3.3. Города Пергамского царства

В западной части полуострова Малая Азия и на Херсонесе располагалось большое число греческих полисов - Абидос, Асс, Гаргара, Скепсис, Антандр, Адрамиттий, Питана, Теос, Эфес, Элея, Мирина, Кима, Эритры, Гриней, Левки, Лампсак, Эги, Илион, Фокея, Колофон, Милет, Нотион, Сест и другие. Многие из них оказались под властью пергамских царей[1].
Важнейшим институтом каждого города являлось народное собрание, функционировавшее в качестве высшего политического органа гражданской общины. Надписями III - первой половины II в. до н. э. собрания засвидетельствованы в Темне (IvP. 5), Гиерополе (OGIS. 308), Теосе (OGIS. 309; SEG. II, 580), Илионе (RC. 62), Элее (OGIS. 332; Syll.³ 694), Питане (OGIS. 335), Сесте (OGIS. 339), Атгуде (MAMA. VI. 68), Табах (MAMA. VI. 164), Апамее (MAMA. VI. 173), Сардах (Sardis. VII. 4,21,27), Аполлонии-на-Риндаке (SEG. II. 663), Mace (RC. 49), Антандре (Michel. 542), Лаодикее во Фригии (Michel. 543), Гамбрии (Michel. 520), Траллах (CIG. 2927; 2930 В), Телмессе (Allen R. E. The Attalid... P. 211. № 7), Эфесе (Allen R. E. The Attalid... P. 225-226. № 24) и других городах Малой Азии, а также на островах Андрос (Allen R E. The Attalid... P. 224. № 21) и Эгина (Syll.³ 642; OGIS. 329). Этот орган принимал законы, формировал аппарат исполнительной власти, отдавал указания должностным лицам, распоряжался казной.
Совет также относился к числу традиционных органов греческого полиса и сохранялся в городах западной части Малой Азии при Атталидах. Существование совета засвидетельствовано документами в городах Теми (RC. 48), Нас (RC. 49), Илион (RC. 62), Сест (OGIS. 339), Элея (OGIS. 332; Syll.³ 694), Апамея (МАМА. VI. 173), Сарды (Sardis. VII. 4), Аполлония-на-Риндаке (SEG. II. 663), Траллы (AM. 1901. Bd. XXVI. 1; AM. 1883. Bd. VIII. 16) и других.
Совет, очевидно, выполнял функции совещательные, контрольные, предварительно обсуждал проекты городских законодательных актов[2].
Исполнительная власть принадлежала коллегиям должностных лиц. Во многих городах царства Атталидов имелась коллегия стратегов - в Элее (OGIS. 332; Syll.³ 694), Питане (OGIS. 335), Теосе (OGIS. 309; IvMM. 97), Гиерополе (OGIS. 308), Сардах (Sardis. VII, 4, 7), Фокее (IvPr. 65), Синнаде (Michel. 542), Магнесии у горы Сипил (AM. 1899. Bd. XXIV. S. 411), Темне (Cic. pro Flacc. 19,44)[3]. О положении данной коллегии в полисах Пергамского государства известно немного. В ряде городов (Траллы, Синнада, Гиерополь, Сарды, Теос) стратеги обладали правом вносить в собрание проекты законов. Количественный состав коллегии был различным. В Темне, как и в Пергаме, их было пять (Cic. proFlacc. 19,44), в Сардах четыре (Sardis. VII. 8,28,29,120) или три (IvP. 268 С), в Гиерополетри (OGIS. 308), в Траллах десять или одиннадцать (ABSA. 1927-1928. 29. Р. 70).
В свое время М. Френкелем и Г. Свободой, а позже А. Х. М. Джоунзом и М. И. Ростовцевым было высказано мнение о том, что Атгалиды назначали в городах царства стратегов, которые занимали в управлении ключевые позиции[4]. Дж. Кардинали с сомнением отнесся к такому выводу, Г. Бенгтсон и Э. Хансен отвергли его[5]. Э. Хансен обратила внимание на то, что правители были вынуждены вводить в отдельные города своих чиновников - эпистатов. В этом не было необходимости, если бы высшие должностные лица полисов персонально назначались царем. Г. Бенгтсон указал на то, что положение коллегии стратегов в Пергаме и других полисах во многом было различным. Не совпадал количественный состав этого органа. Функцию подготовки проекта решения народного собрания коллегии стратегов выполняли и в тех городах Малой Азии, которые не испытывали власти Атталидов, например в Клазоменах (IvMM. 53), Эритрах (Syll.³ 285; IvPr. 50), Приене (IvPr. 14).
Добавим к этому следующее: в столице царства доминирующее положение стратегов прямо связано с их исключительным правом предварительно готовить и выдвигать проекты постановлений для народного собрания, между тем как во многих полисах государства Атталидов законодательная инициатива принадлежала не стратегам. Известно, что в Сесте с проектом декрета выступило частное лицо - некий Менандр (OGIS. 339. Стк. 2), в карийском городе Иасе - притан (RC. 49. Стк. 2), в Гамбрии - частное лицо (Michel. 520). Наконец, важно также то, что в ряде городов стратеги традиционно играли очень большую роль, например в Эритрах (Michel. 503-504), Галикарнасе, Приене[6].
Таким образом, представление о стратегах в полисах Пергамского царства как "агентах" царя не имеет достаточно прочной доказательной основы и упрощает систему отношений Атталидов с городами. Свое влияние на полисы династия распространяла через городскую знать - тех достаточно состоятельных, политически активных и промонархически настроенных людей, которые часто избирались на высшие административные должности и положение которых было частично охарактеризовано выше.
Кроме стратегов, в полисах государства известно большое число других должностных лиц: пританы в Темне, Теосе, Элее, Иасе (OGIS. 265, 309, 332; RC. 49), архонты в Элее, Траллах (OGIS. 332; Syll.³ 694; CIG. 2931; ВСН. XI. 1887. P. 218, 12), казначеи в Накрасе, Апамее, Элее, Траллах, Темне, Гамбрии, Нисире (OGIS. 268, 332; МАМА. VI. 173; CIG. 2930 в; Michel. 520; IvMM. 85; Cic. Pro Flacc. 44; Malay H. Researches... 135), гимнасиархи в Сесте, Элее, Фемизонии, Апамее, Табах, Траллах, Фиатире (IvP. 246; OGIS. 332,339; МАМА. VI. 164,173; Michel. 544; Malay H. Researches... 16)[7], стефанофоры в Элее, Табах, Траллах, Гамбрии (OGIS. 332; Syll.³ 694; Michel. 520; МАМА. VI. 164), агонофет в Сесте (OGIS. 339), секретарь народа в Траллах, Скепсисе (AM. Bd. VIII. 1883, 11; OGIS. 6; Allen R. Ε. The Attalid... P. 211. № 6), гиераном, гинеконом в Гамбрии (Michel. 520), агораномы в Эфесе, Парии, Ассе (Syll.³ 354, 596, 945).
Рассмотренные выше примеры с Менасом (OGIS. 339) и Кефисодором (MAMA. VI. 173) показывают большую роль отдельных магистратов в жизни общины. Подобные примеры дают основание предположить, что определенными преимуществами при избрании на городские должности зачастую пользовались состоятельные граждане.
М. И. Ростовцев, анализируя политическое устройство полисов царства Атталидов, высказал предположение, которое было поддержано Э. Хансен: города государства Атталидов имели строй, для которого своего рода моделью послужила конституция столицы царства[8]. С этим мнением едва ли можно согласиться, ибо ряд фактов свидетельствует против него.
Заметные различия обнаруживаются в системе летоисчисления городов. Наиболее значительные городские решения датировались по имени эпонимного должностного лица. В Темне, Эфесе, Лебеде, Стратоникее на реке Каик, Теосе это был притан (OGIS. 265), в Сесте, Дионисополе, Лаодикее на реке Лик - жрец (OGIS. 339), в Гамбрии - гиероном (Michel. 520), в Сардах, Траллах, Магнесии у горы Сипил, в Гераклее у Латма, Смирне - жрец-стефанофор (RC. 49; Sardis. VII, 21; RE. Hbbd. XII. Стлб. 2111-2112; Keil - Premerstein. II. 1), Эзанах, Фиатире - архонт, Аспенде, Перге - демиург[9]. В военных колониях счет лет вели по годам правления царя (OGIS. 268; Keil - Premerstein - I. 94, 95; II. 167, 223).
Надпись об образовании полиса Тириея во Фригии содержит разрешение жителям вновь образованной гражданской общины пользоваться своими собственными законами[10]. Ясно, что в случае стремления Атталидов унифицировать городской строй о подобном разрешении не могло быть речи. Наконец, предоставление права законодательной инициативы различным магистратам (не только стратегам) - тоже важный аргумент против идеи об унификации Атталидами городского строя подвластных полисов. Обнаруживающееся в конституции ряда городов сходство возникало естественным образом, вследствие общих традиций социально-политического развития[11].
Влияние монархии Атталидов на городской строй полисов Малой Азии обнаруживается достаточно отчетливо в другом. В Илионе (IGR. III. 72), Магнесии-на-Меандре (Syll.³ 589), Лаодикее на реке Лик (.JHS. 1897. XVII. Р. 408) одна из городских фил носила имя Атталида (Ἀτταλίς) в честь династии. Среди городских законодательных актов довольно многочисленную группу составляют постановления, принятые в честь царей, членов царской семьи или приближенных ко двору лиц. Аполлонида, мать Эвмена II, была отмечена почетными декретами Теоса и Гиерополя (OGIS. 308,309), "друг" царя - городом Аттуда (MAMA. VI. 68), наконец, в честь Аттала II и Афенея были приняты декреты Милетом (OGIS. 320, 321), Эвмена II - Ионийской лигой (RC. 52), Аттала III - Элеей (IvP. 246).
В ряде случаев полисы вынуждены были принимать решения по прямому распоряжению монарха. Аттал I, признав празднества в честь Артемиды Левкофриены, писал Магнесии-на-Меандре: "города, повинующиеся мне, поступят подобным же образом, ибо я написал им, призвав к этому" (αἱ πόλεις δὲ αἱ πειθόμεναι ἐμοι ποιήσουσιν ὁμοίως ἔγραψα γὰρ αὐταῖς παρακαλῶν - RC. 34. Стк. 19-21). Β 189 г. до н. э., когда Эвмен II обратился к греческим городам и союзам с предложением признать празднества в честь Афины Никефоры, неизвестный карийский полис (может быть, Иас) воздвиг царю в ответ статую и принял постановление в духе царского требования[12]. Безусловно, было бы упрощением абсолютно отрицать некоторую, возможно, даже довольно значительную долю самостоятельности гражданских общин Пергамского государства, но при этом нельзя не признать их зависимость от монархической власти и некоторую формализацию городского строя.
В состав царства Атталидов входил ряд внутренних областей полуострова Малая Азия, где находились значительно эллинизированные местные общины - Тиаре, Амлада, Ипс, Синнада, Котиэй, Эзаны, Акмония и другие. В IV-II вв. до н. э. происходила интенсивная эллинизация этих городков, они приобрели греческие формы устройства - собрание, институт гражданства, совет, коллегии должностных лиц, филы, законы[13], но вместе с тем в ряде случаев могли сохранить какие-либо местные особенности. Положение этих общин, их строй и статус можно рассмотреть на примере города Амлада[14]. Он находился в области Писидия (Strab. XII. 7, 2), которая вошла в состав царства Атталидов по условиям договора в Апамее (188 г. до н. э.). Сохранилось письмо Аттала, брата Эвмена II, жителям города (RC. 54). Приводим полный перевод текста этого документа.

Аттал приветствует город и старцев Амлады. Ваши послы Опрасат, сын... Наланлой, сын Киллария, и Менней, прибывшие к нам и переговорившие относительно того, что поручили им вы, просили (5) отпустить ваших заложников, а от тех девяти тысяч драхм на восстановление[15], которые вы задолжали в Галатскую войну, и от двух талантов, которые вносите ежегодно, освободить вас, поскольку вы, во многом угнетаемые, теперь обеднели. Видя, что вы раскаиваетесь в совершенных ранее (10) нарушениях, а наши предписания с готовностью выполняете, я принял попечение о вас и, выражая расположение к Опрасату и городу, распорядился вычесть из фороса и уплаты три тысячи драхм и освободить вас от других девяти тысяч (15) драхм, которые вы задолжали нам. Я освободил также ваших заложников...

Из письма следует, что послов принимал брат царя Аттал, будущий царь Аттал II. Он же распорядился по поводу обращения жителей города. Данный факт объясняется скорее всего тем, что описываемое событие происходило около 160 г. до н. э., когда Эвмен II был уже серьезно болен и не всегда мог исполнять свои официальные обязанности. Так как Аттал назван в письме лишь по имени, следует заключить, что он еще не принял царского титула и не стал соправителем Эвмена II.
Имена граждан города имеют явно негреческий характер, что можно считать свидетельством их местного малоазийского происхождения. Особый интерес вызывает то обстоятельство, что Амлада являет собой пример городка, полностью находившегося в зависимом от царя положении: видимо, за участие в антипергамском выступлении, возможно в 168-167 гг. до н. э., монарх обложил жителей немалой контрибуцией и держал у себя заложников. Несмотря на эти особые обстоятельства, Эвмен II сохранил органы самоуправления, а город в обращении назван полисом.
В Амладе имелся совет, который носил необычное в греческой политической терминологии название οἱ γεραίοι, то есть буквально "старцы". Ч. Б. Уэллз, А. Х. М. Джоунз и Э. Хансен считают, что этот институт имеет местное происхождение и унаследован городом от тех времен, когда он еще не испытывал значительного греческого влияния[16].
Институт οἱ γεραίοι засвидетельствован еще одной надписью, обнаруженной на месте городка Табы (современный Тавас, расположенный примерно в 15 км южнее города Денизли). Здесь этот орган играл, как и в Амладе, роль городского совета (МАМА. VI. 164). Данный факт характеризует стремление правящей династии не производить значительных изменений во внешних формах строя местных городских общин, сохранять их традиционные институты и не осуществлять эллинизацию силовыми методами. При этом ясно, что процесс эллинизации городских институтов развивался, о чем свидетельствует греческий характер основных институтов Амлады и других подобных городков.
Кроме того, следует принять во внимание, что многие старые восточные города, например Сарды, испытали значительное влияние греческих институтов и традиций. Вероятно, этнический состав их населения также изменился. Поэтому многие подобные города получили полисный статус, утратили своеобразие, и их уже невозможно отделить от собственно греческих полисов. Во всяком случае, фактического материала для изучения эволюции их городского строя недостаточно.
Процесс образования полисов на основе сельских поселений раскрывает найденная в 1997 г. в горном районе древней Фригии уникальная по своему содержанию надпись - письмо Эвмена II по поводу предоставления жителям общины Тириеев (Βασιλεὺς Εὐμένης Τοριαιτῶν τοῖς κατοικοῦσι) статуса полиса[17]. Царь дарит жителям общины и живущим в укреплениях "право организоваться в гражданскую общину и пользоваться собственными законами (εἰσ ἕν πολίτευμα συνθαχθῆναι καὶ νόμοις τε χρῆσται ἰδίοις - стк. 26-28)". Если община не удовлетворена своими законами, Эвмен II предлагает информировать его об этом, чтобы помочь "образовать совет и власти (βουλὴν καὶ ἀρχὰς καθιστάναι), жителей распределить и приписать по филам, построить гимнасий и обеспечить молодежь маслом" (стк. 30-34).
В царском письме обращает на себя внимание то, что образование нового полиса становилось результатом официального царского публично-правового акта. Непременными чертами гражданской общины указаны наличие совета и властей, распределение населения по филам, строительство гимнасия. Наконец, царь вполне допускает, чтобы новая институализированная гражданская община пользовалась своими прежними законами. Это весьма важное замечание означает, что центральная власть вовсе не стремилась унифицировать устройство не только старых городов, но даже молодых общин. Выше мы обращали внимание на ошибочность предположения ряда ученых относительно стремления Атталидов унифицировать городское устройство подвластных полисов.
Что касается этнического состава населения нового полиса, документ, к сожалению, не дает оснований для однозначного ответа. Можно предполагать, что полис образовался на основе поселения (или поселений), включая их укрепления на территории хоры, в котором проживало смешанное греческо-македонское и местное эллинизированное население. В этом отношении он напоминает упомянутые выше местные города, в частности Амладу. Косвенным доказательством местного этнического состава населения может служить разрешение царя гражданам жить по их собственным законам и необходимость оказать помощь в обустройстве города по греческому образцу.
Особое место в составе государства Атталидов занимали островные полисы -Эгина и Андрос. Остров Эгина не принадлежал к числу первоначальных владений Атталидов. Пергамский царь Аттал I присоединил его к своей территории в годы Первой Македонской войны (Polyb. XXII. 8,10). Эгинский полис имел гражданскую общину, совет, целый ряд выборных должностных лиц - секретаря, стратегов, казначея (OGIS. 329. Стк. 45, 47, 48), сохранил институт гражданства, некоторые распространенные в греческом мире формы выражения почестей, например предоставление пожизненного права обедать в притании (OGIS. 339. Стк. 44-45). Вместе с тем на острове находились царские эпистаты, контролировавшие жизнь гражданского коллектива. Правители Пергама значительно ограничили полномочия народного собрания. Цари установили для полиса распоряжения и законы, которыми надлежало руководствоваться в жизни. Постановления народных собраний отправлялись монарху, который утверждал их (OGIS. 329. Стк. 13-14, 51-53)[18].
Второй островной полис - Андрос -также сохранил собрание, совет, магистратуры. Э. Хансен высказала предположение, что Андрос, как и Пергам, находился под властью стратегов[19]. Скорее можно думать, что в этом полисе были произведены те же изменения, которые наблюдаются в положении Эгины, то есть гражданский коллектив был поставлен под контроль эпистата - царского должностного лица.
В целом богатый и разнообразный материал источников дает достаточные основания для выводов о развитии городского строя полисов Малой Азии, Херсонеса, островов Эгина и Андрос. На протяжении полутора веков существования монархии Атталидов Пергам и другие города царства сохранили все основные черты и институты полисного строя - относительно замкнутый в социально-политическом и этническом отношении гражданский коллектив, свою систему законов, финансов, определенное единство экономической, социально-политической, культурной и религиозной жизни, типичную для греческого мира особую форму самоуправления гражданской общины, составляемую собранием, советом и разветвленным аппаратом исполнительной власти, наконец, право самостоятельной внешней политики, установления связей с другими полисами. Формально этот строй не претерпел значительных изменений, во всяком случае внешне они мало заметны. Вместе с тем изменения происходили. Более отчетливо проявились они в столице государства и выразились в том, что высший и главный орган полиса - народное собрание было ограничено в важнейших правах и полномочиях. Это заметно в основных сферах его деятельности - законодательной, в деле формирования аппарата исполнительной власти, дарования некоторых льгот и т. д. Царями была введена практика назначения главных должностных лиц - стратегов, в руках которых сконцентрировалась весьма значительная власть. Некоторые другие должностные лица (казначеи, жрецы ряда культов) также назначались царями. В отдельных случаях Аттал иды детально регламентировали деятельность магистратов (например астиномов). Результатом изменений, произведенных династией, стало уменьшение самостоятельной роли гражданской общины. Роль Пергама как одного из крупнейших городов страны, царской резиденции, столицы, военной крепости была исключительно велика. В силу указанных особенностей полиса монархическая власть и оказала на городские институты столь значительное воздействие.
Влияние монархии на полисный строй других городов царства было менее заметным, но при этом достаточно сильным. Роль гражданского коллектива, составляющего основу народного собрания, снизилась. Большое влияние в городских делах приобрели отдельные магистраты, выдвинувшиеся из среды наиболее состоятельных, про-монархически настроенных граждан. Этот социальный слой служил опорой власти династии в полисах.
Царская власть, стремившаяся контролировать города, вместе с тем проводила в отношении полисов гибкую политику и предоставляла им возможность сохранить местные особенности городского строя. Столкновение монархического и полисного начал в исторической судьбе Пергама и других городов царства и конечное подчинение их власти Атталидов происходило менее болезненно и в конечном счете значительно легче, чем, например, в Балканской Греции. Причина заключается в том, что подчиненное или, по крайней мере, зависимое положение было постоянным фактором их существования: города были зависимы при персах, Гонгилидах, Демаратидах и других персидских ставленниках, в державе Лисимаха. В силу этого традиции полисной самостоятельности не были сильны, что и облегчило Атталидам установление достаточно сильной власти и эффективного контроля над жизнью городов.


[1] Списки городов, подвластных Атталидам, и свободных полисов Малой Азии даны в Приложениях 3 и 4.
[2] См.: Müller H. Bemerkungen zu Funktion und Bedeutung des Rats in den hellenistischen Städten II Stadtbild und Bürgerbild im Hellenismus. Kolloquium, München, 24. eis 26. Juni 1993 / Hrsg. von M. Worrle und P. Zanker. München, 1995. S. 41-54.
[3] Деятельность коллегии стратегов в городах Малой Азии охарактеризована в работе: Schwahn W. Strategos... Sp. 1104-1123. О должностных лицах в эллинистической Малой Азии см.: DmitrievSv. City Government... P. 52-63.
[4] Frankel M. IvP. Bd. 1. S. 158; Swoboba G. Op. cit. S. 503; Rostovtzeff M. Pergamum. P. 604; Jones A. H. M. The Cities... P. 55. Отметим, что эта мысль была высказана в достаточно осторожной форме.
[5] Cardinali G. Il regno... P. 233; Bengtson H. Die Strategie... Bd. 2. S. 246-250; Hansen E. Op. cit. P. 200.
[6] Schwahn W. Strategos... Sp. 1111-1114.
[7] Hesberg H. von. Das griechische Gymnasion im 2. Jh. v. Chr. II Stadtbild und Bürgerbild im Hellenismus. S. 13-27.
[8] Rostovtzeff M Pergamum. P. 602; Hansen E. Op. cit. P. 199. М. И. Ростовцев высказал данное предположение применительно к городам, оказавшимся под властью Атталидов на ранних этапах истории царства.
[9] Полный свод материалов об эпонимных магистратах о греческих полисах см.: Sherk R. K. The Eponymous Officials of Greek Cities. I-V // ZPE. 1990. Bd. 83. S. 249-288; Bd. 84. S. 231-295; 1991. Bd. 88. S. 225-260; 1992. Bd. 93. S. 223-272; 1993. Bd. 96. S. 267-295.
[10] Jonnes L., Ricl M. A. New Royal Inscription from Phrygia Paroreios: Eumenes II grants Tyriaion the Status of a Polis // EA. 1997. Vol. 29. P. 1-29; Schuler Chr. Kolonisten und einheimische in einer Attalidischen Polisgrundung//ZPE. 1999. Bd. 128. S. 124-132. Стк. 27-28. Подробнее о надписи и ее содержании см. ниже.
[11] В федеративных государствах Балканской Греции наблюдается аналогичная ситуация: полисы, входившие в Ахейский и Этолийский союзы, также сохраняли своеобразие политических институтов. См.: Сизов С. К. Ахейский союз. История древнегреческого федеративного государства (281-221 гг. до н. э.). М., 1989. С. 78-79; он же. Федеративное государство эллинистической Греции: Этолийский союз. Н. Новгород, 1990. С. 61.
[12] Welles Ch. B. RC. P. 199.
[13] Magie D. RRAM. Vol. 1. P. 133-136.
[14] О положении полисов Писидии, в том числе Амлады, в составе царства Атталидов см.: Kosmetatou E. Pisidia and the Hellenistic kings from 323 to 133 B. C. //Ancient Society. 1997. Vol. 28. P. 24-33.
[15] Выражение ἐπισκευῆς ἔνεκε (стк. 6-7) не совсем понятно. По предположению М. Олло, жители Амлады обязаны были восстановить царские сооружения в городе, разрушенные ими в ходе выступления против власти Атталидов. Возможно, была разрушена цитадель, которую занимал царский гарнизон (Welles Ch. B. RC. P. 240).
[16] Kosmetatou E. Op. cit. P. 25-26; Welles Ch. B. RC. P. 239; Jones A. H. M. The Cities... P. 130-131; Hansen E. Op. cit. P. 182. Этот совет старцев οἱ γεραίοι, являвшийся политическим органом, следует отличать от возрастных объединений οἱ πρεσβύτεροι, οἱ γέροντες и других, которые распространились в городах Малой Азии уже в римское время (Magie D. RRAM. Vol. 2. P. 855-860; Свенцицкая И. С. Полис и империя: эволюция императорского культа и роль «возрастных союзов» в городах малоазийских провинций I-ΙI вв. // ВДИ. 1981. №4. С. 33-51).
[17] См. сноску 71.
[18] Jones A. H. M. The Greek City... P. 104; Hansen E. Op. cit. P. 167.
[19] Hansen E. Ibidem.