Ферекид Афинский

Автор: 
Составитель: 

Ферекид Афинский, «не уступающий никому из генеалогов»

Продолжатели Гекатея в составлении прозаических генеалогий, Ферекид и Гелланик, отнюдь не унаследовали рационалистического пафоса, характерного для его эпохи, — Гекатей умер примерно в те же годы (75–76 Олимпиада, 480–470 гг. до Р. Х.), что и Ксенофан, прославившийся критикой мифологии поэтов. Этот пафос был одним из проявлений того же процесса, что и переход античной науки (в том числе мифологической генеалогии) от поэзии к прозе. «Расцвет» Ферекида Афинского и Гелланика приходился на середину V века, а умерли они, возможно, уже после 400 года до Р. Х. (то есть одновременно с Сократом), и в их время критика наивной веры в мифы уже утратила актуальность.
Ферекид Афинский, «не уступающий никому из генеалогов», по выражению Дионисия Галикарнасского, цитируется древними учеными чаще своих соратников и удостаивается похвал даже от новейших: Фрэзер сожалел об утрате этого кладезя мифологической учености, изложенной с очаровывающей простотой и искренностью. Путаница с Ферекидом Сиросским, автором «Теогонии», и с Ферекидом Леросским, упомянутым «Судой», затемнила сведения о нем: в прошлом веке была популярна выдвинутая впервые Фоссием гипотеза, что Ферекид родился на Леросе, поблизости от Милета, центра раннегреческой прозы, но жил в Афинах. Его сочинение состояло не менее чем из десяти книг. В первых полутора, по реконструкции Якоби, говорилось о теогонии и, вероятно, перечислялись, как у Гесиода, сыновья богов и богинь. Со второй по пятую излагалась генеалогия потомков Инаха, значительно превосходящая Девкалионидов древностью и поэтому вынесенная Ферекидом на первое место. Во второй–третьей речь шла о потомках Бела вплоть до Гераклидов, в четвертой–пятой — о потомках Агенора вплоть до фиванских войн. Книги с пятой по восьмую занимало родословие Девкалионидов: сначала его элейско–этолийские и локрийские потомки, затем — потомки Эллина вплоть до плавания аргонавтов. Последние книги, вероятно, занимали генеалогии Атлантидов, Асопидов и Танталидов. Язык Ферекида имеет черты ионийского диалекта; стиль ясен и уравновешен, лишен подчеркнутой субъективности, свойственной Геродоту и Гекатею, часто ставящим акцент на собственном мнении и личном опыте. Гекатей, как и Геродот и позднейшие историки, вводил в свои генеалогии даже речи персонажей; Ферекид, кажется, этого не делал, в чем ему следовали позднейшие мифографы.

Свидетельства

Суда: 2. Ферекид Из Афин, старше, чем из Сироса, который, как говорят, собрал труды Орфея. Он писал о родившихся из Земли [людях], работу о древней истории Аттики в десяти книгах, увещевания в гекзаметрах. Порфирий считает, что он старше [этих двух Ферекидов], и считает его единственным изобретателем прозаической композиции.
Суда: 3. Ферекид Из Лероса, историк, жил незадолго до семьдесят пятой Олимпиады. [Он писал] «О Леросе», «Об Ифигении», «О праздненствах Диониса», и т. д.

История

Книга Первая
1. Steph. Byz. Гисия, город в Беотии но также в Аркадии, как говорит Ферекид в книге первой.
2. Schol. Apollon. II, 1235: Ферекид говорит, что Кронос, превратившись в лошадь соединился с Филирой, дочерью Океана, и что из–за этого Хирон имел двойную форму человека и лошади.
3. Apollod. I, 4. 3: Артемида же убила Ориона на острове Делосе. Об Орионе говорят, что его родила земля и он был огромного роста. Ферекид же говорит, что он был сыном Посейдона и Эвриалы. Посейдон одарил его способностью ходить по морю. Он женился на Сиде, которую Гера низвергла в Тартар за то, что та осмелилась состязаться с ней в красоте. Затем, прибыв на остров Хиос, он посватался к дочери Ойнопиона Меропе. Ойнопион напоил его пьяным и уснувшего ослепил, после чего выбросил на берег моря. Орион, придя в кузницу Гефеста и похитив одного из детей, посадил себе на плечи и приказал вести его к восходу солнца. Придя туда, он вновь прозрел, подставив глаза жгучим лучам солнца. После этого Орион поспешил сразиться с Ойнопионом, но Посейдон укрыл последнего в подземном доме, построенном Гефестом.
4. Schol. Hom. II. 2, 486: Орион, который сопровождал охоту Артемиды, попытался изнасиловать её; богиня, в ярости призвала скорпиона из земли, который ужалил его в позвоночник и убил. Но Зевс поместил его среди звезд. Там где поднимается Скорпион, убивший Ориона.
5. Schol. Apolion. I, 761: Ферекид говорит, что соедившись с Эларой, дочерью Орхомена, Зевс, опасаясь ревности Геры, скрыл её под землёй откуда вышел Титий, названый так потому, что он был сыном земли.
Schol. Pindar. Pylh. IV, 160: Ферекид пишет, что Аполлон и Артемида пронзили Тития стрелами. Сравн. Apollodor. 1,4, 1 и Eustath. ad Hom. Od. H, p. 1581, 54.
6. Strabo X, p, 472, D: Аргивянин Акусилай считает Кадмила сыном Кабиро и Гефеста и отцом трех кабиров, от которых произошли нимфы–кабириды. По словам Ферекида, от Аполлона и Ретии произошли 9 кирбантов, которые обитали на Самофракии. От Кабиро, дочери Протея, и Гефеста произошли 3 кабира и 3 нимфы–кабириды; в честь тех и других были установлены священные обряды. Более всего кабиры пользовались почитанием как раз на Имбросе и Лемносе, но их чтили также в отдельных городах Троянской области. Их имена, впрочем, сохраняются в тайне.
7. Schol. Apollon. I, 1129: Идейские дактили. — Они говорят, что их было шесть и пять, мужчины справа и женщины слева. Ферекид говорит, что тех, кто справа двадцать, и тех, кто слева тридцать два. Он сказал, что они были колдунами, опытные в том, что касается ядов, и они были первыми обрабатывающими железо и другие металлы. Они были названы идейскими по своей матери Иде. Те, что слева, Ферекид говорит, были очаровательны; те, что справа разрушали чары.
8. Schol. Pind. Pyth. III, 60: Дева Коронида жила недалеко от источника Амирия, рассказывает Ферекид. Там ворон объяснил (принёс весть Аполлону, что Коронида беременная от бога, сошлась с Исхием, сыном Элата), то Аполлон убил Исхия, но Асклепий был отдан на воспитание Хирону.
Steph. Byz: Дотий, город Фессалии, названный по Дотии, дочери Элата; но по Ферекиду название происходит от Дотиды. Ср. Strabon. IX, p. 442.
Schol. Eurip. Alcest. 2: Ферекид в «Истории» сообщает, что Асклепий воскресил умерших в Дельфах.
Ap. Schol. Pindar. Pyth. III, 96: Ферекид в «Истории» сообщает, что Асклепий воскресил умерших в Дельфах.
9. Schol. Apollon. II, 500: Ферекид и Аристеон говорят, что в колеснице, запряженной лебедями, Аполлон унес Кирену и привёз в город, который должен был носить её имя.
Schol. Pind. Pyth. IX, 29: Гипсей, сын Пенея и Наидис, говорит Ферекид.
10. Schol. Apollon. III, 467: Аполлоний называет Гекату дочерью Персея. Некоторые говорят, что она дочь Зевса. Вакхилид говорит, что она дочь Ночи. Мусей говорит, что она дочь Астерии и Зевса; Ферекид – Аристея.
11. Eustath. ad Hom. II. Z, p. 648, 37: Даира, сообщает Ферекид, сестра Стикс, элемент влаги, поэтому верят, что Даира враждебна Деметре. Когда было построено её святилище, жрецы Деметры не были допущены.
12. Apollodor. I, 5, 2 extr., de Triptolemo: Ферекид же называет Триптолема сыном Океана и Геи.
13. Schol. Apollon. IV, 1091: Диктис и Полидект был сыновьями Андротои, дочери Кастора и Перисфена, сына Дамастора, Навплий, родился от Посейдона и Амимоны, как говорит Ферекид.
14. Schol. Apollon. II, 1214: Ферекид в своей «Теогонии» сказал, что Тифон укрылся на Кавказе, и как только гора загорелась, в Италии, где остров Питекусса, образовался над ним.
15. Apollod. III, 12, 6: Но Ферекид сообщает, что Теламон был другом, а не братом Пелея, и что он был сыном Актея и Главки, дочери Кихрея.
16. Schol. Pindar. Nem. IV, 81: Пелей был очищен Эвритом (царём Фтии в Фессалии), сыном Акторна, на дочери которого Антигоне он женился. (После убийства Эврита бежал в Иолк к Акасту, жена которого напрасно добивалась прелюбодеяния с Пелеем, ложными сведениями доведя Антигону до самоубийства.) Пелей вернулся во Фтию на колеснице Фетиды (которую получил от Посейдона), основал Фарсал и Фетидий; этот город назван по Фетиде.
17. Schol. Homer. II. H, 175: Полидору Пелей произвёл от Антигоны, дочери Эвритиона. Ферекид говорит, что Полидора – сестра Ахилла.
18. Schol. Pindar. Nem. III, 55: Ферекид говорит, что Пелей захватил Иолк без помощи Ясона и Тиндаридов.
19. Schol. Hom. Il, 87: Это Клитоним (сын Афидаманта, которого Патрокл убил), говорит Ферекид.
20. Marcehinus in Vita Thucydidis, § 2: Фукидид… происходил, я говорю, от тех самых хорошо известных стратегов Мильтиада и Кимона. В далеком прошлом он вёл род от стратега Мильтиада; и через Мильтиада, от Аякса, сына Зевса. Таким образом, этот сочинитель может похвастаться своим происхождением от этих высоких предков, и Дидим свидетельствует об этих вещах; он утверждает, что в первой книге истории Ферекид говорит так: В Афинах жил Филей, родственник Аякса; от него родился Даикл, от него Эпикик, от него Акестор, от него Агенор, от него Олий, от него Ликет, от него Тифон, от него Лай, от него Агаместор, от него Тисандер, от него Мильтиад, от него Гиппоклид (кем, когда он был архонтом в Афинах, Панафинеи были учреждены), от него Мильтиад, который заселил Херсонесс.

Книга Вторая
21. Schol. Apollon. II, 1252: Ферекид говорит в своей второй книге, что орел, посланный против Прометея, родился от Тифона и Ехидны, дочери Форкия.
22. Apollod. II, I, 3: Ферекид сообщает, что он (Аргус) был сыном Арестора.
Schol. Eurip. Phcoen. 1123: Аргус, сын Зевса, взял в жёны Пито, дочь Океана. От него родился Криас; от него Эревфалион, по которому была названа Эревфалия, город Арголиды, и Форбас, от него Арестор, от него Аргус, чей глаз Гера поместила на затылке и лишила его сна и сделала сторожем. Позднее Гермес убил его.
23. Schol. Apollon. I, 1213: Ферекид в своей второй книге говорит, что река Пеней, соединившись, с Полидорой, дочерью Даная, породила Дриопа, от которого получили своё имя дриопы, которые живут за рекой Сперхей.
24. Schol. Homer. Odyss. O, 226: Меламп, сын Амифаона. Для Лисиппы и Ифианассы, дочерей царя Прета, поступивших опрометчиво по отношению к Гере. В самом деле, когда они пришли в храм богини, они смеялись, говоря что дом отца роскошнее, чем этот. (За эту дерзость их ввергли в безумие). Но прорицатель Меламп обещал полностью исцелить их, если только награда за это исцеление будет достойная. Болезнь длилась больше десятилетия и не только девушки, но и их родители были погружены в печаль. Но Прет обещал часть царства и одну из дочерей в жены, Меламп, молитвами и жертвами уняв гнев Геры, лечением изгнал болезнь и женился на Ифионассе.
25. Schol. Apollon. II, 992: Амазонки, дочери Ареса и наяды Гармонии. Акмоний; он вблизи Термодонта. Ферекид упоминает в своей второй книге.
26. Schol. Apollon. lV, 1091 (et Eudocia p. Sa, sq. et Phavorin. in v. 'Αχpίσιοϛ;): Ферекид говорит в своей второй книге, Акрисий женился на Эвридике, дочери Лакедиамона; от этого брака Даная. Акрисий посоветовавшись с оракулом, будет ли он иметь сына, бог Пифон ответил, что не будет, но его дочь родит сына, который будет причиной его смерти. Вернувшись в Аргос, он построил бронзовую камеру и установил под землей, во дворе своего дома. Туда он поместил Данаю и ее няню и содержал как заключенных, чтобы предотвратить рождение ею ребенка. Но Зевс, любящий девушку, пролился с крыши, как золотой дождь, проникнув к Данае, показав, кто он был, Зевс имел близость с ней. От этого союза родился Персей, которого няня вырастила в тайне от Акрисия. Персею было три или четыре года, когда Акрисий услышал голос ребенка, который играл. Приказав своим слугам привести Данаю и няню, он убил её и взял Данаю и ребенка к алтарю Зевса, который находится за наружной стеной дома, и, наедине со своей дочерью он спросил её, от кого этот ребенок рождён ею. Она ответила, что это был Зевс. Он не поверил и закрыл её с ребенком в сундуке, и бросил его в море. Волны принесли сундук на остров Сериф, где Диктис (сын Перисфена) с детьми, вытащили его на землю, поймав сетью. Даная умоляла его, открыть сундук. Он так и сделал, узнав, кто они были, он привёл их в свой дом и кормил их.
Schol. Apollon. lV 1515: В то время как Персей жил на Серифе с матерью у Диктиса и уже стал большим, брат по матери Диктиса, Полидект, который был царём Серифа, увидел Данаю, влюбился в неё; но он не знал, как сойтись с ней. Затем, на подготовленный праздник были приглашены многие гости, Персей и другие. Кто-то спросил Персея, каков будет его взнос на праздник; Полидект сказал, что это будет лошадь, Персей ответил: это будет голова Горгоны. Но день после еды, так как другие гости, которые платили их подсчетам, Персей привёл лошадь. Царь не хотел согласиться и потребовал у него, согласно его обещанию, голову Горгоны: если он не принесёт её, царь сказал, что возьмет его мать в жёны. Полный тоски, сетуя на его несчастье, Персей ушел в самую отдаленную часть острова. Но появился Гермес и, расспросив, узнал причину его причитаний. Он призывает и приводит его сначала к Грайям, дочерям Форка, Пемфреде, Энио и Дейно. Забрал глаз и зуб, Грай. Поняв это, они плачут, и просят, чтобы он отдал им их глаз и зуб так все три из них использовали в свою очередь, тот же глаз и тот же зуб. Персей им ответил, что он отдаст их им, если они скажут ему о нимфах, которые имеют кожаный шлем, крылатые сандалии и сумку Аида. Они дают ему необходимые сведения, и он возвращает их глаз и зуб. Пройдя к нимфам Гермес, попросив и получив от них то, что он хотел, он надевает на ноги крылатые сандалии, он повесил сумку на его плечо, и он надел кожаный шлем на голову. Таким образом снаряжённый, он прилетает к океану и к Горгонам; Гермес и Афина с ним. Он считает, что Горгона спит. Боги научили его, как отрезать голову, отворачиваясь, и они показали ему Медузу, единственную Горгону которая была смертной. Придя к ней, он отрезал голову, бросил её в сумку и убежал. Две другие Горгоны увидев это, преследовали его, но они не могли увидеть его. Персей прибыл на Сериф, отправился к Полидекту и попросил его собрать своих людей, чтобы он мог показать всем голову Горгоны; он знал, что те, кто её увидят будут превращены в камень. Полидект собрал своих людей и сказал Персею показать голову; он вытащил её из своей сумки, отвернувшись, Полидект и все те, кто увидел её превратились в камни. Но Афина, просила голову Горгоны у Персея; он отдал сумку Гермесу, и нимфам сандалии и кожаный шлем. Это история, рассказанная во второй книге Ферекида.
27. Hom. Od. A, 265: Когда армия телебоев пришла в Микены (напомнить Элктриону о царстве Местора) его сыновья из–за коров сражались с ними до смерти, и Амфитрион, которой случайно убил Электриона, бежал в Фивы. Но Алкмена отказалась выйти за него пока он не отомстил за её братьев убитых телебоями. Амфитрион обещал это сделать и отправился из Фив против телебоев. Но в ту же ночь Зевс явился в дом под видом Амфитриона держа в руке кархесий. Она спросила убил ли он телебоев. Зевс рассказал ей обо всем, что произошло там и отдал его кархесий который он по его словам получил в награду от своих товарищей за доблесть. Алкмена обрадовалась этому. После совокупления с ней Зевс удалился. Амфитоион вернулся на следующую ночь. Алкмена родила Геракла от Зевса, а Ификла от Амфитриона. Кархесий, который Алкмене дал Зевс, был самым древним, как сообщает Ферекид во второй книге.
Athenaeus XI p. 474, F: Когда Зевс соединился с Алкменою, он подарил ей за это такую чашу; об этом рассказывают Ферекид во второй книге.
Macrob. Saturn. V, 21: Кархесий же — [это] бокал, известный только лишь у греков. Его упоминает Ферекид в книгах историй, утверждая, что Юпитер дал в дар Алкмене золотой кархесий как награду за сожительство [с ней].
28. Apollod. II, 4, 8: Ферекид же сообщает, что сам Амфитрион, желая узнать, который из мальчиков является его сыном, впустил в их постель этих змей: когда Ификл убежал, а Геракл вступил с ними в борьбу, Амфитрион таким образом узнал, что Ификл его сын.
29. Schol. Apollon 1, 146: Ферекид говорит, что Лаофонта, дочь Плефрона, родила Фестию Леду и Алфею. Но говорят (а именно Ферекид), что Поллукс, сын Зевса, а Кастор Тиндарея.
30. Schol. Pindar. Isthm. IV, 10: Число детей которые были у Геракла и Мегары остаётся неопределённым. Ферекид называет Антимаха, Климену. Гленум, Теримаха, Креонтиада, которых как говорят отец бросил в огонь.

Книга третья
31. Schol. Homer. II. T, 116: Ферекид говорит, что матерью Эфрисфея была Амфибия, дочь Пелопа.
31a. Schol. Pindar. ad Olymp. III, 52: Поэт представил красивое описание рогатой лани, которую сосал Телеф. Пиндар говорит об Истре и позолоченных рогах, так об этом пишет Тесеид, и Писандр Камирский и Ферекид также.
31b. Schol. Pind. Olymp. VlI, 60: Лерна согласно одним источник, согласно другим место кустов. …Но Ферекид говорит, что это город.
32. Schol. Apollon. II, 1054: Ферекид сказал, что это не женщины, но птицы были убиты Гераклом с погремушкой, которая была дана ему чтобы шуметь и пугать их.
33. Schol. Apollon. IV, 1396: Ферекид говорит в своей десятой книге, что во время брака Геры, земля родила яблоню с золотыми плодами; нимфы, дочери Зевса и Фемиды, которые населяли пещеру с Эридана, посоветовали Гераклу просить Нерея, где он мог взять эти золотые яблоки; Геракл захватил силой Нерея: после того как он сначала превратился в воду и огонь, а затем вернулся к своей первоначальной форме, он дал указание герою. Так герой отправился за золотыми яблоками. Прибыв в Тартесс, он переправился в Ливию, где он убивает жестокого Антея, сына Посейдона. Затем он поступает на берегу Нила, в Мемфисе, к Бусирису, сыну Посейдона, и он убивает его и его слуг у алтаря Зевса, на котором приносили в жертву иностранцев. Прибыв в Фивы, он прошел через горы в пустыни Ливии, где он убил стрелами много диких животных. После отбытия из страны, он спустился к внешнему морю; получив от Гелиоса золотую чашу, он сел на неё и пришел к земли, расположенные в передней, пройдя через землю, море и океан. Придя к Прометею и был замечен его словам, он был приведён в жалость его уговорами и убил стрелами, во время полета к нему, орла, евшего печень Прометея. В качестве награды, он дал ему идею, не идти самому искать яблоки, но идти к Атласу и попросить его взять их самому, в то время как он будет поддерживать небо вместо Атласа до его возвращения от Гесперид. Услышав эти слова, Геракл найдя Атласа объяснил, задачу поставленную перед ним и попросил его взять три яблока у Гесперид и принести их нему. Атлас, установив небо на плечах Геракла, отправился к Гесперидам, взял их яблоки и вернулся к Гераклу; но он сказал, Гераклу, что сам отнесёт их Эфрисфею и попросил поддержать небо на своем месте. Геракл, обещав ему, ввел в свою очередь, хитростью возложил тяжесть небес, на Атласа. Поэтому он попросил его, как Прометей посоветовал ему, подержать небо, пока он сделает плетёнку для своей головы. Атлас, положив яблоки на землю, взял бремя неба. Геракл, овладев яблоками, ушёл и прибыл в Микены к Эврисфею.
33a. Hygin. Poet. Astron. H, 3, p. 36 1 ed: Ферекид рассказывает, что когда Юнона сочеталась браком с Юпитером, то на свадьбу пришла Теллус, принеся на ветвях золотые яблоки. Восхищенная Юнона попросила Теллус посадить такие же деревья в ее садах, которые простирались вплоть до Атлантовой горы. Поскольку его дочери часто рвали с деревьев яблоки, то Юнона, говорят, поставила там стражем упомянутого дракона. Доказательством этого является то, что среди созвездий фигура Геркулеса располагается над Драконом, на что указывает Эратосфен. Поэтому можно без особого труда понять, что именно по этой причине созвездие и называют, чаще всего, Дракон.
Eratosthenes Catasterism. 3: Ферекид рассказывает, что Гера, сочетаясь браком с Зевсом, принимала дары от всех богов, и Гея преподнесла ей золотые яблоки. Взглянув на яблоки, Гера изумилась и велела посадить их в саду богов, находившемся во владениях Атланта, а так как атлантовы девицы постоянно воровали яблоки, она поставила стражем необычайных размеров змея.
33b. Schol. Eurip. Hippol. 742: Ферекид говорит, что Геспериды – дочери Зевса и Фемиды.
33c. Schol. Germanici ad v. 364, p. 133 (83): Арат и Ферекид думают об Эридане—Паде, что он находится среди звёзд, которые видны в южной части.
33d. Schol. Pindar. Pyth. IX, 185: Некоторые говорят, что Геракл убил Антея в сражении в Ирасе. Ираса была на высохшем озере Тритонида.
33e. Etymol. M. ex Oro: После убийства Антея Геракл сошёлся с его женой Ифиноей и породил Полемона. Haec aliter traduntur a Tetza ad Lycophr.663:
33f. Apuleius De orlhographia § 2: Бусирис, приносивший гостей в жертву на алтаре Зевса, был настигнут божественным правосудием когда Геракл убил его.
33g. Schol. Hesiod. Theog. 986: Эматион был убит Гераклом, когда он искал золотые яблоки.
33h. Athenaeus XI, p. 470, C: А Ферекид в третьей книге «Историй» рассказывает сперва об Океане и потом продолжает: «А Геракл, натягивает против него [Гелиоса] лук, чтобы поразить, но Гелиос повелевает ему остановиться, и он в страхе останавливается. За это Гелиос дает ему золотую чашу, которая после заката переносила его с его конями ночью через Океан в край восхода, чтобы встать на рассвете. В этой чаше Геракл отправляется в Эрифию. Когда был он среди моря, ему является Океан и поднимает волны, чтобы его испытать. Геракл хочет выстрелить в него, но Океан в страхе велит ему остановиться».
Macrob. Saturn. V, 21: [О том] же, что Геркулес приехал на Эритею, то есть приплыл на остров [у побережья] Испании на бокале, и Паниасий, выдающийся писатель [среди] греков, рассказывает, и Ферекид является сторонником [того же].
Strabo III, p. 169, C: Под Эрифией, куда мифы переносят приключение Гериона, Ферекид, по–видимому, имеет в виду Гадиры.
34. Schol. Sophocl. Trach. 354: Эта работа была выполнена Гераклом для Эврита, сына Меланея, родственника Акестора из Эхалии, города который находился на границе Аркадии. Он потребовал дать Иолу в жёны Гиллу. Когда Эврит отказался, Геракл взял Эхалию и убил его сыновей. Ифит бежал на Эвбею.
Schol. Homer. Odyss. Φ, 23: Ифит, сын Еврита из Эхалии, что двенадцать кобыл потеряв, искал их, путешествуя по окрестным городам, надеясь найти их в каком–то месте. Поиски привели его в Тиринф. Геракл вспомнив об обиде нанесённой ему Евритом, убил Ифита. Но Зевс был рассержен из–за убийства гостя и назначил наказание Гераклу. Гермес продал его в Ливию, Омфала царица этой области заплатила за него три таланта.
35. Schol. Homer. II. S, 255: Геракл возвращаясь из Трои подвергся нападению в Эгейском море, Гера вызвала сильный шторм и Геракл вынужден был пристать к острову Косу, царь острова Эврипил, сын Посейдона, попытался помешать его высадке из корабля. Но после шести атак высадка произошла и Эврипил и его сын были убиты, Геракл соединившись с его дочерью Халкиопой породил Фессала.
36. Schol. Homer. II. A, 709: Ктеат и Эврит действительно сыновья Посейдона и Молионы, дочери Мола, но говорят Актора. Они имели природу отличную от других людей. Они были двучленными у них были две головы, четыре руки и ноги, но один корпус, поэтому они побеждали в борьбе гимнастов и воинов.
Schol. in Platonem p. 380 seq. Bekk: Против двоих даже Гераклу не выстоять. Эту пословицу изначально Дурис так объяснил: говорят Геракл построил алтарь у Алфея, учредя состязания в борьбе, и на следующих олимпийских состязаниях, он борясь с Элатом и Ферандром был побеждён в борьбе, отсюда появилась пословица, против двоих даже Гераклу не выстоять. Ехефилид сообщает, что Геракл, в походе предпринятом против Авгия, был побежден Молионидами, Ктеатом и Эвритом; но когда он бежал к Бупрасию, не видя врага, оправился у реки, поэтому столкновение получило имя «Поединок у воды». Что теперь показывают тем, кто покидает Диму в Элиде, названная жителями «сладкая вода». Об этом рассказывают Ферекид, Комарх и Истр в Эолике. Из–за того Геракл, устроив засаду, погубил Молионидов близко к Клеонам, куда прибывает священное посольство из Коринфа. По этой причине элейцам запрещено посещать Истмийские игры, потому что Геракл убил Молионидов, когда они были посланы со священным посольством на Истм, а коринфяне спаслись.
37. Schol. Sophocl. Argument. Trachin. Она (Амалфея) была дочерью Гемония и обладала бычьим рогом. Как сообщает Ферекид, этот рог имел свойство доставлять своему владельцу в изобилии любую пищу или питье, какого бы тот ни пожелал.
Apollod. II, 7, 5: Она (Амалфея) была дочерью Гемония и обладала бычьим рогом. Как сообщает Ферекид, этот рог имел свойство доставлять своему владельцу в изобилии любую пищу или питье, какого бы тот ни пожелал.
37a. Sholiastes Pindari Olymp. VII, 42 Tlepolemi matrem Hom. (lliad. B, 658.): Гесиод говорит, что матерью Тлеполема была Астидамия, но Ферекид, Астигения; она была дочерью Филанта.
38. Schol. Apollon. I, 1213: Дриопы народ пиратов, граничащий с малиенсиями.
39. Antonin. Liberal. c. 35: Рассказывает Ферекид. После исчезновения Геракла из числа людей, Еврисфей изгнал его детей из страны и воцарился в ней сам. Гераклиды, спасаясь бегством у Демофонта, сына Тесея, поселились в афинском Четырехградье, Еврисфей же, отправив вестника в Афины, был готов объявить афинянам войну, если они не изгонят Гераклидов. Афиняне не уклонились от войны. Еврисфей вторгся в Аттику и, расположив свое войско в боевом порядке, погибает сам в сражении, множество же аргивян обратилось вспять. Гилл и остальные Гераклиды после смерти Еврисфея снова поселились в Фивах. В это время Алкмена умирает от старости, и Гераклиды собрались похоронить ее. А жили они у Электриных ворот, там же, где <некогда> Геракл. Зевс посылает Гермеса с приказом похитить Алкмену, перенести на Острова Блаженных и дать в жены Радаманфу. Гермес, повинуясь, похищает Алкмену, а вместо нее в гроб кладет камень. Гераклиды, неся гроб, почувствовали, что он потяжелел, опустили его на землю и, открыв, обнаружили вместо Алкмены камень. Вынув его, они поставили его в священной роще, — как раз там, где находится в Фивах героон Алкмены.

Книга Четвёртая.
40. Schol. Apollon. III, 1185: Ферекид говорит в своей книге IV: «Агенор, сын Посейдона, женился на Дамно, дочери Бела. От них произошли Фойник и Исея, жена Египта, и Мелия, жена Даная. Тогда Агенор женился на Аргиопе, дочери бога реки Нил, и от этого брака родился Кадм».
41. Schol. Apollon. II, 178: Согласно Ферекиду, Финей сын Феникса, сын Агенора и Кассиопеи, дочери Арабоса.
42. Apollod. III, 1,1: После исчезновения Европы отец ее Агенор послал своих сыновей на поиски, приказав им, чтобы они не возвращались, пока не отыщут Европу. Вместе с ними отправилась на поиски и мать Европы Телефасса, а также Фасос, сын Посейдона (а как утверждает Ферекид, сын Килика).
43. Schol. Apollon. III, 1086: Третий Девкалион, сын Миноса, названный Ферекидом.

Книга пятая.
44. Schol. Apollon, III, 1178: Ферекид говорит в своей пятой книге. Когда Кадм пришёл основать Фивы, Арес и Афина дали ему половину зубов змеи, а другую Ээту. Кадм посеял зубы на пашне по приказу Ареса, и из неё родилось много вооруженных людей. Кадм, испугавшись,стал бросать в них камнями, и они, полагая, что они были атакованы друг другом, они поймали и убили друг друга, за исключением пяти: Удей Хтоний, Эхион, Пелор, Гиперенор, которых Кадм сделал гражданами своего города.
Schol. Pindar. Isthm. VII, 13: Ферекид говорит о происхождении спартов: Арес и Афина половину зубов отдали Кадму, половину Ээту.
Apollodor. 111,4, I: Ферекид же рассказывает, что Кадм, увидев, как из земли вырастают мужи в полном вооружении, стал бросать в них камнями, и те, подумав, что это они сами бросают камнями друг в друга, вступили между собой в сражение.
45. Apollod. III, 4, 2: Кадм подарил своей молодой супруге пеплос и изготовленное Гефестом ожерелье; некоторые говорят, что это ожерелье подарил Кадму сам Гефест, Ферекид же сообщает, что его подарила Кадму Европа, получившая его ранее от Зевса.
46. Suidas: Ὑάδες: Гиады [Значение] звезды на рогах Тельца.
Schol. Arati Phaenom. 172: Фалес насчитывал две Гиады, одна северная, другая южная, Еврипид в Фаэтоне три, Ахей четыре, Гиппий и Ферекид семь. Говорят, что они были кормилицы Вакха; на самом деле Гиас – имя Вакха.
Schol. Homer. II. 2, P З 486: Семь звёзд, находящиеся на рогах быка, называются Гиадами, расположенные в виде буквы ϒ, или что вызывают ливни и дожди. Зевс, породив Вакха из бедра, отдал на кормление додонским нимфам Амбросии, Корониде, Евдоре, Дионе, Есиле, Полихо (Фео). Но когда Вакх преследовал Ликурга до моря, Зевс милосердно поместил их среди звёзд.
Ibid. paullo post: Ферекид говорит, что Гиады это додонские нимфы, кормилицы Вакха, которым он был передан из–за страха Геры, они преследовали Ликурга.
Hygin. Poet. Astron. 2, 21, p. 395: Телец обращен к восходу солнца, и звезды, составляющие очертания его головы, называются Гиады. Ферекид из Афин утверждает, что это — кормилицы Либера, числом семь, которых раньше называли также додонскими нимфами. Имена их суть таковы: Амвросия, Евдора, Педила, Коронида, Поликсо, Фито, Фиона. Рассказывают, что Ликург обратил их в бегство, и все они, по словам Асклепиада, кроме Амвросии, нашли пристанище у Фетиды. По свидетельству же Ферекида, они сопровождали Либера до Фив, чтобы вверить попечению Ино. За это Юпитер отблагодарил их тем, что поместил среди созвездий.
Mythograph. I, § 120 p. 89, ed. Bode: Либер, сын Юпитера и Прозерпины, был разорван титанами. Его растертое сердце Юпитер дал в питье Семеле. Когда она забеременела от него, Юнона превратилась в Берою, кормилицу Семелы, и сказала: питомица, попроси у Юпитера, чтобы он пришел к тебе так, как к Юноне, чтобы ты знала, какое наслаждение возлежать с богом. Подстрекаемая ею, она попросила Юпитера и была поражена молнией. Из ее чрева Юпитер вынул Либера и дал воспитывать Нису, отчего его назвали Дионисом и дали прозвание Двухматеринского.
Schol. Germanici ad Taurum v. 173, p. 105: На знаке Тельца лоб и лицо называются Гиады, которые, говорит Ферекид Афинский, кормилицы Либера, называются додонские нимфы. Которые, захваченные Ликургом, в страхе бежали в Фивы, не допустив чтобы они пострадали от Геры, Зевс сделал их звёздами, называемыми Гиады; они знак указующий время, или они дождь: ΰειν означает дождь, побуждающие возникновение ливней или потому что они в форме буквы ϒ.
Idem Schoi. ad v. 154 sqq., p. 114 similia de Pleiadibus narrat: Греки называют скопление Плеядами: латины Вергилиями. Ферекид и Афиней говорят, что они были семью сёстрами, дочерьми Ликурга, с острова Наксос, за то, что они вскормили Диониса, Зевс поместил их среди звёзд.
47. Schol. Sophocl. Oedip. Tyr. 785: Ферекид говорит, что Медуза – жена Полиба и дочь Орсилоха, который был братом Полиба.
47a. Schoh Taur. in Eurip. Phoen. 39, p. 15: Вестника Лая Полифетена Ферекид называет Полипетеном.
48. Schol. Eurip. Phoen. 53: Эдипу Креонт дал царство и жену Лая, собственную мать Иокасту, от которой родились Фрастор и Лаонит, которых умертвили Миний и Эргин. Раньше говорят женой Эдипа была Евригания, дочь Перифанта. Которая родила Иокасту, Антиогну, Исмену, которую Тидей убил у источника, который по этой причине получил имя Исмена. Евригания родила сыновей Этеккла и Полиника. Но когда Евригания умерла, женой Эдипа стала Астимедуза, дочь Сфенела.
49. Schol. Eurip. Phoen. 71: Ферекид говорит, что Полиник был силой изгнан из отечества.
50. Apollod. III, 6,7, de Tiresia: Ферекид же сообщает, что его ослепила богиня Афина. Харикло была любимицей богини Афины … он увидел ее обнаженной. Тогда богиня коснулась его глаз руками и ослепила его. Когда Харикло стала умолять богиню вернуть ее сыну зрение, та не смогла этого сделать, но зато она так изощрила его слух, что ему стал понятен язык птиц. Богиня дала ему также кизиловый посох: неся его в руках, он шествовал с такою же уверенностью, что и зрячие.
51. Schol. Homer. II. E, 126: Говорят что на Фиванской войне Тидей, раненый Меланипом, сыном Астака, был очень зол. И когда Амфиарай убил Меланиппа, он бросил его голову Тидею, тот вскрыл её как зверь и съел мозг. Но в это время Афина пришла с предоставленным ему Зевсом бессмертием, но бесчеловечность Тидея вызвала отвращение: перед тем как Афина, ушла он просил передать бессмертие его сыну Диомеду.
51a. Schol. Pindar. Olymp. IX, 86: Протогенея, которую Зевс унёс и перенёс на Меналию, гору Аркадии, говорят была дочерью Опунта, царя Элеи, но другие говорят, дочерью Девкалиона и Пирры, как говорит Ферекид в книге пятой.

Книга шестая.
52. Schol. Pind. Pyth. IV, 288: Ферекид говорит, что матерью Фрикса была Фемисто, которая когда, случайно погибли плоды, разрешила принести его в жертву.
53. Schol. Germanici ad Arietem v, 228, p. 110: Овен, который перенёс Фрикса и Гелу через море, имел золотую шерсть.
Eratosthenes Cataster. 19: Это тот баран, который перенес через море Фрикса и Геллу. Был он бессмертен, а детям его дала их мать Нефела. Как утверждают Гесиод и Ферекид, у него была золотая шкура.
54. Schol. Apollon. II, 1253: Ферекид в своей шестой книге утверждал, что Халкиопу называли Евения.
Hesych.: Иофосса, пишет Ферекид, то же, что Халкиопа.
55.Schol. Pindar. Pyth. IV, 220: Мелас, сын Фрикса, говорят женился на Евриклее. От него произошёл Гиперес, который жил у Гиперийского источника, получившего имя от него.
56. Schol. Hom. Od. A, 289: Нелей, сын Посейдона и Тиро, брат Пелия, изгнаный из Иолка, прибыл в Мессению, область Пелопонесса; в части этой земли основал Пилос. Женат на Хлориде, дочери Амфиона, который был сыном Иаса: он управлял не только южным Пилосом, но и Орхоменом благополучно.
57. Schol. Homer. II. A, 674: Нелей, сын Посейдона, в искусстве всадника превосходил всех, кто во время жизни его поколения был очень искусным, отправил лошадей в Элиду на состязания, которые устроил Авгий. Они одержали победу, но Авгий, движимый завистью, отнял их. Узнав об этом, Нелей не попытался ничего сделать: но его самый младший сын, Нестор, напав на армию Элиды, забрал много лошадей и захватил у врагов немало добычи.
58. Schol. Apollon. I, 411: Эсон город Магнезии, как сообщают Пиндар и Ферекид.
Paullo alitor Steph. Byz. Эсон, город Фессалии, который Ферекид называет Эсониам.
59. Schol. Homer. Odyss. M, 70: Тиро, дочь Самонея, которая родила Посейдону двух сыновей Нелея и Пелия, была женой Крефея, который имел трёх сыновей Эсона, Ферета, Амифаона. Эсон с Полимилой, как пишет Гесиод, или, как пишет Ферекид, с Алкимедой породил Ясона. После смерти Крефея его брат Пелий захватил царство. Но мать Ясона, опасаясь зла со стороны Пелия, отдала сына на воспитание кентавру Хирону.
Schol. Apollon. 1, 45: Но Ферекид согласен с Аполлонием, говоря, что Ясон был сын Алкимедоны, дочери Филака.
60. Schol. Pindar. Pyth. IV, 133: Пелий построил святилище Посейдона и все граждане праздновали, среди других и Ясон был приглашён. Переправляясь через реку Анавр, он потерял левую сандалию. Так он пришёл на праздник. Пелий, увидев это, вспомнил оракул. Получив у Ясона ответ, о том кто он такой, он послал его на поиски золотого руна Ээта. Это Гера предложила Медее причинить зло Пелию.
61. Schol. Apollon. I, 4: Ферекид говорит, что корабль получил название от Аргоса, сына Фрикса.
62. Scholia Parisina Apollon. I, 105: Ферекид говорит, Тифис сын Понтея.
63. Schol, Apollon. I, 23: Ферекид в своей шестой книге сказал, что это Филаммон, а не Орфей, плавал с ними.
Philammonis hujus genus e Pherecyde refert Schol. Hom. Odyss. T, 432: Филона, дочь Деиона, которая жила на Парнасе, совокуплялась с Гермесом и Аполлоном. Её красота вызвала сильную любовь у этих богов, от этого между ними вспыхнула зависть. От Аполлона она родила Филаммона, умного человека, который первый учредил хоры девушек; но от Гермеса Автолика, который живя на Парнасе кражами собрал много богатств. Это ремесло была получена от отца, так что, если он что–то украл, скрыто от людей, захватывал овец, превращая их в различные формы; собрал большие запасы.
64. Schol. Apollon. I, 45: Ни Гесиод, ни Ферекид не говорят, что Ификл пошел с аргонавтами.
65. Schol. Apollon. 3162: Мать Идаса и Линкея, по мнению Ферекида, Арена, давшая название городу.
66. Schol. Apollon. I, 645: Ферекид сказал, что Эфалид получил привилегию Гермеса, что его душа была иногда в доме Аида, иногда на земле.
67. Schol. Apollon. 1, 1290: Геракл спустился на землю, так как Арго был перегружен весом героя.
Apollod. 1.9, 19: Ферекид же рассказывает, что Геракл был оставлен в гавани Афеты, в Фессалии, ибо сам корабль Арго провещал человеческим голосом, что не в силах вынести его тяжесть.
68. Schol. Apollon. II, 181: Ферекид говорит в своей восемнадцатой книге, Финеас управлял всеми народами Азии во фракийском Босфоре, то есть вифинцами и пафлагонянами.
69. Schol. Apollon. II, 271: Ферекид в своей шестой книге говорит, что Бореады преследовали их над Эгейским морем и побережьем Сицилии.
70. Schol. Apollon. I, 139: Но Идмон, как Ферекид говорит, был сын Астерии, дочери Короны, и Аполлона; и Тестор, и Идмон и Лаофа; и Калхас от Тестора. Идмон был убит в земле мариандинов диким кабаном.
71. Schol. Apollon. II, 411: Размер поля был пятьдесят югеров. У быка были медные копыта, и он дышал огнём.

Книга седьмая
72. Schol. Apollon. IV, 156: Ферекид в своей седьмой книге говорит, что дракон был убит Ясоном.
73. Schol. Apollon. IV, 223: Ферекид в своей седьмой книге сказал, что по приказу Ясона Медея взяла Апсирта и отвела его к аргонавтам; потом, когда их преследовали, они принесли его в жертву и бросала его кусок за куском в реку.
74. Schol. Eurip. Med. argument. Медея дала Ясону отвар молодости.
Schol. Aristoph. Equitt. 1318: Медея, действительно, как рассказывает Эсхил, приготовила отвар возвращающий молодость. Но как сообщает Ностос, она сделала это для Эсона, согласно Ферекиду и Симониду для Ясона.
75. Schol. Homer. Odyss. A, 289: У Нелея, сына Посейдона была исключительно красивая дочь Перо, но он никому не хотел отдать в её жёны кроме того кто доставит быков Филаки, которых Ификл увёл у его матери Тиро. Из всех один Биас, отец Талая, пообещал это сделать, и убедил брата Мелампода достичь этого. Хотя он хорошо знал, потому что он был прорицателем, он будет удерживаться в течение года в плену, на горе Отрин, пока не уведёт скот. Но охранники и пастухи застали его врасплох; и был доставлен Ификлу, был брошен в тюрьму и связан, охраняемый двумя слугами, мужчиной и женщиной. И мужчина хорошо исполнял свою службу, но женщина менее. Но когда прошло чуть меньше года, Меламп услышал разговор червей которые грызли балку. Тогда он приказал слугам перевести его, когда они это сделали, сломанная балка, упав убила её. Мужчина сказал о том, что случилось Филаку, тот Ификлу. Они приходят к Меламподу расспросить его. Прорицатель ответил так. Если они обещают дать ему быков, он сделает всё возможное, чтобы у Ификла родились дети, и связал себя клятвой. Потом Меламп зарезал быка Зевсу, разделил его на части и стал призывать птиц. Прилетел гриф. Меламп стал спрашивать, что он знает о том, как могут появиться дети у Ификла. Гриф объяснил. Причина отсутствия у Ификла потомства сразу раскрылась. Некогда Филак холостил баранов и положил вблизи Ификла еще покрытый кровью нож. Когда сын испугался и убежал, он воткнул нож в священное дерево. Древесная кора тотчас покрыла нож со всех сторон. Гриф добавил, что, если нож будет найден, с него надо будет соскоблить ржавчину и давать ее пить Ификлу в течение десяти дней. После этого у него родится сын. Узнав все это от грифа, Мелампод отыскал нож, и соскоблив с него ржавчину, стал давать ее пить Ификлу в течение десяти дней, и у того родился сын Подарк. Потом Мелампод взял быков, которых привёл в Пилос и отдал Нелею как дар за невесту, и отдал Перо брату, который взял её в жёны. Она родила Талая, и Анакасибию.
76. SchoI. Eurip. Alc. I: К этому Адмету пришёл Аполлон по приказу Зевса, отданный на год в рабство за то что убил Бронта, Стеропа и Арга. Но они были убиты Аполлоном потому, что он был сердит на Зевса за то, что тот молнией убил Асклепия. Асклепий возвращал мёртвых к жизни.
77. Schol. Homer. Odyss. A, 320: Кефал, сын Деиона с женой Прокридой, дочерью Эрехтея, жил в Форике. Желая испытать верность жены, он ушёл на чужбину сказав, что вернётся через восемь лет. Но потом он приняв обличье ремесленника с женскими украшениями пришёл в дом уговаривать Прокриду получить эти подарки позволив ему совокупиться с ней. Глаза Прокриды пленились золотым ожерельем и Кефал соединился с ней. Но затем Кефал показал свой истинный облик, обвиняя Прокриду, та от стыда бежала и охотилась с Артемидой, чего не делала ни одна другая женщина раньше. Прокрида спросила у раба, следившего за скотом, не знает ли он какой–либо вины Кефала. Раб ответил, что он заметил, как Кефал на вершине горы постоянно повторял слова «Приди Нефела»; кроме этого он ничего не знает. Услышав это Прокрида взошла на вершину горы, где спряталась в кустарнике и потом услышав эти слова застонала. Кефал услышав это, не осознавая что делает, метнув в Прокриду своё копьё и убил её. Потом Эрехтей устроил ей великолепные похороны.
78. Schol. Homer. II. Z, 153: Когда Зевс похитил Эгину, дочь Асопа из Флиунта, Сизиф указал Асопу, кто совершил похищение. Из–за этого Зевс разгневался на него. Поэтому он послал к нему Танатоса; Когда он прибыл, Сизиф заковал его в цепи: из–за этого никто не умирал, до того как Арес снял цепи Танатоса; освободившись он забрал Сизифа. Но перед смертью приказал жене Меропе не совершать над ним похоронных обрядов. Затем когда жертвы не были принесены, Аид узнав об этом, отправил его обратно в верхний мир обличить жену. Но тот, придя в Коринф не вернулся. Но после достижения смерти от старости, в Тартаре вынужден был катить камень снова и снова.
79. Schol. Homer. Odyss. A, 325: Мэра, дочь Прета, и Антея, дочь Амфианакта, отличались большой красотой. Будучи девственницами, они присоединились к охоте Артемиды. Но Зевс воспылав любовью, совратил её. Она родила сына Локра, который вместе с Зетом и Амфионом построил Фивы. Но говорят, Мэра была убита стрелой Артемиды за то, что больше не приходила охотиться.

Книга восьмая.
80. Schol. Apollon. IV, 57 (et Phavorin): Гесиод рассказывает, что Эндимион, сын Калики и Эфлия, или сын Зевса, получил привилегию от Зевса; он выбрал себе время его смерти, он умрет, когда захочет. Этот же факт сообщают Акусилай и Ферекид.
81. Schol. Apollon. I, 188: Анкей был ранен Калидонским вепрем в бедро и умер.
82. Schol. Homer. ad II. B, 212: Среди тех, кто выступил против Калидонского вепря, только Терсит избегал боя из–за трусости. Из–за этого Мелеагр сбросил с его высокого места, тело Терсита было повреждено.
83. Apollod. I, 8, 5: Тидей, став отважным воителем, был изгнан, как говорят некоторые, за то, что убил брата Ойнея Алкатоя. Но, как полагает автор поэмы «Алкмеонида», он был изгнан за то, что убил детей Мелана, злоумышлявших против Ойнея, — Фенея, Эвриала, Гиперлая, Антиоха, Эвмеда, Стернопа, Ксантиппа, Сфенелая. Ферекид же в качестве причины изгнания сообщает, что он убил родного брата Оления. Когда Агрий привлек его к суду, тот убежал в Аргос к Адрасту и, женившись на дочери его Деипиле, породил Диомеда. Тидей же, отправившись в поход против Фив вместе с Адрастом, погиб, сраженный Меланиппом.
84. Schol. Pindar. Isthm. 1, 79: Орхомен, сын Миния.

Книга девятая.
85. Diouys. Halicarnass. Archaeol. 1, c. 13: Теперь покажем, откуда пошло племя энотров, подкрепив свидетельством другого человека из древних писателей, афинянина Ферекида, никому в учености из генеалогов не уступающего. У него по поводу царей Аркадии сказано следующее: «От Пеласга и Деяниры родился Ликаон; он женился на Киллене, нимфе Неиде, от которой получила название гора Киллена». Затем, описывая их детей и местности, населяемые их потомками, Ферекид упомянул об Энотре и Певкетии, говоря так: «И Энотр, по которому именуются энотры, обитавшие в Италии, и Певкетий, по которому называются певкетии, живущие у Ионийского залива».
86. Apollod. III, 8, 2: Некоторые говорят, что причиной этого потопа было нечестие сыновей Ликаона. Эвмел же и некоторые другие говорят, что у Ликаона была также дочь Каллисто. Гесиод рассказывает о ней, что Каллисто была одной из нимф, Асий же называет ее дочерью Никтея, а Ферекид — дочерью Кетея.
87. Schol. Hom. II. H, 9: Арейфоой, равный самым выдающимся беотийцам, прошёл в Аркадию чтобы положить конец борьбе между гражданами Аркадии и Беотии. Он оставался там до достижения цели. Но когда он прибыл к аркадянину Ликургу, первому мужу этой области, тот устроил засаду и убил его, и забрал все его доспехи.
Schol. Hom. II. H, 135: Город Фея в Элиде, другой в Аркадии на Иардане. Но Фея расположена рядом с морем и реки Иардан там не видно. Так что лучше пишет Дидим, Φήρα, Σπάρτη χαί Ιαρϐάνου άμφί ρέεορα об этом также сообщает Ферекид.
88. Schol. Apollon. I, 102: Говорят, что женой Элата была Эримеда, дочь Дамасиха. Их сын Тенар, от которого получили имя город и крепость и порт Тенар.
89. Schol. Homer. II. B, 585: Атил, от которого город в Лакедемонии получил имя.

Книга десятая.
90. Schol. Homer. Odyss. Ο, 16: Икарий, сын Эбала, взял в жёны Дородоху, дочь Ортилоха, или согласно Ферекиду, Астеродию, дочь Еврипила, от которой родился Телестор. Лаэрт который услышал о красоте и силе ума Пенелопы, превосходящих всех женщин, посоветовал её своему сыну Одиссею в жёны. Пенелопа превзошла этими добродетелями саму Елену, которая родилась от Зевса.
91. Schol. Homer. Odyss. O, 223: Полифид, сын Мантия, от жены Сариусы, имел двух сыновей Гаромонида и Теоклимена. Из–за убийства он бежал в Пилос, где, обнаруженный приносящим жертву Телемахом, просил защитить его и перевезти на Итаку. Однако Телемах, получив предсказания об отце, удостоил его больше всего. Поэтому с Одиссеем, который сделал его великим, он закончил жизнь.
92. Hesych.: Евримас, олениец, клеветник, которого убил Поллукс.
93. Schol. Eurip. Orest. 11: С Клитией, дочерью Амфидамаса, Тантал породил Пелопа.
Schol. Apollon. 1, 752: Гипподамия, влюбившись в Пелопа, убедила Миртила, сына Гермеса, создателя колесницы и возницы Эномая, не вставлять гвозди в колёса, или как сообщает Ферекид, заменил ось восковой. Когда это было сделано, Эномай упав с колесницы разбился и Пелоп взял в жёны Гипподамию.
Schol. Sophocl. Electr. 505: Сообщают, что Пелоп после победы в состязании, получил в жёны Гипподамию, и с быстрыми конями и Миртилом вернулся в Пелопонесс. Но по дороге он сбросил Миртила в море.
Schol. Eurirp. Orest. 999: Этот ягнёнок (который имел золотое руно в стаде Атрея) не подвергался гневу Гермеса.
Scholia Ambrosiana ad Homer. Odyss. D, 22: Аргий, сын Пелопа, пришёл к Амиклу и взял в жёны его дочь Гегесандру.
94. Tzetz. ad Lycophr. 570: Аний (царь Делоса) грекам, которые пришли к нему, посоветовал остаться на его острове на девять лет, а на десятый разрешил отправиться против Илиона с флотом, который разрушит город. Грекам был дан оракул, согласно которому Троя будет взята через десять лет. Он обещал также, что его дочери будут кормить их.
95. Strabo XIV, p. 643, A: Однако по словам Ферекида, Калхант задал вопрос о супоросой свинье: сколько у нее поросят? Мопс ответил, что у свиньи три поросенка, из них одна свинка; когда предсказание оправдалось, Калхант умер с горя.
96. Schol. Pindar. Pyth. XI, 25: Ферекид говорит, что кормилицей Ореста была Лаодамия. Её сына убил Эгисфа, который принял его за Ореста; но Орест был тайно унесён.
97. Schol. Eurip. Orest. 1645: Асклепиад рассказывает, что Ореста укусила змея на Парнасе. Согласно Ферекиду, даже тогда Эринии преследовали его. Но он бежал в храм Артемиды и смиренно сидел у алтаря. Эринии пришли за ним, но его спасла Артемида. Вот почему этот город назван Орестион по Оресту.
98. Schoi. Eurip. Orest. 1654: Неоптолем, после того как взял в жёны Гермиону, дочь Менелая, пошёл в Дельфы посоветоваться с оракулом о детях; Гермиона не рожала. И когда он увидел, что его место перед оракулом отнято, пытался подойти, но был убит жрецом Махареем и похоронен под порогом храма.
99. Tzetz. in Exegesi in Iliadem p. 38, 11: Приам, сын Лаомедонта и Левкиппы, согласно историку Ферекиду Леросскому, от Гекубы, дочери Диманта и Евфои, на которой он женился, имел много сыновей и дочерей.
100. Eustath. ad Homer. II. 12, p. 1348, 18: Дий, незаконный сын Приама.
101. Schol. Aristid. Orat. p. 163, ed. Frommel. Он мог также сказать, о многих других Палладиях, о том, который называют автохтоном и о том, который назван морем, об упоминаемом Ферекидом и Антиохом. Палладием называют, согласно Ферекиду, изображение неба на земле вниз для… говорит, а не … лежащий сказал. Ферекид говорит, Палладий и нерукотворное изображение и знак упавший с неба на землю.
102. Schol. Homer. Odyss. T, 523: Зевс, соединившись с Антипой, породил Зета и Амфиона; основателей Фив, называемых Белыми Диоскурами (потому, что использовали белых лошадей). Говорят, что женой Зета была Аэдона, от которой родились Итил и Наидем. Но Итила Аэдона убила, приняв за сына Амфиона, завидуя его жене, так как она имела шесть детей, а она только двух. В наказание Зевс превратил её в соловья, который вечно плачет по Итилу, как говорит Ферекид.
102a. Schol. Homer. ad Odyss. A, 263: После смерти Зета и Амфиона Эвримах (князь флегийцев) опустошил Фивы.
Schol. Apollon. I, 735: Ферекид дает причину: это потому, что они приняли свои меры против флегийцев, врагов царя Кадма.
Schol. Homer. II. N, 302: Флегийцы, населявшие Гиртон, совершали противозаконные разбои и грабежи, вторгались в другие страны, нанося самый большой урон. Фиванцы в течение долгого времени жили в страхе, пока Зет и Амфион, сыновья Зевса и Антиопы, не окружили город Фивы стенами. Амфион своей лирой, подаренной ему Музами, настолько очаровывал камни, что они сами укладывались в стену. При их жизни флегийцы не могли причинить зла Фивам: но после их смерти Эвримах, царь флегийцев, напал на город и захватил его. По решению Зевса был убит Аполлоном за то, что пытался сжечь храм Аполлона в Дельфах.
Schol. Apollon. I, 741: Лира была дана Амфиону музами; об этом Ферекид рассказывает в своей десятой книге.
102b. Schol. Eurip. Phoen. 162: Ферекид говорит, что Ниоба, жена Амфиона, имела шесть сыновей и столько же дочерей.
102c. Schol. Eurip. Phoen. 1111: Ферекид говорит, ворота Неитас названы по Неиде, дочери Зета.
103. Schol. Apollon. 3, 62: Но как сообщают Эсхил, Антион и Ферекид, Иксион был сыном Писиона. Есть также те, кто говорят как Ферекид, что Иксион впал в безумие.
104. Schol. Apollon. 1, 211: Фракийская скала Сарпедон у горы Гем, место, где, говорит Ферекид, Орифия была похищена.
105. Schol. Sophocl. Oedip. Colon. 463: У Метиона, сына Эрехтея и Ифионои, родился Дедал, от которого Дедалийский дем Афин получил имя.
106. Schol. Homer. Odyss. A, 820: Тезей, сын Эгея, вместе с юношами, выбранными жребием, переправился на Крит, чтобы убить Минотавра. Где, когда он прибыл, в него влюбилась Ариадна, дочь Миноса, и дала нить, полученную от архитектора Дедала, и наказала Тесею, когда он войдёт в лабиринт, привязать к верхней перекладине ворот и разматывать нить, продвигаясь, пока он не достигнет внутреннего углубления, где спит бык. Сделав это Тесей с Ариадной и юношами, которых вместе с ним отправили к быку, спустился к кораблю и затем отплыл в полночь, обратившись к острову Диа, где они встали на отдых. Там Афина приказала ему оставив Ариадну, возвращаться в Афины. За это он получил заслуженное наказание. Но призванная плачем Ариадны Афродита даровала ей хорошую жизнь: Вакх взял её в жёны, наслаждаясь великой славой.
Macrob. Saturnn. 1.17: Ферикид сообщает, что Тесей, когда отправлялся на Крит к Минотавру, дал обед Аполлону Целителю и Артемиде Ценительнице за спасение и свое возвращение.
Plutarch. in Theseo p. 8, A: Прибывши на Крит, Тесей, как говорится у большинства писателей и поэтов, получил от влюбившейся в него Ариадны нить, узнал, как не заплутаться в извивах Лабиринта, убил Минотавра и снова пустился в плавание, посадив на корабль Ариадну и афинских подростков. Ферекид добавляет, что Тесей пробил дно у критских судов, лишив критян возможности преследовать беглецов.
107. Steph. Byz. : Алоп, город Фессалии, назван по Алопе, дочери Керкиона, как говорит Ферекид.
108. Schol. Pindar. Nem. V, 89: Форбас, возница Тезея, который похитил амазонку.
109. Athenseus XIII, p. 557, A: Истр в четырнадцатой книге «Об Аттике», перечисляя Тесеевых женщин, говорит, что с иными он сошелся по любви, иных похитил, а с иными был в законном браке. Похищены были Елена, Ариадна, Ипполита и дочери Керкиона и Синида, а в законные жены он взял Мелибею, мать Аякса. Однако Гескод перечисляет еще и Гиппию, и Эглу, ради которой он, по словам Керкопа, нарушил клятву, данную Ариадне, а Ферекид называет еще и Феребею.
110. Pollux: Лезвие и пастух, согласно Ферекиду о Кодре говорят, что он переодевшись простолюдином, собирал хворост и не узнанный был заколот.
111. Strabo XIV, p. 632, C: Ферекид утверждает, что на этом побережье раньше карийцы владели Милетом, Миунтом, областью вокруг Микале, а непосредственно следующую часть побережья до Фокеи, Хиоса и Самоса, где правил Анкей, занимали лелеги. Оба эти племени, по его словам, под натиском ионийцев отступили в остальные части Карии. Возглавлял ионийское переселение, которое произошло позднее эолийского, продолжает Ферекид, Андрокл, законный сын афинского царя Кодра; он и был основателем Эфеса.
112. Scholiastesin Platonem p. 335 ed. Bekk. : Афамас, изгнанный из отечества, пришёл и собрал камни которые сейчас называются Тей. Вопрос такой: Что ты делаешь? Ответ такой: Пока ты задавал свой вопрос построен город я нахожу. В этих словах Тей назван городом.
113. Clem. Alex. Strom. V, p. 567 C. D: Говорят, что царь Скифии Идантуран, как это записано у Ферекида Сиросского, послал царю Дарию, который пересек Истр, грозя войной, вместо письма символ: мышь, лягушку, птицу, стрелу и сошник от плуга. И поскольку возникли сомнения, каким образом следует истолковывать это послание, тысячник Оронтопат высказал догадку, что скифы уступают господство над страной, и мышь означает дома, лягушка — воду, птицы — воздух, а сошник — землю. Но Ксифодр истолковал этот знак противоположным образом. «Если мы не улетим, — сказал он, — как птицы, или же не исчезнем, подобно мыши, под землей, или, подобно лягушке, под водой, то не минуем их стрел, ведь мы не господа этой страны».

Фрагменты местоположение которых неизвестно.
114. Etymol. M. Арипы вместо рипы (т. е. Ахеи), говорит Ферекид.
114a. Epimerism. Hom. ap. Cramer. Anecd. vol. I, p. 62, 10: Зевс Гикесий (т. е. покровитель попрошаек) также называется Аластор.
115. Schol. Apollon. 1, 831: Другие говорят, что море было названо так из–за Посейдона; ибо, по Ферекиду, бог называется Эгеос.
116. Steph. Byz.: Диоп, город Аркадии, как говорит Ферекид.
117. Steph. Byz.: Фрикс, город Аркадии, пишет Ферекид.
118. Schol. Homer. II. B, 592: Ферекид афинянин в Илиаде B, 392, вместо прилагательного έῦϰτιτον употребляется собственное имя, αιπυ (Эпи).