1.1. История доэллинистического Пергама

История Пергамского царства продолжалась полтора столетия - с 283 по 133 г. до н. э. и составила лишь одну из страниц богатой и сложной древней истории Малой Азии.
Малая Азия сыграла весьма значительную роль в истории Древнего мира. Именно в этом регионе возник один из наиболее ранних очагов земледелия и скотоводства, началось формирование цивилизации. Археологические исследования показали, что Анатолия стала одной из наиболее развитых областей Старого Света уже в эпоху неолита - нового каменного века. Населявшие полуостров племена рано - в VIII тыс. до н. э. - осуществили переход к земледелию и скотоводству, создав достаточно устойчивое многоотраслевое хозяйство. Наиболее впечатляющими памятниками этой эпохи являются раскопанные в Южной Анатолии поселения Хаджилар и Чатал Гююк[1].
В Малой Азии возникли также ранние очаги металлургического производства. Уже в VII тыс. до н. э. началось использование меди. В V, IV и особенно в III тыс. до н. э. наметился заметный прогресс в изготовлении орудий из металлов, в развитии земледелия и скотоводства. Продолжал свою историю поселок Хаджилар, возникли новые центры металлургии и земледелия - Мерсин, Бейджесултан в юго-западной части полуострова, знаменитая Троя - на северо-западе[2].
Основной этнический массив населения этого времени составляли, очевидно, народы абхазо-адыгской группы - это каски или каскейцы, а также племена, которых принято называть протохеттами. Кроме них проживали и другие народы, но их этническую принадлежность определить невозможно.
Конец III -начало II тыс. до н. э. ознаменовался значительными этническими переменами в Малой Азии. Они были связаны с переселением индоевропейских племен, которые покинули территорию своего первоначального обитания и отдельными группами стали заселять новые территории. Где находилась прародина индоевропейских народов и, следовательно, откуда и какими путями происходило переселение индоевропейцев - вопрос до сих пор дискуссионный. В Малую Азию двинулись те группы индоевропейцев, которые стали предками хеттов и ряда других народов. В результате их переселения на полуострове изменилась этническая и политическая ситуация.
Во II тыс. до н. э. на территории Малой Азии возникло одно из наиболее значительных государств Древнего Востока - Хеттская империя, в состав которой входили области центральной и восточной части Анатолии. На западе полуострова развивались самостоятельные государства, в том числе Троя. В XIV-XIII вв. до н. э. на западном и южном побережье Малой Азии появилось много греческих (ахейских) поселений, основанных выходцами с территории Балканской Греции. В это же время империя хеттов пережила свой расцвет.
Хетты создали сильное государство, мощную армию, подчинили своей власти многие народы и племена Малой Азии и уверенно вступили в борьбу за Восточное Средиземноморье. В ходе ее хеттам пришлось столкнуться с египтянами, в результате чего развернулась серия кровопролитных войн. В первой трети XIII в. до н. э. между хеттами и египтянами был заключен мирный договор, по которому территория Восточного Средиземноморья делилась между соперниками примерно пополам. Хетты получили возможность больше внимания уделять делам в Малой Азии, где стали нарастать серьезные политические проблемы.
В конце II тыс. до н. э. на полуострове произошли новые значительные перемены в расстановке политических сил, в этнической картине, в экономическом и социальном развитии. В Малую Азию вторглись ряд народов - "народы моря", мушки, фригийцы, фракийцы и другие. Хеттская держава, Троя и ряд других крупных и известных государств погибли.
На основании некоторых косвенных исторических данных и мифологической традиции можно предполагать, что начало истории Пергама относится ко II тыс. до н. э. Время возникновения древнейшего поселения на месте города Пергама неизвестно. Имеющиеся в настоящее время археологические данные, в частности находки на Пергамском холме керамики VIII в. до н. э., позволяют считать, что к этому времени поселение уже существовало. Вполне возможно, что возникло оно значительно раньше: по соседству с Пергамом на равнине Каика и в устье реки были найдены археологические материалы III тыс. до н. э.[3]
Первоначальные обитатели этих мест не были греками. Память о них сохранилась в названиях реки Каик, города Тевфрания и самого Пергама. Слово "Пергам" и родственные ему встречаются на исторической карте Малой Азии, Крита и других островов Эгейского моря и означает "крепость, цитадель"[4]. Именно в таком смысле употребляет это название Гомер, называющий кремль Трои Пергамом (τὸ Πέργαμον - Hom. II. VII. 345).
Древнейшая история Пергама и равнины реки Каик отражена в греческой мифологии. Согласно мифам царь области Аркадия Алей получил предсказание о том, что рождение внука принесет ему несчастье. Тогда он обрек на безбрачие свою дочь Авгу, но она родила от героя Геракла сына Телефа. По приказу Алея Авгу вместе с мальчиком заключили в ящик, который бросили в море. Волнами ящик прибило к берегам Мисии. Тевфрант, царь этой малоазийской области, взял Авгу в жены, а Телефа усыновил. После смерти своего приемного отца Телеф стал царем Тевфрании. Ему пришлось воевать с греками, которые, отправившись в поход против Трои, по ошибке высадились на берегах Мисии и начали онустошать страну. Телеф сумел отразить вторжение, но получил в сражении рану, которая долго не заживала. Позже, приняв помощь от Ахилла, копьем которого он был ранен, и излечившись, Телеф указал грекам путь в Трою.
Как полагают исследователи, миф о Тевфранской войне связан с реальными фактами походов греков в Малую Азию, основания ими поселений и городов, столкновений с местным населением. Наконец, данная мифологическая традиция отразила факт существования ранней государственности в бассейне реки Каик[5]. Имеется еще один вариант мифа о Телефе. По нему Авга была продана в Мисию, а Телеф - брошен в лесу, где его вскормила лань. Став взрослым, Телеф отправился на поиски матери и в конце концов стал царем Мисии (Apollod. II. 7,5; III. 9,1 ; Strab. XII. 8,4; XIII. 1,69; Paus. VIII. 4, 9)[6].
В более позднее время миф о Телефе нашел отражение в изобразительном искусстве Пергама. Внутренний двор знаменитого алтаря Зевса в Пергаме был украшен рельефным фризом, раскрывающим изложенный выше сюжет[7].
Другой миф - о внуке героя Ахилла Пергаме - имеет, по мнению специалистов, более позднее происхождение и представляет собой искусственную конструкцию. Сын Ахилла Неоптолем (Пирр), участвовавший в разгроме Трои, захватил в качестве пленницы Андромаху, которая родила ему сына Пергама. Последний вторгся в Мисию, разбил в сражении армию царя Тевфрании и основал новый город, дав ему свое имя (по другому варианту он переименовал Тевфранию) (Paus. I. 2, 1-2; IvP. Bd. 2. S. 219-220. № 189)[8].
В связи с тем, что Гомер называет Пергамом крепость знаменитой Трои (Илиона), Р. Карпентер высказал предположение, которое в принципе было принято Л. С. Клейном, о том, что в "Илиаде" соединились в единый сюжет два повествования о походах ахейцев в Малую Азию - один против Трои, другой - в Тевфранию, где находился Пергам[9]. Подобное понимание сведений "Илиады" позволяет предполагать существование Пергама как города в конце II тыс. до н. э., но, разумеется, эта идея нуждается в дополнительном серьезном обосновании.
При всей сложности, а часто и невозможности поиска в мифологических сюжетах реальных событий и исторических персонажей можно все-таки с уверенностью заключить, что традиция передает факт существования в долине реки Каик по соседству с холмом, где позже возник город Пергам, раннего государства, его контактов с греческим ахейским миром. Видимо, мифология отразила время конца II тыс. до н. э., то есть период окончания микенского периода и начала "темных веков". В принципе, в связи с древним догреческим характером названия города и наличием глубокой мифологической традиции, вполне возможно допустить существование поселения на месте Пергама уже во II тыс. до н. э.
На рубеже II-I тыс. до н. э. народы, населявшие Малую Азию, вступили в железный век. Внедрение нового металла способствовало решительным сдвигам в развитии хозяйства и культуры. В это же время в западной и центральной частях полуострова возникли Фригийское царство, распавшееся в VII в. до н. э., и Лидийская держава, которая в VII-VI вв. до н. э. пережила короткий, но яркий период расцвета. В VIII-VI вв. до н. э. в состав Лидии входила область долины реки Каик с расположенным на высоком холме Пергамом, который, возможно, превратился к этому времени в город.
В 546 г. до н. э. Лидийское царство пало в борьбе с Персией, и территория Малой Азии перешла под власть династии Ахеменидов. Населявшие побережье малоазийского полуострова греки были вынуждены признать владычество персидского царя. Греки были обязаны платить подати в казну персидского царя, исполнять воинскую повинность, поставлять персам строителей и архитекторов. Эллинские города входили в состав больших административно-территориальных округов - сатрапий и подчинялись царским наместникам - сатрапам. Во главе многих городов персы поставили правителей - тиранов из числа местной греческой знати[10]. В богатом и развитом полисе Милете в конце VI в. до н. э. власть осуществляли тираны Гистией, затем Аристагор. В середине V в. до н. э. Фемистокл, вынужденный бежать из Греции, был принят персидским царем и поставлен управлять эллинскими городами Магнесия-на-Меандре, Лампсак, Миунт, Перкота, Палескепсис, которые получил, по словам античных авторов, на хлеб, на вино, на рыбу, на постель и на одежду (Diod. XI. 57,7; Thuc. I. 138, 5; Plut. Them. 29; Moral. 328 E-F; Strab. XIV. I, 70; Nepos. Them. X. 2-3)[11], то есть с правом извлекать доходы из своего владения. Бежавший в Персию царь Спарты Демарат стал владетелем городов Тевфрания и Галисарна в Мисии (Herod. VI. 67; 70; Xenoph. Hell. III. 1, 6), которые затем передал по наследству своим сыновьям Проклу и Эврисфену. Оба названных города находились в долине реки Каик южнее Пергама.
Одним из перешедших на сторону Персии во время греко-персидских войн деятелей был Гонгил, происходивший из города Эретрия, расположенного на острове Эвбея. Гонгилу были предоставлены в управление несколько городов. Греческий историк V-IV вв. до н. э. Ксенофонт, принимавший участие в походе персидского царевича Кира, правившего в Малой Азии в одной из сатрапий, против своего брата царя Артаксеркса II в 401 г. до н. э., после завершения этого трудного предприятия побывал в составе военного отряда в Пергаме и нескольких соседних с ним городах. В сочинении "Греческая история" Ксенофонт сообщает о том, что на сторону спартанского командующего Фиброна "перешли... братья Горгион и Гонгил, владевшие первый - Гамбрием и Палегамбрием, а второй - Мириной и Гринеем. И эти города были царским даром Гонгилу за то, что он единственный из эретрийцев был изгнан за персофильство" (Xenoph. Hell. III. 1, 6. Пер. С. Я. Лурье). Горгион и Гонгил являлись сыновьями или, что более вероятно, внуками последнего. Города Гамбрий и Палегамбрий располагались в долине реки Каик к юго-востоку от Пергама, а Мирина и Гриней находились на побережье Эгейского моря недалеко от устья реки Каик. Письменная традиция надежно подкрепляется данными нумизматики: город Гамбрий около 399 г. до н. э. выпускал монеты с легендой ΓΟΡΓΙ (монета Горгиона)[12].
В другом своем знаменитом труде - книге "Анабасис" - Ксенофонт сообщает о том, что в городе Пергаме его вместе с военным отрядом приняла Геллада - жена эретрийца Гонгила (VII. 8, 8). Геллада, возможно, была женой сына Гонгила, перешедшего на сторону персов, а братья Горгион и Гонгил - его внуками. К сожалению, рассказы Ксенофонта не вносят ясность, какому из двух семейств - Демаратидам или Гонгилидам принадлежал Пергам. В "Греческой истории" он так пишет о действиях спартанского военачальника Фиброна: "Ему удалось взять добровольно сдавшийся город Пергам, а также Тевфранию и Галисарну, над которыми начальствовали Эврисфен и Прокл, потомки лакедемонянина Демарата" (III. 1, 6. Пер. С. Я. Лурье). Для объяснения возникающей при чтении Ксенофонта неясности было даже высказано предположение о том, что Геллада - жена Гонгила приходилась сестрой Эврисфену и Проклу и проживала, таким образом, во владениях своего семейства. Но это предположение не имеет доказательной основы и может быть отвергнуто с помощью следующего довода. Ксенофонт в "Анабасисе" говорит о том, что Прокл, сын Демарата, привел военную помощь из городов Тевфрании и Галисарны (VII. 8, 17), но не из Пергама. Следует полагать, что в числе других владений эретриец Гонгил получил и Пергам, власть над которым сохранила в дальнейшем жена его сына, а внуки унаследовали по два других города[13].
Из рассказа Ксенофонта можно заключить, что власть правителей Гонгилидов и Демаратидов в своих городах была очень сильной. Они создали собственные военные отряды, поддерживали между собой дружественные отношения и, видимо, не боялись враждовать со знатными персами, имения которых находились неподалеку. Так, Геллада предложила Ксенофонту, пришедшему в Пергам с большим военным отрядом, напасть на владения перса Асидата, проживавшего на равнине Каика. Грекам, первый поход которых завершился неудачей, помогли своими силами Гонгил и Прокл (Xenoph. Anab. VII. 8, 9-22)[14].
Дальнейшая судьба Гонгилидов и Демаратидов неизвестна. Скорее всего, их лишили власти после окончания войны Спарты с Персией и заключения в 387 г. до н. э. "Царского", или Анталкидова, мира. Не исключено, что персидские власти предоставили населению перечисленных городов самоуправление. В Гамбрии в IV в. до н. э. появились монеты с новой легендой - ГАМ (монета гамбрийцев), то есть имя правителя было заменено названием города[15].
К доэллинистическому времени относятся самые ранние эпиграфические свидетельства по истории Пергама, которые проливают дополнительный свет на политическую историю города. В конце 80-х гг. XIX в. в окрестностях Пергама, в небольшом турецком селении, была найдена греческая надпись, использованная при строительстве жилого дома. Документ был составлен во время правления римского императора Адриана во II в. н. э., но рассказывает о наиболее ярких событиях предшествующей истории (OGIS. 264). "Хроника Пергама", как нередко именуют надпись специалисты, к сожалению, значительно повреждена. Два события доэллинистической истории лишь упомянуты в документе. Первое - введение в Пергаме выборной должности притана неким Архием, который сам и стал первым пританом (стк. 1-4). Это короткое сообщение подкрепляет высказанное выше предположение о том, что в IV в. до н. э. персы предоставили городу самоуправление. Именно в связи с этим могла быть введена должность притана, который во многих греческих полисах являлся руководителем выборных должностных лиц, а также нередко был эпонимным магистратом, то есть давал свое имя году.
В связи с данным сообщением "Хроники Пергама" исследователи давно обратили внимание на сообщение греческого историка Павсания о том, что "Архий, сын Аристэхма, после того как, получив вывих на охоте Пиндаса, был вылечен в Эпидавре, ввел почитание бога (Асклепия - бога врачевания. - О. К.) в Пергаме" (II. 26, 8. Пер. С. П. Кондратьева). По всей видимости, упоминаемый в "Хронике Пергама" и в повествовании Павсания Архий есть одно лицо[16].
Второе событие, о котором идет речь в "Хронике Пергама", связано с личностью Оронта, сына Артасира, бактрийца родом, который восстал против царя Артаксеркса (OGIS. 264. Стк. 4-6). В источниках по истории державы Ахеменидов первой половины IV в. до н. э. упоминаются два значительных деятеля с именем Оронт. Один из них являлся зятем царя Артаксеркса II, сатрапом Ионии и участником "Великого восстания сатрапов" Малой Азии 367-359 гг. до н. э. Другой при царе Артаксерксе III был сатрапом Мисии и в 356 г. до н. э. присоединился к мятежу сатрапа Фригии Артабаза. Выступление продолжалось до 352 г. до н. э., после чего Артабаз бежал в Македонию, а Оронт сдался царю. По мнению М. А. Дандамаева, это были разные деятели[17]. Другие ученые (Р. Шмидт) считают их одним и тем же лицом[18]. "Хроника Пергама" сообщает о том, что Оронт установил власть над жителями Пергама и переселил их опять на холм, на старое место города (стк. 6-8). Причины переселения не ясны. Возможно, действия Оронта связаны с событиями войны с персидским царем.
Наконец, Пергам снова упоминается в источниках в связи с трагическими событиями, которые разыгрались после смерти Александра Македонского. Весной 334 г. до н. э. начался поход греко-македонского войска, возглавляемого молодым царем Македонии Александром, против Персидской державы. После первой же победы греков в мае 334 г. до н. э. при реке Граник в северо-западной части Малой Азии армия македонского царя стала стремительно продвигаться вдоль западного побережья и в глубь полуострова. Греческие и местные малоазийские города, за редким исключением, не оказывали сопротивления и были включены в состав созданной в ходе войны против персов державы. В истории народов Малой Азии и Ближнего Востока начался новый период, который получил в науке название эллинистического.
Положение Пергама в составе империи Александра неизвестно. Краткая информация о городе появляется в источниках в связи с тем, что Пергам на четырнадцать лет стал местом заключения одного из сыновей Александра - Геракла, матерью которого была Барсина. дочь персидского сатрапа Артабаза. Сначала Геракл рассматривался как возможный претендент на власть в империи, но, по существу, сразу стал игрушкой в политической борьбе, развернувшейся между соратниками Александра, и в конечном счете погиб (Diod. XX. 20, 1-2; 28. 1, 3; Plut. Alex. 21; Curt. Χ. 6, 11-13, 17, 20; Justin. XI. 10,2; XIII. 2, 7; XV. 2.)[19]. По археологическим свидетельствам Пергам еще до воцарения Атталидов являлся достаточно сильной крепостью, вследствие чего и был избран местом заточения Геракла.


[1] Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М„ 1982. С. 79 сл.; История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М„ 1983. С. 52 сл.; Meilart J. Catal Huyuk. A Neolithic Town in Anatolia. London, 1967.
[2] История Древнего Востока. Ч. 2. Передняя Азия и Египет. М., 1988. С. 31 сл.; Массон В. М. Первые цивилизации. Л., 1989. С. 105-115.
[3] Hansen E. The Attalids of Pergamon. Ithaca; London, 1971. P. 8. См.: Дьяконов И. М. Урарту, Фригия, Лидия // История Древнего мира. T. II. Расцвет древних обществ. М., 1989. С. 46-69.
[4] Hansen E. Op. cit. P. 4-8; Thraemer E. Pergamos. Untersuchungen über die Frühgeschichte Kleinasiens und Griechenland. Leipzig, 1888. S. 366. Not. 3.
[5] Hansen E. Op. cit. P. 6.
[6] Разбор мифологической традиции см.: Грейвз Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С. 409-411 ; Hansen E. Op. cit. P. 7-8; Rohde E. Pergamos. Burgberg und Altar. Berlin, 1982. S. 117 f.
[7] Rohde E. Op. cit. S. 116 f.; Bauchhenss-Thuriedl C. Der Mythos von Telephos in der antiken Bildkunst. Wurzburg, 1971; Kertesz I. DerTelephos-Mythos und derTelephos-Fries // Oikumene. 1982. Bd. 3. S. 203-215.
[8] Hansen E. Op. cit. P. 7.
[9] Клейн Л. С. Анатомия «Илиады». СПб., 1998. С. 32.
[10] Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М., 1985. С. 111 сл.; Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика Древнего Ирана. M., 1980.С. 116-117, 192-193, др. О политике персов в отношении малоазийских греков см.: McShane R. The Foreign policy of the Attalids of Pergamum. Urbana, 1964. P. 12-19; Dusinberre E. Aspects of Empire in Achaemenid Sardis. Oxford, 2003. P. 7-11.
[11] Дандамаев М. А., Луконин В. Г. Культура и экономика... С. 148-149.
[12] Head B. V. HistoriaNumorum. Oxford, 1911. P. 596.
[13] Pareti L. Per la storia di alcune dinastie greche nell’Asie Minore //AAT. 1911. Vol. XL-VI. P. 618 f.; Magie D. RRAM. Princeton, 1950. Vol. 2. P. 725-726.
[14] Е. Тремер и Э. Хансен считали Пергам владением Гонгилидов: Thraemer E. Op. cit. S. 220-221; Hansen E. Op. cit. P. 9.
[15] Head B. V. Op. cit. P. 528.
[16] Frankel M. IvP. Bd. 2. S. 378; Dittenberger W. OGIS. Vol. 1. P. 427. Not. 2; Hansen E. Op. cit. P. 11.
[17] Дандамаев М. А. Политическая история... С. 245 сл., 249.
[18] Hansen E. Op. cit. P. 11-12. Об Оронте см.: Judeich W. Kleinasiatische Studien. Marburg, 1892. S. 123-130; 193-225; Belach K. J. GG. Berlin; Leipzig, 1925. Bd. 3. Abt. 2. S. 138-140; Schmitt R. Orontes (2) II Encyclopaedia Iranica. http://www.iranica.com/articles/ sup/Orontes.html.
[19] Шофман А. С. Распад империи Александра Македонского. Казань, 1984. С. 37, 65.