2. ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Историко-философскую литературу эллинистического периода можно разделить на следующие группы:
1. Обширную группу составляют биографии и хронографии. Начало биографической литературе было положено учеником Аристотеля Аристоксеном (акмэ [1]-318 г. до н. э.), автором биографий знаменитейших философов, в частности Пифагора и Платона, и сочинений "Пифагорейские мнения", "Пифагорейский образ жизни". Сочинения Аристоксена являлись одним из важнейших источников для ознакомления с пифагорейскими учениями древнего периода, а написанные им биографии с этическими характеристиками и подробностями частной жизни философов, порой рассчитанными на сенсацию, стали стилистическими образцами для биографий, составлявшихся перипатетиками. Другой перипатетик, Неант из Кизика, в сочинении "О знаменитых мужах" дал биографические сведения о Пифагоре, Гераклите, Эмпедокле, Платоне и Антисфене. Иной характер имели биографические сведения, сообщавшиеся знаменитым александрийским поэтом и грамматиком Каллимахом, который составил сто двадцать книг-каталогов или списков выдающихся ученых всех областей знания и их сочинений, причем в особый отдел были выделены философы. Сведения, сообщаемые Каллимахом, были обоснованы литературными источниками и носили более строгий характер. Перипатетик Гермипп из Смирны (ок. 200 г. до н. э.) в своих биографиях сочетал традиции александрийской школы Каллимаха с особенностями перипатетических биографий. Такого же характера были биографии, составленные перипатетиком Сатиром (конец III в. до н. э.). Значительный материал для биографий давал труд Деметрия из Магнезии (I в. до н. э.) "О поэтах и прозаиках, носящих одинаковые имена". К биографической литературе следует отнести жизнеописания философов, составленные Антигоном из Кариста на Эвбее (ок. 225 г. до н. э.), цитируемые Диогеном Лаэртским.
Большое значение для истории философии имели хронографии александрийского математика и биографа Эратосфена (276-194 гг. до н. э.), бывшего библиотекарем в Александрии, и особенно четыре книги "Хроник" Аполлодора Афинского (II в. до н. э.), опиравшиеся отчасти на хронографии Эратосфена и написанные стихами, в форме дидактической поэмы. "Хроники" Аполлодора обнимали период от взятия Трои (1184 г. до н. э.) до 144 г. до н. э. (до 129 г. до н. э. во втором издании) и содержали хронологические данные по истории философии и науки. Особенностью "Хроник" Аполлодора является определение дат акмэ жизни ученых, на основе которых устанавливаются даты рождения.
Упомянутые работы биографов и хронографов почти не сохранились, но послужили основой для более поздней литературы по истории философии, в частности для истории философских школ Диогена Лаэртского.
2. Особенностью литературы по истории философских школ было то, что биографии и учения философов излагались не изолированно, а в той связи, в какой школы стояли друг к другу. Начало этой литературы было положено перипатетиком Сотионом из Александрии, автором написанного между 200 и 170 гг. до н. э. сочинения "Преемство философов", в котором была осуществлена попытка изложить историю греческой философии по "преемствам школ и философов".
Важнейшим дошедшим до нас трудом по истории философских школ являются десять книг Диогена Лаэртского[2] "Жизнеописания и мнения прославившихся в философии, и о положениях отдельных школ". В этом сочинении, ставшем одним из главных источников по истории греческой философии, излагаются по школам биографии и учения философов, начиная с Фалеса и кончая философами III в. до н. э., причем в основу деления по школам положена система Сотиона.
3. Третьим видом историко-философских сочинений являются доксографические сочинения - изложения истории философии по мнениям (δόξοα), высказанным относительно той или иной проблемы. Начало этому виду историко-философской литературы было положено Аристотелем, который исследованию отдельных проблем обычно предпосылал изложение истории исследуемого вопроса (этот прием особенно ярко выражен в "Метафизике" и "Физике" Аристотеля). Наиболее видным доксографом, положившим начало этой литературе как особому виду изложения истории философии, был ученик Аристотеля Феофраст, руководивший школой перипатетиков с 322 г. до своей смерти, последовавшей около 287 г. до н. э. Феофраст написал 18 книг "Мнений физиков", в которых излагались философские и физические учения по следующим проблемам: начала, божество, космос, метеорологические явления, психологические и физиологические проблемы. Это сочинение до нас не дошло и известно лишь по извлечениям, которые делались последующими доксографами. Извлечения из "Мнений физиков" содержались, по-видимому, в так называемых "Древних мнениях", принадлежавших неизвестному последователю (I в. до н. э.) Посидония и не дошедших до нас. На эти "Древние мнения", по предположению Х. Дильса, опирался Аэтий (ок. 100 г. н. э.) в своем "Своде положений". "Свод" Аэтия послужил, как доказывает Х. Дильс, основным источником Псевдо-Плутарховых "Мнений философов", относящихся ко II в. н. э., и "Эклог" Иоанна Стобея (ок. 400 г. н. э.). На извлечения из Феофраста опираются также Псевдо-Плутарховы "Строматы". Историко-философское значение имеет также дошедший до нас фрагмент Феофраста "Об ощущениях", содержащий критику психологических учений Парменида, Эмпедокла и Анаксагора.
4. Наконец, четвертый вид историко-философских работ представляет собой изложение истории философии не по проблемам и не по отдельным школам, а по философским учениям или направлениям, взятым в целом. Таковы сочинения "Об учениях философов" академика Клитомаха (И в. до н. э.), эпикурейца Аполлодора (II в. до н. э.), стоика Ария Дидима из Александрии (I в. до н. э.), автора "Эпитомы". К этому же виду исследований относятся десять книг сочинения перипатетика Аристокла (II в. н. э.) "О философии".


[1] Акмэ (ἀκμή) — время расцвета, апогей; таким моментом считался возраст около 40 лет.
[2] См. гл. IX настоящего тома.