Средиземноморья III-II вв. до н. э. и характерные для эллинистического мира в целом, так и особенные, определяемые своеобразием политического и социально-экономического развития Пергамского государства. Общим, по-видимому, следует считать само стремление центральной власти к созданию целого ряда новых городов, ставших военно-политическими и экономическими центрами. Объективно явление это было порождено массовым переселением греков и македонян на восток, общим экономическим подъемом, определившимся в Восточном Средиземноморье в конце IV-III в. до н. э. Определенную роль в широком распространении практики градостроительства сыграло и желание центральной власти закрепить суверенитет над захваченными территориями, создать систему административно-политических и торгово-экономических пунктов, которые облегчили бы управление новыми обширными землями.
Другой чертой является распространение полиса как экономической и социально-политической организации греческого и македонского населения. Процесс колонизации происходил в форме основания не только полисов, а также военных колоний, различного рода местечек, поселков. Но именно полис оказался наиболее распространенной и исторически более гибкой формой. Приспособившись к новым условиям, он сыграл огромную роль в развитии эллинистического, а в дальнейшем и восточно-римского мира. В Пергамском царстве некоторые полисы создавались путем объединения военно-земледельческих поселений (Аполлонида в Лидии) или происходило постепенное расширение колоний и формирование на их основе полисов (Атгалия, Эвмения во Фригии и другие).
Градостроительная деятельность Атталидов в целом протекала без какого-либо четкого и заранее продуманного плана. Создание новых полисов и колоний было обусловлено конкретными политическими событиями, связано с задачами, которые вставали в тот или иной период истории государства. При первых правителях основной задачей являлось создание военных колоний для защиты рубежей. После Апамейского мира 188 г. до н. э. характер градостроительства изменился: стали создаваться прежде всего полисы, центры экономической и политической жизни; основанные ранее колонии превратились в ряде случаев в настоящие города.
Общее количество построенных пергамскими царями полисов и колоний значительно уступает числу основанных Александром, Селевкидами и некоторыми другими династиями городов. Причины этого очевидны. До Апамейского мира территория государства была очень невелика, равно как материальные и людские ресурсы царства. Кроме того, западное побережье Малой Азии (Эолида, Иония, Троада) было очень плотно заселено греками, создавшими здесь большое количество городов. Поэтому первые Атталиды не имели ни возможностей, ни необходимости основывать новые полисы и строили главным образом военные колонии, чтобы прикрыть северные и восточные границы государства. После 188 г. до н. э. деятельность пергамских царей в этой сфере значительно активизировалась и, как сказано выше, в известной степени изменила свой характер, но этот период продолжался всего лишь пятьдесят пять лет до падения династии. В эти годы значительно расширились экономические возможности династии и людские резервы страны, возникла необходимость освоения некоторых глубинных районов западной части Малой Азии, строительства новых торгово-экономических и политических центров.
Несмотря на незначительные масштабы, градостроительная деятельность Атталидов сыграла немалую роль в истории Пергамского государства. Многие из основанных ими городов оказались вполне жизнеспособными и продолжали свое существование после падения династии в римское, византийское и новое время.
Полисы - города, полноправное население которых составляло гражданскую общину, являлись очень важным структурным элементом эллинистического государства, а также по-прежнему представляли собой наиболее важную и распространенную форму экономической и социально-политической организации свободного населения. Это проявилось в том, что сохранялись и по-прежнему играли большую роль старые греческие общины, восточные эллинизированные города постепенно трансформировались в полисы, а процесс колонизации греками Востока проходил преимущественно путем основания именно полисов. Иные формы организации -храмовые общины, военные поселения, даже сельские поселения - имели нередко квази-полисную структуру и при благоприятных обстоятельствах развивались в полноценные города.
Западная часть Малой Азии, в которой формировалось царство Атталидов, являлась сильно урбанизированным регионом античного мира. Письменные источники и материалы археологических исследований свидетельствуют об очень большом числе городов в описываемом регионе. Наиболее ярким примером урбанизации в Малой Азии служат многочисленные греческие города, среди которых некоторые (Эфес, Милет, Кизик) превратились в крупные центры экономической и культурной жизни. Среди городов в регионе важное место принадлежало эллинизированным и сохранившим сильную местную культурную и этническую традицию поселениям, которые, видимо, были достаточно многочисленны и включали весьма значительную часть населения полуострова, особенно в его центральной и восточной частях. В некоторой степени примером урбанизированного стиля жизни могут служить также храмовые общины Малой Азии.
Развиваясь в составе эллинистической монархии Атталидов, гражданские общины претерпели известную внутреннюю эволюцию, которую характеризуют следующие важные изменения. Во-первых, можно говорить о значительном имущественном и социальном расслоении гражданского коллектива, составлявшего основу полиса. Рядом документов засвидетельствовано выделение в общинах, очевидно, немногочисленного слоя людей, обладавших немалым богатством, первенствовавших в своих городах. К их числу относились упоминавшиеся Менас из Сеста, Кефисодор из Апамеи, Калас из Пергама. Эти люди занимали важные городские выборные должности, активно влияли на политику общины. Важной чертой этого круга лиц являлась их промонархическая деятельность или даже в некоторых случаях близость к царям из династии Атталидов.
Еще одним существенным изменением в развитии городов стала заметная формализация полисного строя. При сохранении всех его внешних черт произошло уменьшение роли собрания и рост влияния отдельных магистратур. С одной стороны, этот процесс был определен отмеченным выше социальным явлением и развивался естественным путем. С другой стороны, формализация городского строя происходила вследствие необходимого сосуществования полиса с монархией. В ряде случаев воздействие короны на полисные институты осуществлялось в форме прямого и непосредственного вторжения центральной власти в жизнь гражданского коллектива. Наиболее ярким примером подобного рода деятельности является факт назначения коллегии стратегов в Пергаме правителем. Вместе с тем монархия оказывала воздействие на полисные институты косвенно, скорее самим фактом своего существования. Поэтому изменения происходили в конституции не только зависимых и подвластных городов, но и так называемых свободных.
Роль полисов в эллинистическом Пергамском царстве была исключительно велика. В III-II вв. до н. э. произошли значительные прогрессивные изменения в развитии их хозяйства и культуры; города переживали состояние общего экономического и культурного подъема, который затронул ремесленное производство, торговлю, сельское хозяйство, систему денежного обращения, строительство, сферу благоустройства и другие стороны полисной жизни.
Для династии Атталидов греческие полисы и эллинизированные местные общины являлись важнейшим источником доходов, резервом колонистов для новых поселений, в некоторых случаях военными и административно-политическими центрами. Города, кроме того, владея хорой и эксплуатируя проживавших в ней местных жителей, служили важным средством поддержания власти эллинистического государства над восточным населением. В силу этого существование полисов было для Пергамского царства жизненно необходимым фактором развития, а сами города включены в экономическую, финансовую, социально-политическую, административную, военную и идеологическую системы государства.
Включение полисов в структуру эллинистического царства Атталидов в значительной степени облегчалось тем фактом, что города Малой Азии издавна, в отличие от полисов Балканской Греции, развивались в составе монархий. Лидийское царство, империя Ахеменидов, государство Александра Македонского, царства диадохов - все поочередно устанавливали над городами политический контроль и вводили систему эксплуатации городского населения.
Положение городов в государстве Атталидов было различным. В известной степени условно могут быть выделены, во-первых, подвластные династии полисы, обложенные налогами и обязанные иметь на своей территории гарнизоны или назначенных царями должностных лиц - эпистатов или градоначальников, и, во-вторых, подвластные Атталидам города, освобожденные от налогов и гарнизонов. Эти льготы были исключительно проявлением доброй воли монархов, нередко предоставлялись на определенный период времени.
Статус города определялся в Пергамском государстве целым рядом обстоятельств. Играли роль традиционные, исторически сложившиеся связи, завоевание новых земель с расположенными на них полисами, реальное соотношение сил монархии и городов. Наконец, в истории царства Атталидов большое значение имел и внешнеполитический фактор - вмешательство Рима.
Кроме подвластных династии городов, в Малой Азии в III-II вв. до н. э. сохранялось большое количество так называемых свободных полисов, которые не только по формальным признакам, но и в значительной степени по реальному положению являлись, как и в классическую эпоху, самостоятельными государствами. К их числу относятся Родос, Самос, Кизик, Византий, Милет, Кима, Смирна, Магнесия-на-Меандре, Приена, Лампсак, Илион, Александрия в Троаде, Галикарнасс и другие. Полисы этой категории сохраняли политическую независимость, свою систему органов управления, собственный денежный чекан, армию и флот, а также самостоятельно вели внешнюю политику. Но будучи включенными в сложную систему международных отношений, полисы данной категории вынуждены были ориентироваться во внешней политике на крупные государства - Рим и эллинистические царства, в ряде случаев испытывали влияние монархии во внутренней жизни. Среди названных полисов на Атталидов ориентировались Кизик, с которым отношения династии носили особенно тесный характер, города Троады Александрия, Лампсак, Илион, а также Смирна и Милет. В Милете, например, значительное развитие получил царский культ Атталидов, причем он приобрел даже более завершенные формы, чем в подвластных династии городах.
В политике Атталидов выделяется ряд мероприятий, направленных на поддержание власти династии над зависимыми городами и на сохранение тесных отношений со свободными полисами. Пергамские монархи стремились осуществлять свою политику в отношении городов с позиции силы, насильственно вторгаясь в полисные дела, ограничивая права органов городского управления, размещая гарнизоны, назначая специальных должностных лиц, облагая города налогами. Не создавая разветвленной системы управления городами, центральная власть, как правило ограничивалась установлением общего контроля за жизнью гражданских общин и была вынуждена сохранять известную самостоятельность их во внутренних делах. Одновременно Атталиды стремились заинтересовать города в союзе с монархией, добиться их расположения. С этой целью полисам в ряде случаев предоставлялись финансовые льготы и привилегии, создавались благоприятные условия для развития городского хозяйства, строились за счет казны царей общественные сооружения.
Таким образом, история Пергамского государства являет собой пример не только достаточно жесткого контроля центральной власти за жизнью полисов, но и конструктивного взаимодействия монархии и многочисленных городов, образец удачного сочетания двух принципов - централизации и автономии. Хозяйственный подъем, характерный для Малой Азии эпохи эллинизма, массовое переселение греков и македонян, возникновение новых полисов, объединение городов в составе монархии Атталидов и установление над ними контроля со стороны центральной власти - все названные факторы способствовали сближению полисов, установлению более тесных и регулярных экономических контактов, политических и религиозных связей. Но при этом гражданские общины не разрушались, не растворялись в эллинистическом государстве. Полисы в основном сохранили свои институты, замкнутый корпоративный характер, особые черты социально-экономической организации, политической и религиозной жизни.


[1] Ранович А. Б. Эллинизм... С. 98. О градостроительстве в эпоху эллинизма в Малой Азии и других районах эллинистического мира см.: Бикерман Э. Государство... С. 147— 153; Кошеленко Г. А. Греческий полис... М., 1980. С. 80-180; Шофман А. С. Градостроительная деятельность Александра Македонского // Klio. 1957. Bd. 57. H. I. S. 123-145; Бернар П. Проблемы греческой колониальной истории и урбанизм эллинистического города Центральной Азии // Проблемы античной культуры. M., 1986. С. 249-258; Schuchhardt C. Die Makedonischen Kolonien zwischen Heimos und Kaikos //AM. 1888. Bd. XIII. S. 1-17; Schulten A. Die Makedonischen Militarkolonien II Hermes. 1897. Bd. XXXII. S. 523-537; Rädel G. De Coloniis a Macedonibus in Asiam eis Taurum deduetis. Paris, 1892; idem. La Lydie et la Monde grec au temps des Mermnades. Paris, 1893; Ramsay W. M. The Cities and Bishoprics of Phrygia. Oxford, 1897; Meyer E. Die Grenzen der hellenistischen Staaten in Kleinasien. Zurich; Leipzig, 1925; Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen von Alexander dem Grossen bis auf die Romerzeit. Leipzig, 1927; Robert L. Villes d’Asie Mineure. Paris, 1935; Hansen E. Op. cit. P. 173-179; Hopp J. Untersuchungen zur Geschichte der letzten Attaliden. München, 1977. S. 102-106; Cohen G. Katoikiai, katoikoi and Macedonians in Asia Minor//Ancient Society. 1991. Vol. 22. P. 41-50; Billows R. A. Kings and colonists. Aspects of Macedonian imperialism. Leiden; New York; Köln, 1995; Cohen G. The Hellenistic Settlements in Europe, the Islands, and Asia Minor. Berkeley; Los Angeles; Oxford, 1995.
[2] Tscherikover V. Stadtegrundungen... S. 18.
[3] Ibid.; Hansen E. Op. cit. P. 22; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 171. Not. 3..
[4] Allen R. Attalos I and Aigina // ABSA. 1971. Vol. 66. P. 3. Not. 12; idem. The Attalid Kingdom. P. 23. Not. 49; P. 24.
[5] Tscherikover V. Stadtegrundungen...; Bengtson H. Die Strategie... S. 199-201.
[6] Tränket M. IvP. Bd. 1. S. 138; Cardinali G. Op. cit. P. 14. Not. 8; Meyer Ε. Op. cit. S. 99; Allen R. Op. cit. P. 23. Not. 49; Ср.: AM. 1907. Bd. XXXII. S. 243. N 4; IGR. IV. 292. Стк. 40-43. См. также: Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 172.
[7] Steph. Byz. s.v. Ἀτταλεία; Burchner. Attaleia// RE. Bd. 2. 1896. Sp. 2155; Tscherikover V. Stadtegrundungen... S. 22.
[8] Radet G. La Lydie... P. 319; Schuchhardt C. Op. cit. S. 13; См. также: RE. Bd. 2. 1896. Sp. 2155; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 205-206.
[9] Tscherikover V. Stadtegrundungen... S. 19; Rädel G. La Lydie... P. 306; Hansen E. Op. cit. P. 42, 175; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 166-167. Not. 1, 2.
[10] Tscherikover V. Stadtegrundungen... S. 19; Magie D. RRAM. Vol. 2. P. 979. Not. 13; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 39.
[11] Tscherikover V. Stadtegrundungen... S. 179-180; Hansen E. Op. cit. P. 164; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 397-398.
[12] Ramsay W. M. Op. cit. P. 126-128;Ruge W. Dionysopolis //RE. Bd. 5. 1905. Sp. 1009; Robert L. Villes... P. 127-149; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 293-295..
[13] Habicht Chr. New Evidence on the Province of Asia // JRS. 1975. Vol. LXV. P. 82.
[14] Radet G. De Coloniis... P. 56.
[15] Ramsay W. M. Op. cit. P. 126; Rüge W. Ibidem; Tscherikover V. Stadtegrundungen... S. 33; Hansen E. Op. cit. P. 177; Habicht Chr. Ibidem; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 293-295.
[16] IGR. IV. 756; MAMA. IV. 315; Стк. 2.
[17] Tscherikover V. Stadtegrundungen... S. 20, 49-50, 180.
[18] Hansen E. Op. cit. P. 176; RE. Bd. 2. 1896. Sp. 115-116 (Apollonia. 15, 17, 19).
[19] Hirschfeld G. Apollonis // RE. Bd. 2. 1896. Sp. 163.
[20] Keil-Premerstein. II. S. 113; Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 23; Robert L. Villes... P. 32. Перевод дан no изданию: Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 23. Л. Робер восстанавливает некоторые строки иначе, что, впрочем, не меняет общего содержания документа (Robert L. Villes... P. 23).
[21] Ранович А. Б. Эллинизм... С. 98.
[22] Magie D. RRAM. Vol. 2. P. 981. Not. 16; Keil-Premerstein. II. S. 54; Rostovtzeff M. Pergamum. P. 603; Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 23-24; Jones A. H. M. The Cities... P. 54; Hopp J. Untersuchungen.... S. 33. Not. 98; Niese B. Geschichte der griechischen und makedonischen Staaten seit der Schlacht bei Chaeronea. Gotha. Bd. 3.1903. S. 362. Not. 3; Ramsay W. H. The Historical Geography of Asia Minor. London, 1890. P. 126; Hansen E. Op. cit. P. 175-176.
[23] Habicht Chr. Op. cit. P. 78; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 201.
[24] Head B Op. cit. P. 648; Schuchhardt C. Op. cit. S. 3. Также см.: Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 23; Magie D. RRAM. Vol. 2. P. 981 ; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 201-202.
[25] Head B. Op. cit. P. 706; Hirschfeld G. Apollonia (21) Il RE. Bd. 2. 1896. Sp. 116; Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 37; Hansen E. Op. cit. P. 176.
[26] CIG. 3969-3976; Le Bas-Waddington. III. 747, 1192-1195; Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen...; Hansen E. Op. cit. P. 163.
[27] Keil J Tripolis//RE. 1939. Bd. 13. Sp. 203\HeadB. Op. cit. P. 661; Ramsay W. M. The Cities and Bischoprics... P. 192-193; Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 26; Hansen E. Op. cit. P. 177; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 199.
[28] Ramsay W. M. The Historical Geography... P. 121; Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 25-26; Magie D. RRAM. Vol. 1. P. 124-125; Vol. 2. P. 982-983; Hansen E. Op. cit. P. 177; Hopp J. Untersuchungen... S. 103; Habicht Chr. Op. cit. P. 75; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 227-228.
[29] Suidas, s.v. Κωρυκαῖος; Steph. Bys. s.v Ἀττάλεια; Plut. Pomp. 76; Ptol. V. 5,2; Rüge W. Attaleia (3) // RE. Bd. 2. 1896. Sp. 2156; Hansen E. Op. cit. P. 178-179; Magie D. RRAM. Vol. 2. P. 1113. Not. 4; HoppJ. Untersuchungen... S. 103-104; ; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 337-338.
[30] Jones A. H. M. The Cities... P. 129-130. Об Ольвии см.: Scylax. 100; Strab. XIV. 4, 1.
[31] Hansen E. Op. cit. P. 178-179.
[32] Ramsay W. M. The Historical Geography... P. 124-125; Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 22-23; Jones A. H. M. The Greek City... P. 17; idem. The Cities... P. 54.
[33] Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 31; Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 255.
[34] См. также: Strab. XII. 8, 13; Plin. Hist. Nat. V. 31, 113; Eutrop. IV. 4,2. Возможно, как считает Л. Робер, свидетельство Плиния об Эвмении в Карии следует отнести к данному городу. См.: Plin. Hist. Nat. V. 29, 108; Robert L. Villes... P. 151-160; Magie D. RRAM. Vol. 2. P. 984. Not. 21.
[35] Ramsay W. M. The Cities and Bischoprics... P. 353-356; Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 33.
[36] Тексты надписей опубликованы В. М. Рэмзи: Ramsay W. M. The Cities and Bischoprics... Народное собрание и совет — № 204, 210,219(?), 359,361, 371; магистратуры — № 201, 197, 88, 197, 203 и другие. Все указанные надписи относятся к периоду римского владычества, но перечисленные институты существовали и раньше, в эпоху Атталидов.
[37] Head B. Op. cit. Р. 563; Rüge W. Eumeneia (1) // RE. 1909. Bd. 6. Sp. 1082; Ramsay W. M. The Cities and Bischoprics... P. 354; Tscherikover V. Die Hellenistischen Stadtegrundungen... S. 33; Griffith G. T. The Mercenaries of the Hellenistic World. Cambridge, 1935. P. 179-180; Hansen E. Op. cit. P. 178; Magie D. RRAM. Vol. 2. P. 984-985. Not. 21; HoppJ. Untersuchungen... S. 103. См. также: Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 302-303.
[38] Cohen G. Hellenistic Settlements... P. 87.
[39] Подробно см. гл. 3, п. 3.