СВЕТОНИЙ

Светоний вошел в историю литературы как классик биографического жанра. Но его собственная биография известна очень мало. Из скупых намеков в его сочинениях видно, что он принадлежал к всадническому сословию и был подростком в правление Домициана, иначе говоря, родился в начале 70-х гг. н. э. В правление Траяна он уже обладает некоторой известностью как ученый. Плиний Младший называет его своим другом, торопит его с изданием первого произведения, устраивает для него покупку маленькой усадьбы, хлопочет при дворе о юридической привилегии ("право трех детей") для самого Светония и о военном чине для его родственника. По-видимому, у Плиния познакомился Светоний с политическим деятелем Септицием Кларом, которому он впоследствии посвятил свои "Жизнеописания двенадцати цезарей" (это посвящение не сохранилось). Около 119 г., уже при императоре Адриане, Септиций Клар становится префектом Претория, а Светоний получает должность императорского секретаря "по переписке": в его канцелярию сходятся донесения и отчеты со всех провинций империи. Занимая этот высокий придворный пост, Светоний имел доступ к государственным архивам и пользовался ими в своих исторических работах. Однако уже в 122 г., в результате какой-то неясной придворной интриги, Септиций Клар уходит в отставку, а вслед за ним и Светоний. После этого о его жизни мы ничего не знаем. Судя по количеству написанного им, он дожил до старости и умер около 140 г. н. э.
Светонию принадлежали четыре больших труда: "Жизнеописания двенадцати цезарей" (биографии императоров от Цезаря до Домициана), "О знаменитых людях" (краткие биографии римских поэтов, ораторов, историков, философов и грамматиков с риторами), "Рим" (по-видимому, нечто вроде энциклопедии римских древностей) и "Луга" (сочинение смешанного содержания, касавшееся, в частности, естественно-исторических тем). Кроме того, известны заглавия мелких его сочинений, но трудно сказать, какие из них были изданы отдельно, а какие входили составными частями в "Рим" и "Луга". Среди них - "О греческих развлечениях", "О критических знаках в книгах", "О телесных недостатках", "О сочинении Цицерона "О государстве"", "О видах и названиях верхнего и нижнего платья и всякой одежды", "Об общественных должностях", "О знаменитых гетерах", О бранных словах, или ругательствах, и о происхождении каждого", "О римском годе" и, наконец, "Разное". По-видимому, часть этих сочинений была написана на греческом языке.
Из этой пестрой массы трактатов сохранились только "Жизнеописания цезарей" и, в незначительной части, "О знаменитых людях". Этого недостаточно, чтобы представить содержание работ Светония, но достаточно, чтобы понять его метод.
Светоний - фактограф. История для него - ряд отдельных случаев, мир - совокупность отдельных достопримечательностей. Задача ученого - собрать как можно больше интересных фактов и тщательно расклассифицировать их. И в том и в другом Светоний достигает большого искусства. Он привлекает ценные, трудно доступные материалы, любит ссылаться на источники, с антикварским любопытством предпочитает частности целому, старину современности. Он располагает содержание своих биографий по строгому плану, выработанному еще в греческой литературе. Его язык - правильный, краткий и точный. Но в отношении к. источникам он неразборчив и некритичен, а его планы схематичны и абстрактны. Он не делает даже попытки к обобщению, к практическим выводам: не задумывается над историческими закономерностями, как Тацит, не извлекает из истории нравственных уроков, как Плутарх. Это и понятно: если история - не более, как цепь случайностей, зависящих от личных качеств того или иного императора, то изучение прошлого не поможет разобраться в событиях настоящего. Работа Светония чужда политических тенденций: он не осуждает и не превозносит современность, он ею просто не интересуется. "Scholasticus", "кабинетный ученый", - называет его Плиний. Это новый тип в римской историографии, и его появление свидетельствует о начинающемся упадке античной культуры.
При всем этом собранный Светонием материал представляет огромную ценность для историка. В частности, почти все то немногое, что мы знаем о жизни римских писателей, так или иначе восходит к сочинению Светония "О знаменитых людях". От этого сочинения сохранился, во-первых, большой отрывок, посвященный грамматикам и риторам; во-вторых, сухие выписки дат рождений и смертей, сделанные в IV в. Иеронимом для его "Хроники"; и в-третьих, жизнеописания поэтов Теренция, Вергилия, Горация, Персия и Лукана, переработанные позднейшими римскими комментаторами для вступительных заметок к сочинениям этих поэтов. Переработка коснулась их в различной степени: по-видимому, в биографии Теренция светониевский текст почти не изменен; биография Горация подверглась сильному сокращению; биография Вергилия, напротив, обросла дополнениями и вставками; биография же Персия, может быть, и вовсе не принадлежит Светонию. Не следует преувеличивать достоверность этих жизнеописаний: здесь многое - результат комментаторских домыслов, аллегорических толкований, хронологических подстановок. Все же для нас они незаменимы.