Глава III. ИНДО-ИРАНСКОЕ ПРИГРАНИЧЬЕ

Свидетельства по истории восточной границы Парфии крайне скудны: события, там происходившие, были слишком отдаленными, чтобы заинтересовать западных историков, тогда как археологические работы на территории Восточного Ирана только-только начались. Индийская история, которая может дополнить недостаточную информацию из западных источников, помогает мало, поскольку, несмотря на значительные данные, как литературные, так и археологические, и те исследования, которые годами велись выдающимися учеными, хронология этого периода пока остается неопределенной. К счастью, отчеты китайских путешественников и историков являются довольно полными и точными и обладают дополнительным преимуществом: упомянутые в них события можно точно датировать. Некоторые ключи к ответу на все еще не проясненные вопросы истории так называемых индо-скифских царств мы можем получить скорее из этих источников, чем из каких-либо других[1].
В период между 174 и 165 гг. до н. э.[2] племя, известное китайцам под названием "юэчжи", обитавшее в провинции Кансу, было атаковано их соседями сюнну (гуннами). Как удар, нанесенный по последнему шару, передается другим шарам, так и движение гуннов передалось другим племенам, жившим западнее. Как называли юэчжей греки, не совсем ясно; юэчжи представляли собой смешанную группу, большую часть которой составляло племя тохаров, а правящим или наиболее важным элементом считались арсы[3]. Когда юэчжи были изгнаны со своей родины, они вступили в конфликт с племенем, известным как сак (совр. саи или сэ), которое жило в районе реки Яксарт. Греческие и римские авторы называли их саками или скифами; в данном случае, вероятно, речь идет о сакаравках - одном из двух основных подразделений саков[4]. Юэчжи захватили земли саков и заставили их двигаться перед собой в западном направлении, в Бактрию[5]. Саки, которые к этому времени представляли собой большую орду, состоявшую частью из сакаравков и массагетов, а частью из других, меньших по размеру групп, собранных по пути, были, таким образом, направлены в Да-ся (Бактрию)[6].
Определение времени, когда они вступили в конфликт с парфянами, зависит от неопределенной даты начала экспансии парфян на восток. В то время как парфянское вторжение в Индию при Митридате I (171-138 гг. до н. э.) едва ли может считаться "легендой"[7], для таких завоеваний все же нет достаточно надежных свидетельств, кроме утверждения позднего автора Орозия, достоверность сведений которого не безусловна[8]. Если под Гидаспом он понимал не индийскую реку Джелам, а какую-то другую, например Порали или, возможно, даже Мидийский Гидасп Вергилия[9], тогда парфянские завоевания в Индии остаются под вопросом. Орозий находился под влиянием поставгустовской литературной традиции, в которой несущий драгоценные камни Гидасп был широко известен[10].
Если принять отождествление Туривы[11] с Траксианой[12] в долине верхнего течения реки Ох, то получается, что в правление Митридата I контакт парфян с наступающими саками был просто неизбежен. В 130 г. до н. э. Фраат II нанял на службу отряд сакских наемников (см. выше, с. 54-55), и вскоре после этого поток завоевателей, вероятно, достиг восточных провинций. Остатки Бактрийского царства были уничтожены этими ордами[13], и на борьбу против них парфяне бросили всю мощь своих военных сил. Ожесточенность этой борьбы показывает тот факт, что два парфянских царя, Фраат II (138/137 - около 128 г. до н. э.) и его преемник Артабан II (около 128-124/123 г. до н. э.), погибли в сражениях против саков.
Возможно, отдельные группы этих кочевников проникли в сердце Парфянской империи, может быть, даже до Месопотамии, но под натиском парфян большинство саков повернули назад, и таким образом римский Восток избежал опустошения. Тесные взаимоотношения между саками и парфянами в более поздние времена объясняются контактами в ту эпоху, когда орды первых постепенно двигались на юг по направлению к Индии, контактами, которые должны также объяснить парфянское культурное влияние в Таксиле в Индии. В то время как часть саков, очевидно, повернула на юг от основного пути по Иранскому плато и вступила в Индию через Ги-бинь[14], другие их отряды, вероятно, прошли через Восточную Парфию и далее в Индию через Боланский проход в Брагуйских горах[15].
Даже энергичный Митридат II, очевидно, оказался не в состоянии восстановить полный контроль над восточными провинциями, хотя саки, возможно, признали какую-то форму вассальной зависимости от парфян. После его смерти один из преемников предпринял ряд военных кампаний на восток где-то между 87 и 75 гг. до н. э. и отчеканил монеты в память отвоевания Маргианы, Траксианы и Арии[16].
До сих пор точно не известно, когда саки вступили в Индию, и только в будущем должны появиться новые данные, которые позволят решить этот вопрос. Дата первого индо-скифского царя Мауэса[17] не способствует ее решению, так как она основана на сомнительной интерпретации слова, вызвавшего большую дискуссию, в надписи сатрапа Патики[18] на медной пластине из Таксилы и на неопределенной датировке указанной там эры. Вероятно, Мауэса следует отождествить с великим царем Могой этой надписи, датируемой 78 г. неизвестной эры. Название месяца - парфянское. Поскольку о 169 г. до н. э. здесь не может быть и речи, то это и не аршакидская эра, которая началась в 247 г. до н. э.; даже если 78 г. означает 178 г., тогда искомая дата - 69 г. до н. э.[19] Э. Дж. Рэпсон предположил, что введение этой эры, возможно, связано с захватом Сеистана Митридатом I[20], однако некоторые исследователи датируют надпись из Таксилы 9-6 гг. до н. э., полагая, что эта эра началась после смерти Митридата II в 88/87 г. до н. э.[21]
До этого Парфия рассматривалась почти исключительно с греко-римской точки зрения. Парфянское влияние в Индии следует оценивать как индо-иранскую культуру, в которой присутствуют другие элементы, в том числе эллинистические. Подобным образом многие этапы оккупации парфянами Дура-Европос и Селевкии-на-Тигре, соответствий которым до сих пор не обнаружено в западном эллинизме, могут быть объяснены как местные греко-иранские. То обстоятельство, что в парфянский период Индия и Месопотамия были больше обращены к Ирану, чем к эллинизированной Сирии[22], получило признание совсем недавно. Доказательством этого служат материалы, добытые при раскопках в Таксиле, Селевкии и Дура-Европос, часть из которых уже опубликована, хотя многие еще находятся в печати или остаются неопубликованными в музейных коллекциях.
Со времени вторжения саков в Индию они как культурно, так и политически были настолько тесно связаны с парфянами, что их невозможно отделить друг от друга. Тот факт, "что очень немногие настоящие парфянские монеты найдены в Индии"[23], представляет собой дополнительное свидетельство того, что саки и пахлавы (индо-парфяне) были независимы от Парфянской империи, хотя они и были ее вассалами[24]. Несмотря на репутацию воинственного народа, которую парфяне приобрели на Западе благодаря своим успехам в борьбе против римлян, они смогли быстро осознать и воспользоваться преимуществами мирного сосуществования. Для них было не характерно бессмысленное разрушение; скорее им была свойственна практичность, приносящая пользу обеим сторонам конфликта. Природный ум Митридата в сочетании с его победами на полях сражений не раз приводили к соглашениям с обоюдной выгодой. Заключались договоры, которые согласно парфянскому обычаю объединяли стороны в не очень жесткой феодальной системе и гарантировали права на ведение торговли. Индийское чиновничество, вероятно, включало как парфян, так и саков, но из их имен можно извлечь очень мало данных, поскольку одним из первых действий получившего назначение чиновника было принятие формы одежды и имени, соответствующих его новому положению.
В том, что касается организации индо-скифских царств и их отношений с вассальными образованиями Юго-Восточного Ирана, мы должны почти полностью полагаться на нумизматические материалы неизвестного происхождения. И хотя выводы Э. Дж. Рэпсона[25], возможно, учитывают все доступные в настоящее время данные, новые свидетельства в любой момент могут внести радикальные перемены в наши представления.
Обычно в Восточном Иране и Северо-Западной Индии одновременно было три правителя царского ранга: "царь царей" в Иране, связанный с ним младший член его рода и еще один "царь царей" в Индии. Младший член рода в Иране обычно со временем становился верховным правителем в Индии[26]. Предположение, что титул "царь царей" не использовался в Парфии с 88 по 57 г. до н. э.[27], привело к вполне логичному выводу, что правители Ирана и Индии были независимы от Парфии. Впрочем, по крайней мере один случай использования этого титула в Парфии, в 64 г. до н. э., все же известен[28].
В Восточном Иране правитель выпускал монеты совместно с членом рода, связанным с ним в управлении подвластной территорией. Легенда царя на монете дана по-гречески, а принца на оборотной стороне - на кхарошти; поскольку письменность кхарошти в этот период известна только в Арахосии, то мы можем заключить, что принц управлял ее территорией.
Монеты[29] и надпись на пластине из Таксилы позволяют считать, что Мауэс завоевал Гандхару, включая Пушкалавати на западе и Таксилу к востоку от реки Инд. Однако в восточном Пенджабе завоевания Мауэса завершили два его преемника, первым из которых был Азес Ι[30]. Этот царь был связан с неким Азилисом, которым в конце концов и наследовал ему[31]. Порядок этих и последующих правителей основан только по монетам. В случае с Азесом и Азилисом первый, как старший по титулу, появляется на аверсе с греческой надписью, а второй - на реверсе с надписью на кхарошти[32].

Рис. 17. Монета восточноиранских правителей Вонона и Спалагадама Рис. 18. Монета индо-сакского царя Азеса II

Вскоре после того, как первый сакский царь начал править в Индии, монарх с парфянским именем Вонон обосновался в Восточном Иране и принял имперский титул. Даты его правления не могут быть точно определены, и вряд ли его можно отождествить с царем Вононом I Парфянским (8-11 гг. н. э.)[33]. Династию, основанную Вононом, часто называют пахлавской, чтобы отличить от современной ей правящей династии Парфии. В качестве царя царей Индии Азилис продолжил завоевания в Пенджабе, но либо добровольно, либо под воздействием силы отказался от Арахосии, которая перешла под контроль Вонона. Этой областью управлял брат Вонона Спалахор, причем совместно со своим сыном Спалагадамом[34]. Один из индийских принцев, Азес II, правил Индией совместно с Азилисом и в конечном счете получил верховную власть.

Рис. 19. Монета Гондофарна, основателя Индо-Парфянского царства

Вонону наследовал Спалирис, которого только потому идентифицировали как брата Вонона, что его монеты имеют легенду "брат царя", и принято считать, что Вонон и был тем самым царем[35]. Сын Спалириса Азес стал правителем Арахосии и, как мы видели, позднее стал царем царей в Индии как Азес И. Следующим преемником по иранской линии, которого мы знаем, был некий Орфагн. Его иранское имя означает "победоносный", и на его монетах, подобно парфянским монетам Вонона I, изображена крылатая Победа, хотя мы не можем сказать, относится ли этот символ к какому-то завоеванию или же это просто царский эпитет.
В это время в Арахосии вместе правили два человека, Гондофарн и Гуда (или Гудана), возможно, брат царя царей Орфагна. Гондофарн оставил Арахосию в 19 г. н. э., чтобы принять верховную власть в Индии, где он стал самым знаменитым из царей-пахлавов. У него также было иранское имя, означающее "славный победитель". Данные нумизматики наводят на мысль о том, что он включил в пределы своего царства территории пахлавов и саков в Юго-Восточном Иране и Северо-Западной Индии, а также в долине Кабула, где было обнаружено большое количество его монет. Племянник (?) Гондофарна Абдагаз действовал как его наместник в новой иранской провинции. Гондофарн все еще находился у власти в 45 г. н. э., но нам неизвестна дата его смерти[36]. На основе нумизматических свидетельств Э. Дж. Рэпсон предположил, что Гондофарн, возможно, захватил какую-то территорию у парфян. Его монеты, отчеканенные отдельно, либо вместе с монетами его племянника или его главнокомандующих, обычно носят символ ; этот знак обнаружен надчеканенным на монетах Орода II (57-37/36 гг. до н. э.) и Артабана III (12-38 гг. н. э.)[37].
Преемником Гондофарна стал Пакор, который носил парфянское имя. Нумизматические данные свидетельствуют о том, что он был сюзереном в Юго-Восточном Иране и контролировал по крайней мере часть Индии. На его монетах, обнаруженных в Таксиле, изображена фигура Победы, как и на монетах Орфагна; на них также присутствовали символ Гондофарна и легенда хорошо известного главнокомандующего. Известен еще один правитель Сеистана, Санабар, который, согласно греческим надписям на его монетах, предположительно действовал на той же территории[38].
Власть саков в Индии стала быстро слабеть при преемниках Гондофарна. На это снова проливают некоторый свет китайские источники. Спустя сто или более лет после поселения юэчжей в Бактрии и ухода саков в Индию вождь кушан, одного из племен юэчжей, достиг власти над всей группой племен (около 25-81 гг. н. э.?) и основал царство, которое стало известным под названием его племени. Этот царь, Куджула Кадфиз, быстро распространил свою власть на Гандхару, Арахосию и Кабул за счет владений либо Гондофарна, либо Пакора. Возможно, парфянские завоевания, которые упоминают китайские источники[39], являются на самом деле завоеваниями кушан в пределах индо-скифских царств; возможно, они указывают на нападения на собственно Парфию. Правление второго царя кушан Вимы Кадфиза закончилось незадолго до вступления на престол Канишки, дата которого долгое время является предметом дискуссии (125 г. н. э.?)[40].
Остатки прежней державы саков еще существовали некоторое время в дельте Инда. Автор "Перипла Эритрейского моря" пишет о "парфянах", все еще сохраняющих контроль над этой территорией, и описывает борьбу различных мелких царьков за верховную власть[41].


[1] За последние двадцать лет было получено немного новых данных, и потому в большинстве статей рассматриваются общеизвестные источники. Библиография по данной главе неполная; дополнительные работы можно найти в нижеследующих ссылках, а также в: Annual Bibliography of Indian Archaeology. Leyden, 1928—.
[2] Klaproth J. Tableaux historiques de l'Asie depuis la monarchie de Cyrus jusqu'à nos jours. Paris, 1826. P. 132; Shiratori S. K. Lieber den Wu–sun–Stamm in Centralasicn // Keleti Szemle. III. 1902. S. 132 f.; Franke O. Beiträge aus chinesischen Quellen zur Kentnis der Türkvölker und Skythen Zentralasiens // APAW. 1904. Nr. 1. S. 29, 46; Hirth. The story of Chang K’ién //JAOS. Vol. XXXVII. 1917. P. 133; Clark W. E. The Importance of Hellenism from the Point of View of Indic—Philology (I) // CPh. Vol. XIV. 1919. P. 312; Rapson // CHI. I. P. 565; Smith V. A. The Early History of India. 4th ed. Oxford, 1924. P. 240; Groot de. Chinesische Urkunden zur Geschichte Asien. II. Die Westlander Chinas. P. 17; Franke. Geschichte des chinesischen Reiches. I. S. 332.0 языке юэчжей см.: Laufer B. The Language ofthe Yüe–chi or Indo—Scythians. Chicago, 1917.
[3] Charpentier J. Die Ethnographische Stellung der Tochrer// ZDMG. Bd. LXXI. 1917. S. 347–388, особенно 387 f.; ср. с похожими выводами, полученными Тарном (Tarn. Sel. — Parth. Studies. P. 106–111).См. также: Lévi S. Le Tokharien // JA. T. CCXXII. 1933.P. 1–30; Bailey H. W. Ttaugara II BSOS. Vol. VIII. 1935–1937. P. 883–921.
[4] Tarn. Sel. — Parth. Studies. P. 116; CAH. Vol. IX. P. 582 f. См. также: Franke. The Identity of the Sok with the Sakas // JRAS. 1907. P. 675–677; Smith V. A. The Sakas in Northen India// ZDMG. Bd. LXI. 1907. P. 403–421 ; Lüders Н. Die Sakas und die «nordarische» Sprache // SPAW. 1913. P. 406^27; Konow S. On the Nationality of the Kusanas // ZDMG. Bd. LXVIII. 1914. P. 85–100; PW, статья «Sakai» (1920).
[5] О китайских источниках см. с. 58–59, примеч. 58. Покойный доктор Б. Лауфeр из Музея естественной истории им. М. Филда в Чикаго любезно высказал свои соображения относительно достоинства переводов этих источников.
[6] Э. Герцфельд утверждает, что Фергана была именно тем местом, откуда саки начали свои странствия (Herzfeld // Sakastan. AMI. IV. 1932). Его отождествление топонима У-сунь с Ферганой противоречит почти единодушному мнению синологов, которые считают, что Фергана называлась Давань.
[7] Как это делает Тарн (CAH. Vol. IX. Р. 579).
[8] Orosius V. 4.16. Заметьте, что драхмы, собранные Дж. П. Тейтом в Сеистане (Rapson. Note on Ancient Coins // JRAS. 1904. P. 677), начинаются с Митридата II. Однако незначительное количество монет подвергает серьезному сомнению ценность этого свидетельства. Хронологическую таблицу, основанную на принятии данных Орозия, см.: Smith V. A. The Indo—Parthian Dynasties II ZDMG. Bd. LX. 1906. P. 71 f.
[9] Vergil. Georg. IV. 211. Ср.: PW, статья «Hydasp». Nr. 2, которой следует Рэпсон (CHI. Vol. I. P. 568). Роулинсон (Rawlinson. Sixth Month. P. 78 f.) правильно оценил ситуацию. Ср. также: Herzfeld. Sakastan // AMI. IV. 1932. S. 40, где автор предполагает, что Хоасп протекала около Суз.
[10] Horat. Od. I. 22. 8; Seneca. Medea 723 ff.; idem. Here. Oet. 628; Lucan. De bell. civ. III. 236 и VIII. 227; Plin. Hist. nat. VI. 71; Statius. Thebais VIII. 237; Dionisius Periegctes 1138 f.; Claudian. Paneg. dictus Probino et Olybrio 70–80; idem. In Rufinim II. 243; idem. Paneg. tertio cons. Hon. 4; idem. Paneg. Quarto cons. Hon. 601; idem. Paneg. dictus Manlio Theodore 29; idem. De raptu Proserpinae II. 82 и III. 325. Обратите внимание на частоту ссылок у Клавдиана, который непосредственно предшествовал Орозию.
[11] Strabo XI. 11.2.
[12] Tarn. Sel. — Parth. Studies. P. 122–126. Ссылки на «монеты военной серии» («campaign coins»), которые упоминают Траксиану, см. с. 70, примеч. 16.
[13] Tarn. Notes on Hellenism in Bactria and India// JHS. Vol. XXII. 1902. P. 268–293; Pawtinson H. G. Bactria— the History of a Forgotten Empire. London, 1912; Meyer E. // Encyc. Brit., статья «Bactria».
[14] Ги–бинь, которая в разные периоды изменяла свое положение, до сих пор не идентифицирована с достаточной степенью уверенности. Х. Лассен (Lassen Ch. Indische Alterthumskunde. 2. Aufl. Leipzig, 1867–1874. Bd. II. S. 369, Anm. 5) и Э. Герцфельд (Herzfeld. Sakastan II AMI. Bd. IV. 1932. S. 31–35), основываясь на исторических данных, считают, что это была часть Арахосии. Леви (Lévy, Chavannes. L'Itinéraire d'Où K'ong//JA. 9 sér. VI. 1895. P. 371–384) и Франке (Fragte. Beiträge… S. 55 f.) предполагают, что это был Кашмир, и с этим отождествлением был согласен покойный Б. Лауфер. Клапрот (Klaprolh. Tableaux hist. P. 133) и Вигер (Wieger. Textes historiques. I. P. 716) отождествляют Ги–бинь с Кабулом; однако Рэпсон (CHI. Vol. I. P. 563) указал на тот факт, что долина Кабула в то время все еще находилась во владении яванских (греческих) правителей, и там не было найдено нумизматических свидетельств, подтверждающих присутствие ранних сакских царей. См. также: Jacobson H. W. An Early History of Sogdiana (неопубликованная диссертация. Университет Чикаго, 1935. Р. 14 f.). Рэпсон (Loc. cit.) и Томас (Thomas F. W. The Date of Kaniska // JRAS. 1913. P. 634 f.) полагают, что физические трудности кашмирского пути препятствовали масштабной племенной миграции. Очевидно, не все саки смогли добраться до Индии по этому пути, иначе в их культуре не был бы представлен столь значительный парфянский элемент.
[15] Rapson // CHI. Vol. I. P. 564. Автор не согласен с Томасом (Thomas F. W. Sakastana II JRAS. 1906. P. 181–216) В том, что саки долгое время находились на территории Восточного Ирана.
[16] Wroth. Parthia. P. 40, n. 1. Данные о назначении этих монет см. с. 57, примеч. 52. Исидор Харакский (Isid. Char. Mans. Parth. 18 f.) предлагает только время около 1 г. до н. э. в качестве даты post quem о захвате Сеистана и Арахосии. Тарн цитирует китайские источники, в которых есть ссылки на независимое царство Ву–и–шан–ли, которое занимает ту же территорию, что и эти провинции около 75 г. до н. э. (Tarn //CAH. IX. Р. 587). Подобное заявление еще раньше было сделано Гутшмидом (Gutschmid. Geschichte Irans. S. 79 f.) также без ссылки на источник. Ни Смит (Smith V. A. Indo—Parthian Dynasties II ZDMG. Bd. LX. 1906. P. 55), ни автор этой книги не смогли найти источник для данного утверждения; ср.: Groot de. Chinesische Urkunden. Bd. II: Die Westlande Chinas. S. 91–93. Заметьте, что китайские источники почти всегда используют такие названия, как Парфия, Халдея, Бактрия и Арахосия, скорее в провинциальном, нежели в более широком значении.
[17] Смит, который принял теорию о том, что Митридат I совершил вторжение в Индию, датирует Мауэса примерно 95 г. до н. э. (Smith V. A. Early Hist, of India. 4th ed. P. 241 f.). Рэпсон (CHI. Vol. I. P. 570) помещает это вторжение между 88 и 72 гг. до н. э. Ср.: Vallée—Poussin L. de la. L'Inde aux temps des Mauryas. Paris, 1930. P. 262 ff. Об индо–скифах см.: Cunningham A. Later Indo—Scythians// NC. 3rd ser. Vol. XIII. 1893. P. 93–128, 166–202; Lévi S. Notes sur les Indo—Scythes II JA. 9 sér. T. VIII. 1896. P. 444–484; T. IX. 1897. P. 5^42 (пер. на англ. яз.: Indian Antiquary. XXXII. 1903. P. 381–389, 417^26; XXXIII. 1904. P. 10–16); Smith V. A. The Kushân or Indo—Scythian Period of Indian History //JRAS. 1903. P. 1–64; idem. Indo—Parthian Dynasties // ZDMG. Bd. LX. 1906. P. 49–72; Fleet J. F. Moga, Maues, and Vononcs// JRAS. 1907. P. 1013–1040; Banerji R. D. The Scythian Period of Indian History // Indian Antiquary. XXXVII. 1908. P. 25–75; Konow S. Indoskythische Beiträge // SPAW. 1916. S. 787–827.
[18] Bühler C. Taxila Plate of Patika // Epig. Ind. IV, No. 5. 1896/1897. P. 54–57; Rapson // CHI. Vol. I. P. 570. Хорошее общее обсуждение вопроса: Vallée—Poussin L. de la. Op. cit. P. 272 f.
[19] Thomas E. Bactrian Coins and Indian Dates// Academy. Dec. 26. 1874. P. 686 f.; Archaeological Survey of Southwest India. II. 1897. P. 31.
[20] Rapson // CHI. Vol. I. P. 570; ср. c. 42.
[21] Konow S. Taxila Inscription of the Year 136 // Epig. Ind. XIV, No. 20. 1917/1918. P. 94–95; idem. The So–called Takht–i–Bahi Inscription ofthe Year 103 // Epig. Ind. XVIII, No. 28. 1925/1926. P. 261–282; idem. The Zeda Inscription ofthe Year 11 // Epig. Ind. XIX, No. 1. 1927/1928. P. 1–15; idem//CII. II/l. P. LIXXXII–XCIV, 1 ff.; idem. Notes on Indo—Scythian Chronology//Joum. of Indian History. Vol. XII. 1933. P. 1–46.; McGovern. Early Empires (в печати).
[22] См.: Rapson// CHI. Vol. I. P. 568; Rostovtzeff M. I. Caravan Cities. Oxford, 1932. P. 57, 214 f.; idem. Dura and the Problem of Parthian Art // Yale Classical Studies. V. 1935. P. 298 f.
[23] Сэр Джон Маршалл в своем письме от 19 апреля 1935 г. к автору этой книги.
[24] Обратите внимание на то, что и Селeвкиды, и Сасаниды использовали слонов, когда их владения распространились достаточно далеко на восток, где эти животные стали им доступны. О том, чтобы слоны использовались на войне парфянами, свидетельств нет.
[25] CHI. Vol. I. Ch. XXIII. Другую интерпретацию см.: Herzfeld. Sakastan // AMI. Bd. IV. 1932. S. 91–98, a также более краткое изложение в: Cambridge Shorter History of India / Ed. H. H. Dodwell. Cambridge, 1943. P. 62–85. Согласно выводам Гсрцфсльда, до Гондофарна правили только два царя, а именно Мауэс и Аз; однако ср. ниже.
[26] Интересная, хотя и более ранняя параллель этому обычаю обнаруживается в Эламе; см.: Cameron. Hist, of Early Iran. P. 20, 71 f.
[27] Rapson //CHI. Vol. I. P. 569.
[28] Kugler. Sternkunde… Bd. II. S. 447. Nr. 31.
[29] О монетах индо–скифского периода см.: Gardner P. The Coins of the Greek and Scythic Kings of Bactria and India in the British Museum. London, 1886; Drouin E. Chronologie et numismatique des rois indo–scythes II RN. 3 sér. VI. 1888. P. 8–52; Cunningham A. Coins ofthe Indo—Scythians. London. 1892 [перепечатано из: NC. 1888. P. 199–248; 1890. P. 103–172; 1892. P. 40–82, 98–159]; Rapson. Indian Coins // Bühler G. Grundriss der indoarischen Philologie und Altertumskunde. Bd. II/3.Ht. B. Strassburg, 1897; Smith V. A. Catalogue ofthe Coins in the Indian Museum, Calcutta. Vol. I. Oxford, 1906; Marshall J. H. Excavations at Taxila//Annual Report of the Archaeological Survey of India. 1912/1913. P. 1–52; Whitehead R. B. Catalogue of Coins in the Punjab Museum, Lahore. Vol. I: Indo—Greek Coins. Oxford, 1914.
[30] Маршалл (Marshall J. Η. The Date of Kanishka// JRAS. 1914. P. 986), которому следует Рэпсон (CHI. Vol. I. P. 570 f.), делает Аза основателем эры Викрама в 58 г. до н. э. Валле—Пуссен (Vallée—Poussin L. de la. L'Inde aux temps des Mauryas. P. 267) датирует его смерть тем же годом. Об эпиграфических данных см.: Hoernle A. F. Readings from the Arian Pâli // Indian Antiquary. Χ. 1881. P. 324–331 ; Bühler G. Taxila Plate of Patika // Epig. Ind. IV, No. 5. 1896/1897. P. 54–57; Boyer Α. M. L'Inscription en Kharoşthî du 15 Âşâdha 136 II JA. 11 scr. T. V. 1915. P. 281–298; Chanda R. Taxila Inscription of the Year 136 // JRAS. 1920. P. 319–324; Konow S. Taxila Inscription of the Year 136// Epig. Ind. XIV, No. 20. 1917/1918. P. 94–95; idem. The So–called Takht–i–Bahi Inscription of the Year 103 // Epig. Ind. XVIII, No. 28. 1925/1926. P. 261–282; idem. The Zeda Inscription of the Year 11 // Epig. Ind. XIX, No. 1. 1927/1928. P. 1–15; idem //CII. II/l. P. LIXXXII–XCIV, 1 ff.; idem. Notes on Indo—Scythian Chronology // Joum. of Indian History. Vol. XII. 1933. P. 1–46.
[31] Конов (Konow. The So–called Takht–i–Bahi Inscription. P. 273 f.) предположил, что Азес и Азилис были одним и тем же человеком, но сейчас он отказался от этой идеи (idem. Notes on Indo—Scythian Chronology. P. 24). Ср. свидетельства против отождествления этих двоих правителей: Majumdar N. G. Notes on the Coins of Azes II Ann. Rep. Archaeol. Survey of India. 1928/1929. P. 169–174. Pl. LXIV; Marshall. Excavations at Taxila// Ibid. 1929/1930. P. 72 ff.
[32] Gardner. Coins of the Greek and Scythic Kings. P. 173. Pl. XXXII, 9.
[33] Rapson // CHI. Vol. I. P. 573. Однако ср.: Konow //CII. II/1. P. XL–XLIII.
[34] Это основано на предположении о том, что имя Спалахор является эквивалентом греческого Спалирис; так считают Уайтхед (Whitehead. Catalogue of Coins in the Punjab Museum, Lahore. Vol. I: Indo—Greek Coins. Oxford, 1914. P. 143) и следующий ему Рэпсон (CHI. Vol. I. P. 574).
[35] Rapson//CHI. Vol. I. P. 573.
[36] Rapson //CHI. Vol. I. P. 574–580; Fleet J. F. St. Thomas and Gondophemes // JRAS. 1905. P. 223–236.
[37] Rapson // CHI. Vol. I. P. 578; idem. Note on Ancient Coins// JRAS. 1904. P. 677; Cunningham A. Coins of the Sakas // NC. 1890. P. 119. К этому периоду относится посещение Фраата из Индии Аполлонием Тианским, согласно Филострату (Philostratus. Vita Apoll. II. 26 ff). См. также: Schur W. Die Orientpolitik des Kaisers Nero. Leipzig, 1923 (Klio. Beiht. XV / NF. Ht. 2). S. 69–80.
[38] Rapson // CHI. Vol. I. P. 580; ср.: Sollet Α. von. Die Nachfolger Alex, des Grossen. Berlin, 1879. S. 52 f.
[39] Chavannes. Les pays d'Occident d'après le Heou han chou // T'oung pao. 2 sér. VIII. 1907. P. 190–192; Weiger. Textes historiques. I. P. 716 f.
[40] Specht É. Les Indo—Scythes et l'époque du règne de Kanichka II JA. 9 sér. T. X. 1897. P. 152–193; Lévi S. Note additionclle sur les Indo—Scythes II Ibid. P. 526–531 [пер. на англ. яз.: Indian Antiquary. XXXIII. 1904. P. 110 ff.]; Boyer A. M. L'Époque de Kaniçka II JA. 9 sér. T. XV. 1900. P. 526–579; Oldenberg H. Zwei Aufsätze zur altindischen Chronologie und Literaturgeschichte. 1. Zur Frage nach der Aera des Kanişka //NGWG. 1911. S. 427441 [пер. на англ. яз.: Journal of the Pali Text Society. 1910–1912. P. 1–18]; Kennedy J. The Secret of Kanishka // JRAS. 1912. P. 665–688, 981–1019; Fleet J. F. The Question of Kanishka// JRAS. 1913. P. 95–107; idem. Sidelights on Kanishka// Ibid. P. 369–378; Thomas F. W. The Date of Kaniska // Ibid. P. 627–650; см. дискуссию между Рэпсоном, Флитом, Кеннеди, Смитом, Барнетом, Уодделлом: ibid. Р. 911–1042; Marshall J. H. The Date of Kanishka // JRAS. 1914. P. 973–986 с комментариями Томаса и Флита: ibid. P. 987–992). См. также библиографию у Вапе—Пусссна (Vallée—Poussin L. de la. L'Inde aux temps des Mauryas. P. 318–374) и в статьях С. Конова, упомянутые выше, с. 74, примеч. 30.
[41] Periplus 38; McCrindle J. W. Anonymi [Arriani ut fertur] Periplus Maris Erythraei // Indian Antiquary. VIII. 1879. P. 107–151 ; Kennedy J. Some Notes on the Periplus of the Erythraean Sea II JRAS. 1916. P. 829–837; Schoff W. H. As to the Date ofthe Periplus H JRAS. 1917. P. 827–830; Kennedy J. Eastern Kings Contemporary with the Periplus // JRAS. 1918. P. 106–114.