Cod. 161. Сопатер. Различные извлечения

Автор: 
Автор: 
Переводчик: 

Прочитал различные извлечения софиста Сопатера [1] в двенадцати книгах, составленных из произведений разных историков и писателей. Первая книга представляет собой отчет о небылицах о богах из третьей книги Аполлодора [2] "О богах", афинянина, который преподавал грамматику. Выборка не только из третьей книги, но и из четвертой, пятой, девятой, первой, двенадцатой, пятнадцатой, шестнадцатой и вплоть до двадцать четвертой. Подборка включает в себя мифические сказки и вымыслы относительно богов и всего прочего какой-либо исторической ценности, такие как рассказы о героях, Диоскурах [3], о таковых в Гадесе, и тому подобное. Составитель также привлек вторую книгу Юбы [4] "О живописи", и "Дейнософистов" Афинея [5] из Навкратиса. Таковы источники и содержание первой книги.
Вторая книга - из первой книги и далее до десятой "Эпитом" Памфилы [6], дочери Сотерида, и Артемона [7] из Магнезии "О замечательных деяниях женщин", из "Апофтегм" Диогена- киника[8], восьмой книги Сапфо [9] и различных других писателей. Такова вторая книга извлечений.
Третья книга из "Различных Историй" Фаворина, [10] из книг N, C, а остальные по порядку до W, исключая T. Они содержат различные истории, обоснование, происхождение и значение слов и имен, и тому подобное. На этом заканчивается третья книга.
Четвертая книга составлена из анонимного труда под названием "Собрание замечательных вещей", из шестнадцатой книги "Разнообразных заметок" Аристоксена [11], и из восьмой книги "Драматических историй" Руфа [12]. Здесь можно найти многие невероятные и необычные вещи, различные трагические и комические происшествия, диалоги и выступления, нравы, обычаи и тому подобное, на чем заканчивается четвертая книга.
Пятая книга состоит из отрывков первой, второй и третьей книг Руфа "Музические истории". Она содержит отчет о различных комиках и трагиках, сочинителях дифирамбов, игроках на флейте и кифаре, о брачных песнях, и песнях, сопровождающих танцы, танцорах и других лицах, принимавших участие в театральных состязаниях, происхождение и предки тех, кто стали знамениты, будь-то мужчины или женщины; и кто из них были известны как созидатели, а кто практики, кто из них были друзьями и близкими людьми императоров и царей; какие состязания были и откуда произошли, в чем каждый проявлял свое искусство. Также описаны общие праздники, отмечаемые афинским народом. Все эти вещи, и тому подобное, читатель найдет в пятой книге .
Шестая книга - из четвертой и пятой книг "Музических историй" того же Руфа. Она дает отчет о флейтистах, о песнях, которые исполняют на флейте мужчины и женщины, о поэтах Гомере, Гесиоде, Антимахе [13] и большинстве других поэтов, принадлежащих к их школе, и говорит нам кое-что о женщинах прорицательницах, кто такие так называемые Сибиллы и откуда они пришли, все это заимствовано из Руфа. Вторая книга "Галиэвтики" Дамострата [14], а также первая, пятая, девятая и десятая книги "Жизнеописаний философов" Диогена Лаэртского [15]. Здесь мы имеем отчет о философах и о происхождении божественного учения - философии; как она процветала, кто были руководители и покровители различных школ, кто были их последователи или противники, представлена характеристика каждого, их рождение и происхождение, их образ жизни с самого начала, и время когда они процветали. В книге также содержатся сведения о риторике и риторах, выписки из трудов Элий Дионисия "Об Александрии", и из "Египтики" Гелланика [16] и включает различные мифические и вымышленные рассказы и прочее.
Седьмая книга является своего рода антологией из "Истории" Геродота.
Восьмая книга содержит извлечения из старинных и анонимных трудов. Она дает список женщин, которые возвысились к славе и сделали блестящее имя, о деяниях некоторых мужей и их собраниях для изучения риторики, о превосходстве дружбы, и максимы достойных мужей. Есть также выборки из эссе Плутарха "О том, как юноше слушать поэтов" и "О характере и трудах", показывающие как многие, часто с великими трудностями, переделывали порочный характер, а другие по неосторожности позволили испортиться хорошему; как те, кто в годы своей юности рассматривались как тугодумы и тупицы, когда они возмужали, отличались блестящими качествами, сообразительностью и умственной одаренностью. Также из трактатов "О стыдливости", "О болтливости", "О гневе", "О пользе от врагов", "О жизнерадостности", "Наставления по управлению государством", "О богатстве", "Как можно осознать собственное совершенствование в добродетели", "Наставления о сохранения здоровья", "Наставление супругам". Среди этих извлечений можно найти много такого, что достойны запоминания, как слова, так и дела, которые будут полезны во многих отношениях. Таково содержимое восьмой книги.
Девятая книга состоит из извлечений из Плутарха "Почему божество медлит с воздаянием", жизнеописаний Деметрия и Брута Римского, книги озаглавленной "Изречения знаменитых людей", небольшого трактата "О реках", "Как отличить льстеца от друга", жизнеописаний Кратеса, Даифанта, и Пиндара, работы под названием "Изречения царей и полководцев", и первых восьми "Застольных бесед". Такой материал взят у Плутарха. Автор также заимствовал из первой, второй, третьей и четвертой книг "Римской истории" Руфа, в которой можно найти много того, что заслуживает упоминания, хотя вперемешку с баснями и многословной глупостью. Таково содержимое девятой книги.
Десятая книга составлена из Эрато из Кефалиона [17] и повествует о жизни и деяниях Александра Великого; из трактата Аполлония-стоика [18]; относительно женщин, которые были философами или добились другой славы; или при чьем посредничестве семьи примирились; из "Истории Македонского" Феагена [19]; от Плутарховых жизнеописаний Никия, Алкивиада, Фемистокла, Тесея, Ликурга, Солона, и Александра, сына Филиппа, Кимона, [Лисандра, Демосфена], Перикла, Пелопида, Фокиона, и Аристида, содержащих много того, что достойно рассказа и записи. Таково содержимое десятой книги.
Одиннадцатый книга в подобной манере составленна на основе Плутарховых жизнеописаний Эпаминонда, Диона, Агесилая, Агиса, Клеомена, Эвмена из Кардии, Филопомена [20], Арата, который, когда был стратегом Ахейского союза, командовал войсками семнадцать раз и весьма отличился в поле, и Пирра, царя Эпира; из первой и второй книг Аристофанова [21] грамматического труда "О животных", и семнадцатой книга царя Юбы "Театральные истории". Таково содержимое одиннадцатой книги.
Двенадцатая книга взята из различных источников: Калликсена [22] "Каталог художников и скульпторов", Аристоника [23] "О Мусее в Александрии", из "Политики" Аристотеля, касательно дел фессалийцев, ахейцев, парийцев, ликийцев, хиосцев и всех прочих народов, которых он упомянул в своих политических сочинениях, полезность которых очевидна. Таково содержимое двенадцатой книги.
Труд очень полезен для читателя. Ибо, хотя он не свободен от сказочных, чудовищных, ложных и невероятных заявлений, как я уже упоминал не один раз, все же из тех, которые, так сказать, взяты из кладезя мудрости, можно собрать много того, что способствует добродетели и честности. Для изучающих риторику и софистику, как он сам говорит друзьям во введении, все это имеет большое значение и будет очень полезно. Манера выражения меняется, не ограничиваясь одним стилем, хотя ясность является отличительной чертой всего сочинения.


[1] Возможно Сопатер из Апамеи, который был сначала приближенным Константина Великого, но был приговорен к смерти по причине его языческой пропаганды.
[2] Процветал около 140 до Р. Х.
[3] Кастор и Поллукс .
[4] Царь Мавритании, родился ок. 50 г. до Р. Х. , умер в. 20 г. н. э. Он был очень плодовитым сочинителем, писавшим на разные темы.
[5] Из Навкратиса в Египте; процветал в Риме во время правления Коммода и его преемников. Его «Пир мудрецов» является своего рода энциклопедией, в которой сохранились многочисленные цитаты из более чем 700 древних авторов, в особенности Средней и Новой комедии.
[6] Женщина ученый–грамматик времен Нерона; Автор произведения, относящегося к истории литературы (см. Cod. 175).
[7] Ничего более о нем не известно.
[8] 403–323 г. до Р. Х.
[9] Из Эресий или Митилены на Лесбосе. Остались два полных стихотворения и многочисленные фрагменты, увеличенные находками папирусов в Египте.
[10] Из Арелаты (Арль); скептик; автор многочисленных популярных философских трудов, эпидектического красноречия и речей. Он, главным образом, проживал в Риме и пользовался покровительством Адриана.
[11] Из Тарента; процветал в 318 до Р. Х. Он был великим авторитетом в музыке и ритмике (получил прозвище ὁ μουσικός), писал почти на все темы.
[12] Неясно, можно ли его идентифицировать с автором Музыкальных и Римских историй, упомянутых ниже, или же автор последней является оратором, фрагменты чьих риторических трудов сохранились.
[13] Из Колофона или Клароса, современник Платона. Известностью пользовалась элегия к Лиде, на смерть возлюленной. Он также написал многословный эпос, Фиваида, и был автором редакции Гомера.
[14] Римский сенатор; жил чуть раньше, чем Элиан (ок. 170–230 н. э.). Помимо Гелиэвники (О рыбалке) он написал о гадании водой и чудесных вещах.
[15] Годы жизни неизвестны, возможно, во второй половине третьего столетия нашей эры. Жизнеописания являются непереработанной и некритичной компиляцией из разных произведений .
[16] Из Митилены (умер в. 405 до Р. Х.). Написал несколько генеалогических работ, историю разных стран и народов, среди них Аттиды (история Аттики) и Троика (История Трои).
[17] См. Cod. 68 .
[18] Первая века до Р. Х.
[19] Годы жизни неизвестны. Труд много использовался географом Стефаном Византийским.
[20] Добавим Тимолеона.
[21] Из Византии (ок. 257–180 до н. э.), преемник Эратосфена в качестве руководителя Александрийской библиотеки. Он известен своими изданиями Гомера и других поэтов, в которых он представил акценты и другие знаки, которые станут употребляться для критики текста.
[22] Из Родоса, конец третьего века до Р. Х. Писал об искусстве и оставил описание Александрии.
[23] Из Александрии, современник Страбона (который умер в. 24 г. н. э.). Он написал критические заметки, используемые в Илиаде и Одиссее, и комментарии на Гомера и Пиндара.