Глава XXIII ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Автор: 

Произведения, рассмотренные в т. II "Истории римской литературы", относятся к эпохе I-V вв. н. э. и обнимают собой пятый - седьмой периоды ее многовекового развития[1]. Это литература ранней и поздней империи.
Пятый период начинается со вступления па престол Тиберия (в 14 г. н. э.) и заканчивается со смертью Домициана (в 96 г. н.э.). И хотя границы эти в известной мере условны, данный период может рассматриваться как вполне определенный этап, давший в поэзии и в прозе немало крупных имен. В политическом отношении этот период характеризуется укреплением императорской власти и сенатской оппозицией императорам. Следует иметь в виду, что именно писатели оппозиционного, а не официального направления создают в этот период наиболее значительные произведения.
Дидактическая поэзия I в. н. э. представлена поэмой Манилия ("Астрономика") - сводом астрономических и астрологических знаний. Германик создает свой перевод-переложение знаменитой поэмы Арата "Явления", где эллинистическая ученость сочетается с практическими советами по сельскому хозяйству. Отношение императоров к литературному творчеству двойственное: с одной стороны они поощряют ее, с другой - относятся к ней настороженно, боясь оппозиционных проявлений.
В культурной жизни империи все большую роль начинают играть провинции; провинциалами были Федр, Сенека и Марциал. В дальнейшем удельный вес провинций в этом отношении становится еще больше.
Федр: основываясь на баснях Эзопа, пролагает в этом жанре на римской почве свою собственную тропу. В то же время Кальпурний пишет "Эклоги" - слабое подражание Феокриту и Вергилию. В лице Персия, высоко ценимого Марциалом, появляется сатирик, который, хотя и не затрагивает острых политических проблем, но в духе стоицизма, этой "подлинной философии римской империи", рисует моральное вырождение своих современников.
Эпическая поэзия - это прежде всего Лукан с его "Поэмой о гражданской войне" ("Фарсалия"), проникнутой республиканским духом и ненавистью к тирании Нерона. "Фарсалия" - образец римского исторического эпоса, яркий памятник политической мысли эпохи. Валерий Флакк создает эпическую поэму "Аргонавтика", где древний миф обновляется новой трактовкой сюжета, а вся поэма звучит апологией завоевательной политики Веспасиана на Востоке. Огромная "Фиваида" Стация - подражание Вергилию - отличается поэтическим мастерством, но далеко уступает своему прототипу. Многие черты римского быта (но не социальной жизни) отражены в его "Садах". Силий Италик в поэме "Пуническая война" преклоняется перед героическим прошлым Рима. Оппозиционер по отношению к отдельным императором, но не к империи как форме государственного устройства, он завершает собой список известных нам эпических поэтов I в. н. э.
Прозаическая литература I в. н. э.- это прежде всего история. Таковы: "Римская история" Веллея Патеркула, "Замечательные дела и слова" Валерия Максима, "История Александра Великого" Квинта Курция Руфа. Непомерная лесть императору (Тиберию) у Веллея Патеркула и особенно у Валерия Максима расцветает пышным цветом, а Квинт Курций Руф интересуется прелюде всего занимательностью повествования. Из произведений других историков, в значительной мере утраченных, следует упомянуть сочинение Кремуция Корда, сожженное по приказу Тиберия за свою определенно республиканскую направленность. В жанре исторической прозы работали Сенека Старший, Авфидий Басс, Плиний Старший и другие.
Противоречивость и сложность эпохи отразилась в творчестве и личности Сенеки Младшего. Трагедии, сатира "Отыквление божественного Клавдия", литературно-философские письма, философские и научные сочинения и, наконец, эпиграммы,- таков круг интересов этого писателя. Мысли о бренности, принятие смерти как избавления от житейских бед, неотвратимость рока, находят свое объяснение в характере нероновского времени. Продолжается преследование знати и конфискация ее богатств. Оппозиция отвечает заговором Пизона (65 г.). В провинциях, недовольных многочисленными поборами, происходят волнения. В самой Италии назревает экономический кризис, рабский труд изнывает себя; возникает колонат - по сути дела уже феодальная форма в недрах рабовладельческой системы. Крупные хозяйства - латифундии - вытесняют мелких хозяев. Кризисные явления в экономике, войны и восстания подрывают могущество империи.
К середине рассматриваемого периода относится творчество Петрония, создателя первого в античной литературе романа - "Сатур".
Научная литература I в. н. э. отличается практическим направлением. Об этом свидетельствует сельскохозяйственный трактат Колумеллы, энциклопедический труд Плиния Старшего "Естественная история", единственная дошедшая до нас часть обширной энциклопедии Корнелия Цельса ("О медицине") и другие сочинения.
Труд Квинтилиана "О воспитании оратора" содержит исчерпывающую разработку специальных вопросов риторики, но, написанный в правление Домициана, почти не касается острых общественных тем.
На рубеже пятого и шестого периода стоят Плиний Младший и Марциал. Первый - государственный деятель и писатель - в своих письмах и "Панегирике Траяну" знакомит нас с общественной и частной жизнью римлян на границе I-II вв. н. э., второй - блестяще утверждает жанр эпиграммы в римской поэзии.
Шестой период истории римской литературы охватывает II в. н. э. Его приблизительные границы: 96 г. (год вступления на престол императора Нервы) - 193 г. (когда к власти пришел Септимий Север). Это было время относительной стабилизации империи, дальнейшего усиления роли провинций во всех областях жизни и одновременно время подспудной подготовки грядущего кризиса рабовладельческой системы. В начале этого периода продолжается творчество Марциала и Плиния Младшего. На Востоке наступает кратковременное "Эллинское возрождение". На греческом языке пишет император Марк Аврелий. На обоих языках декламируют Фронтон, наставник императора, и уроженец Африки Апулей. Риторика занята поисками "неожиданных слов". Распространяются различные восточные культы (Митры, Кибелы, Исиды). Апулей (вместе с Петронием) - создатель римского романа - заканчивает своеобразным гимном Исиде своего "Золотого осла". На смену энциклопедистам приходят компиляторы. Авл Геллий в "Аттических ночах" цитирует около 400 авторов. В "Жизнеописании двенадцати цезарей" Светоний выступает продолжателем биографического направления в историографии, детально описывает частную жизнь императоров. Его линию продолжает Марий Максим, также автор сочинения, содержащего биографии двенадцати императоров (начиная с императора Нервы).
В поэзии шестой период открывает собой Ювенал, крупнейший и наиболее резкий обличитель пороков современного ему общества. Историк Тацит, относящийся к первой половине данного периода, видит свой политический идеал в древней римской республике. "Новые поэты" подражают лирике "неотериков". Нам известны стихи Флора (не историк!), Септимия Серена, императора Адриана и других. К ним примыкает относящееся, вероятно, уже к III в. "Ночное бдение Венеры", замечательный гимн весне и любви.
Седьмой, заключительный период в истории римской литературы включает в себя эпоху III-V вв. н. э. III в. принес рабовладельческой системе небывалый дотоле кризис. С калейдоскопической быстротой сменяют друг друга так называемые "солдатские императоры". Падает авторитет и сила центральной власти, децентрализуется торговля, хозяйство все более становится натуральным. Углубляется финансовый кризис, вызванный развалом сельского хозяйства, войнами, нашествиями и междуусобной борьбой. Эдикт Каракаллы (212 г.) о даровании почти всем свободным гражданам империи прав римского гражданства - попытка увеличить налоговые поступления и дать легионам новых солдат. В этот период не прекращаются восстания рабов и колонов. В конце IV в. происходит деление империи на Западную и Восточную, а уже к началу V в. почти вся территория Западной Римской империи оказывается под властью готов, вандалов, гуннов - народов, образовавших новые государства. В 410 г. готы занимают Рим.
Общий кризис империи и связанный с ним упадок общественной жизни, естественно, отразились на развитии литературы в ее различных жанрах. Гражданские мотивы в создавшихся условиях не могут иметь места. Человек уходит в себя; внутренний мир индивидуального героя - вот, что интересует теперь писателей. Политическое красноречие превращается в "риторику для риторики". Падает общий уровень культуры. Архаистические тенденции, интерес к произведениям классического периода представляют собой попытку уйти в славное прошлое. Однако последний период римской литературы это не только упадок и не столько упадок, сколько своеобразный этап ее развития. Следуя классическим образцам, писатели этого периода достигают высокого мастерства. В то же время в литературе появляются новые черты, непохожие на привычные нормы классического периода. В борьбе языческой и христианской идеологии закладываются основы (особенно с III в. н. э.) новой по своему характеру латинской средневековой литературы.
В первую половину рассматриваемого периода ряд специальных наук, и в частности юриспруденция, разрабатываются достаточно широко и имеют своих видных представителей в лице Папиниана и Ульпиана. В абсолютном смысле нельзя говорить и об упадке поэзии: высокие художественные достоинства отличают целый ряд произведений известных и особенно безымянных поэтов IV-V вв. Поэтические произведения проникнуты ощущением красоты природы, более всего свойственным именно данному периоду развития литературы. В то же время в литературном творчестве большое место занимают бесплодные словесные ухищрения.
Дидактическая поэзия стремится приспособить для практического применения уже известные знания (например Серен Самоник в медицине), продолжая в этом отношении традицию I в. н. э. Индивидуалистическая мораль находит выражение в "Дистихах Катона" и в "Изречениях семи мудрецов". В III в. живет Немесиан, один из последних римских буколических поэтов. Авзоний (IV в.), большой поэт, изощренный мастер стиха, и его современник Клавдиан - последние крупные поэты поздней империи, которых мы знаем. Кстати сказать, все они - провинциалы.
Возрождается жанр басни (Авиан и сборник под названием "Ромул"). Поздняя античность дала нам и единственное в своем роде драматическое произведение - комедию "Кверол или горшок", написанную по мотивам комедии Плавта "Горшок". Эпистолография представлена крупной фигурой - Аполлинарием Сидопием. Риторическая и повествовательная литература последнего периода довольно обширна: панегирики, письма Симмаха, произведения о Троянской войне - "Диктис Критский" и "История падения Трои".
К IV в. относится деятельность крупнейшего историка поздней империи Аммиана Марцеллина. "Шесть писателей истории императоров" (III-IV вв.) продолжают биографический жанр в истории. Макробий в своих "Сатурналиях" дает компендиум в духе "Аттических ночей" Авла Геллия.
"Латинская антология" представляет собой обширное собрание лирических стихотворений и эпиграмм разнообразного содержания.
Научная литература разрабатывает главным образом вопросы грамматики (Харисий, Диомед) и метрики (Флавий Маллий Феодор). Комментаторы истолковывают произведения канонических авторов (Порфирион - Горация, Элий Донат - Теренция, Сервий - Вергилия). Лексикографы (Ноний Марцелл) составляют руководства, подобные толковым словарям. Вегетий дает "Краткое изложение военного дела". Последний из известных нам трудов по сельскому хозяйству - сочинение Палладия. Марциан Капелла пишет одно из последних энциклопедических сочинений - "О бракосочетании Меркурия и Филологии".
V в. был последним веком существования Римской империи. 470 год, год низложения последнего римского императора Ромула Августула - условная дата определяющая конец античности. Наступает эпоха феодализма, подготовленная всем ходом развития рабовладельческого общества. Завершается процесс развития собственно римской литературы, начинается становление средневековой латинской литературы.


[1] См. «Историю римской литературы», т. I, Изд-во АН СССР, 1959, стр. 15-16.