5. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ

Философское учение Аристотеля, как указывал Маркс, является вершиной древнефилософской мысли. Учение Аристотеля представляет собой не эклектическое объединение сложившихся до него доктрин, но творческое решение проблем, поставленных предшествующим развитием мысли. "Нам очевидным образом надлежит достигнуть знания о первоначальных причинах", - говорит Аристотель (Мет. I, 3, 983 а, 24-26). "Мы ведь тогда приписываем себе знание каждой вещи, когда, по нашему мнению, мы постигаем первую причину".
Аристотель различает четыре причины: 1) сущность, 2) материю, 3) движущую причину и 4) целевую причину, или благо. Аристотель полемизирует с учением Платона об идеях; как он указывает, Платон оторвал сущность от единичной вещи; учение об идеях, по мнению Аристотеля, бесплодно, так как идеи лишь удваивают мир вещей, не давая понять реальное движение и изменение; сущность отрывается от того, сущностью чего она является.
Как указывает Ленин в своем конспекте лекций Гегеля по истории философии, "Критика Аристотелем "идей" Платона есть критика идеализма как идеализма вообще"[1].
Разрыв между сущностью и единичной вещью, характерный для теории Платона, Аристотель пытается преодолеть в своем учении о форме и материи, считая, что всеобщее существует только как единичное.
Материя, по Аристотелю, не есть простое небытие, но она лишена каких-либо определений и представляет собой возможность стать чем-то. То, что сообщает материи определенность, есть форма. Все, что нам дано в опыте, уже состоит из формы и материи и представляет собой единство той и другой.
С "первой философией" Аристотеля непосредственно связано и его логическое учение, которое он рассматривал как научную методологию и теорию познания (Мет. XI 1059 b 18-19). Аристотель изучает логические формы в их связи с формами бытия и в их значении как форм познания действительности. "У Аристотеля, - пишет Ленин в своем конспекте "Метафизики" Аристотеля, - везде объективная логика смешивается с субъективной и так притом, что везде видна объективная"[2].
Этот объективизм логики Аристотеля обнаруживается и в его учении о категориях. В своем сочинении "Категории" Аристотель насчитывает 10 категорий: сущность, количество, качество, место, время и др. Эти категории нельзя отождествлять с субъективными формами сознания. Они имеют объективное значение, как определение бытия.
Таким образом, в метафизике Аристотеля и в принципах его логики сочетаются материалистические и идеалистические начала греческой философии: материалистическое начало выражено в учении о единичном, как первой сущности, о независимости бытия от сознания и о материи как самостоятельном начале бытия; идеалистическое же начало - в учении о форме как определяющем начале, о разуме как источнике познания и о божестве как первом двигателе.
"Идеализм Аристотеля Гегель видит в его идее бога", - пишет Ленин и добавляет: "конечно, это - идеализм, но он объективнее и отдаленнее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще = материализму" [3].


[1] В. И. Ленин. Философские тетради. M., 1947, стр. 264.
[2] В. И. Ленин. Философские тетради. М., 1947, стр. 304.
[3] Там же, стр. 264.