Cod. 61. Эсхин. Против Тимарха, О фальшивом посольстве, Против Ктесифона
*[1]
Я прочел три речи Эсхина: "Против Тимарха" - первую из его речей, речь "О преступном посольстве" и третью и последнюю - "Против Ктесифонта". Ведь только эти три речи его считают подлинными, а кроме того, еще девять писем. (5) Некоторые поэтому называют его речи Харитами вследствие прелести его красноречия и по числу Харит. Письма же Эсхина называют Музами, ибо число Муз равно девяти. Приводится еще одна речь Эсхина, называемая "Делосской". Но Цецилий (10) не считает эту речь подлинной и говорит, что автором ее является другой афинянин Эсхин, современник этого Эсхина. Эсхин является одним из десяти ораторов [2]. Когда Демосфен привлек его к суду за предательство во время посольства, Эсхин не был осужден, так как вместе с ним против Демосфена выступил государственный деятель Евбул, у которого служил Эсхин, и заставил судей подняться, в то время (15) когда Демосфен еще говорил.
Позднее Эсхин возбудил процесс о противозаконии по поводу псефизмы, которую Ктесифонт предложил в честь Демосфена. Назначив себе сам штраф, на случай если он не докажет противозакония, Эсхин не доказал того, что обещал, и ушел из отечества в изгнание. (20) Он собрался бежать к Александру, сыну Филиппа, воевавшему в Азии, но, услышав о смерти Александра и узнав, чго преемники его целиком заняты распрями, отказался от этого. Отплыв на Родос, он провел там некоторое время, (25) в течение которого обучал юношей. Слушатели восхищались им и высказывали недоумение, как он, имея такие способности к составлению речей, потерпел поражение от Демосфена. Эсхин сказал в ответ на это: "Если бы вы услышали это чудовище, - так он называл Демосфена, - вы не были бы в недоумении". Говорят, что, преподавая на Родосе, Эсхин первым стал сочинять вымышленные иски и так называемые упражнения. Состарившись, он переселился с Родоса на Самос, (30) где и умер.
Отцом его был Атромет, а матерью Главкофея, жрица, темного происхождения. У него было два брата, Афобет и Филохар. Обладая громким голосом, Эсхин сперва был актером на третьих ролях, затем секретарем Совета [Пятисот] и постепенно выдвинулся как политический деятель. (35) Он принадлежал к афинской партии сторонников Филиппа и поэтому был политическим противником Демосфена. Говорят, что он слушал Платона и учился у Алкидаманта [3] и что в речах Эсхина есть признаки того и другого - (40) сила их речи, величавость их вымыслов. Софист Дионисий [4], обратившись как-то к речи Эсхина "Против Ктесифонта" и прочитав в начале выступления: "Я никогда не возбуждал против кого бы то ни было публичного процесса и никого не привлекал по отчетам", сказал: "О пусть бы ты возбудил процессы против многих, пусть бы ты многих привлек по отчетам. (45) Ведь тогда оказалось бы, что ты оставил [нам] больше речей". Настолько восхищен был он красноречием оратора. Речь Эсхина естественна, производит впечатление импровизации, и восхищение вызывает не столько мастерство этого человека, сколько его прирожденное дарование. (50) Ведь в его речах можно найти все признаки искусства, которые свидетельствуют скорее о врожденном даровании. Речь его проста и отчетлива, построение не слишком растянуто, как у Исократа, и не слишком сжато и сокращено, как у Лисия. В силе и вдохновении Эсхин ничуть не уступает Демосфену. (55) Он прибегает к словесным и смысловым фигурам не для того, чтобы показать, что он искусно говорит, но только если это совершенно необходимо для обсуждаемых фактов. Поэтому речь его кажется какой-то бесхитростной и более всего подходящей для выступлений перед народом и судебных речей в частных исках. Речь Эсхина не переполнена ни эпихиремами, ни энтимемами [5], (60) она связная и не слишком тщательно обработана.
[1] У Фотия (см.: Phot. Cod. 264) есть еще одна биография Эсхина но она совпадает с биографией от Псевдо–Плутарха.
[2] Эсхин является одним из десяти ораторов. — Имеется в виду канонический список лучших афинских ораторов, куда вошли Демосфен, Эсхин, Гиперид, Исократ, Динарх, Демад, Ликург, Исей, Андокид, Лисий.
[3] Алкидамант — сын Диокла, ритор и софист IV в. до н. э., уроженец Элей в Эолиде, был учеником Горгия и преемником его по школе, соперничавшей со школой Исократа.
[4] Софист Дионисий — автор эпиграммы в позднем эротическом собрании (см.: Anth. Pal. V. 2—103). При обилии носителей этого имени ничего определенного о нем неизвестно, (на эту тему см.: S. v. Dionysios//RE. 1905. № 104. Sp. 928).
[5] Эпихиремы, энтимемы — риторические термины, означающие соответственно сжатое умозаключение и предположительное умозаключение.