Cod. 190. Птолемей Хенн. Новая история для многознающих

Καινή ιστορία

Автор: 
Переводчик: 

Птолемей Хенн или Птолемей Гефестион, ( вторая половина I в. - первая половина II в. н. э.), согласно словарю Суды, жил в Александрии, был современником Траяна и Адриана, грамматик, сын Гефестиона. Суда называет среди его трудов "Удивительные истории", драму "Сфинкс" и поэму "Анфомер" в 24 песнях. Его "Новая история", в семи книгах, представляет собрание исторических событий и мифов, изложенных им в иной интепритации, наполненной вымышленными фактами, с ссылкой на писателей, зачастую вымышленных, что вызвало большую критику, как древних, так и современных исследователей его произведения. Так Фотий, благодаря кому и сохранилась "Новая история", в своем предисловии откровенно критикует автора, называя его наивным хвастуном, не обладающим красотой лексики.

Я прочитал Новую историю Птолемея Гефестиона, предназначенную для образования, в шести книгах. Эта книга, действительно, полезна тем, кто повышает знания в области истории и может позволить, в короткий промежуток времени, познать множество рассеянного, при самостоятельном тяжелом труде над чем, пришлось бы потратить всю жизнь. Он изобилует диковинными и плохо сформированными данными, и самое абсурдное в том, что для некоторых тривиальных басен пытается объяснить причины их появления.
Однако тот, кто объединил все это, несколько наивен, хвастлив и не обладает красотой лексики. Он обращается к некой Тертулле, как к своей госпоже и превозносит ее, как большого филолога и эрудита. Он нападает на предшественников, обвиняя их в не здравом рассмотрении некоторых тем. В любом случае, большая часть его историй, свободных от невероятных вещей, не плоха и дает большие знания. [1]
I
Первая книга содержит рассказ о смерти Софокла,[2] а перед этим - о Протесилае,[3] также, о Геракле, павшим жертвой огня, так как не смог согнуть свой лук, достигнув пятидесятилетия.[4] Также о Крезе,[5] спасенном от костра, смерти Ахилла и гетере Лаиде, умершей, поперхнувшись оливковой косточкой. В каждой из этих тем, он утверждает, что его предшественники совершили ошибки, собирая их и записывая.
Затем он рассказывает, что царь Александр,[6] увидев в Эфесе картину, изображающую Паламеда,[7] хитростью убитого, сильно обеспокоился потому, что предательски убитый, походил на Аристоника, товарища Александра по игре в мяч; таков был характер Алесандра, полный любви к своим товарищам. Затем он утверждает, что смысл выражения Эвфориона[8] в его "Гиацинте", "Лишь Кокит[9] смоет раны Адониса", заключается в том, что Кокит - имя ученика, которого Хирон учил медицине, и который заботился об Адонисе, раненном вепрем.
Он говорит, что человек из первой книги истории Геродота, убитый Адрастом,[10] сыном Гордия, звался Агафоном, и был он убит в ссоре из-за перепела. Также Кадм и Гармония[11] превратились во львов, и Тиресий претерпел семь метаморфоз,[12] и объясняет почему критяне называли его "дочерью Форбанта".[13] Эриманф, сын Аполлона, был наказан, потому что он увидел, как, во время купания, Афродита соединилась с Адонисом, и Аполлон, в гневе превратившись в кабана, убил Адониса, пробив его доспехи.[14]
Объясняет, почему поэт[15] делает голубей слугами, кормящими богов, и он сообщает о чем говорили царь Александр и Аристотель; также и Гомер говорит о голубях. Он говорит, что поэт Эпихарм[16] произошел от Ахилла, сына Пелея. Гомер называет первым всадником Патрокла, которого Посейдон, влюбленный в него, научил этому.
Одиссей, имея большие уши, сначала был назван Утисом, но во время дождливого дня мать, будучи беременной, не могла его удержать на краю дороги, и по этой причине он получил имя Одиссея.[17]
Аркадец по имени Перитан прелюбодействовал с Еленой, когда та жила с Александром в Аркадии; Александр, чтобы наказать за прелюбодеяние, оскопил его, и с тех пор аркадяне называют евнухов пеританами.
Аристоник из Тарента[18] сообщает, что Ахилл, когда пребывал среди девушек в доме Ликомеда,[19] носил имя Керкисера, также его звали Исса, Пирра, Аспет и Прометей. Ботрий из Минда говорит, что все дети Ниобы были убиты Аполлоном.[20] Отец дал Одиссею наставника по имени Муиск, чтобы тот сопровождал его в Кефалению. Ахилла сопровождал наставник Ноемон из Карфагена, а Патрокла - Евдор. Антипатр из Аканфа сообщает, что Дарет, написавший "Иллиаду" ранее Гомера, был наставником Гектора, и получил от него обещание не убивать спутника Ахилла. Он же сообщает, что наставником Протесилая был Дардан из Фессалии, а Антилоху Нестор дал наставником Халкона. Эти темы рассматриваются в первой книге.

II
Вторая о Геракле, которого от безумия излечил Антикирей, нашедший лекарство в Фокиде, им изобиловшая; другие дают различные версии излечения. Он говорит, что Нестор Геракл был любим, чего не было. Не Филоктет, говорит он, а Морсим из Трахина зажег костер Геракла. Геракл после того как Немейский лев откусил один из пальцев, и их у него осталось только девять, воздвиг гробницу этому пальцу. Другие говорят, что он потерял свой палец в результате удара дротика, а в Лакедемоне, над могилой пальца стоит каменный лев, и это - символ мощи героя. С тех пор каменных львов ставят на могилах. Хотя другие дают иное объяснение статуям львов.
При восшествии Геракла на костер, стая саранчи опустошила окрестности как чума, пока не была уничтожена.
Так как Афродита любила Адониса, как и Геракл, она научила кентавра Несса,[21] как поймать Геракла в западню.
Нирей из Симы, который был возлюбленным Геракла, помогал ему победить Геликонского льва. Другие говорят, что Нирей был сыном Геракла.
Кто является Харитами,[22] упомянутыми поэтом, которых он сравнил с волосами Эфорбии. Геракл, говорит автор, был назван Нилом при рождении, а затем, когда он спас Геру, убив напавшего на нее безымянного гиганта, дышащего огнем, он изменил имя, потому что спас от опасности Геру. Абдер, возлюбленный Геракла, был убит Тесеем, когда возвестил, что тот принял смерть.
Аристоник из Тарента[23] сообщает, что средняя голова Гидры была золотой. Александр Миндский[24] говорит, что змей, рожденный землей, вместе с Гераклом сражался против Немейского льва. Геракл кормил его и тот сопровождал его в Фивы и оставался в шатре, это он съел воробьёв и был превращен в камень.
"Арго" был построен Гераклом в Оссе в Фессалии; имя ему было дано от Аргоса, сына Ясона, его возлюбленного. Из-за него он[25] предпринял путешествие с Ясоном в Скифию. Гера, будучи в союзе с Герионом, была ранена Гераклом, получив удар в правый бок, под грудь, после этого все было закончено.
Кориф из Иберии, также возлюбленный, был первым, кто изготовил шлем, и эта часть брони носит его имя.
Бывшая на Крите гробница, именуемая Зевсовой, на деле - Критянина Олимпа, который воспитал Зевса, сына Кроноса и научил божественным деяниям. Но Зевс убил своего приёмного отца, потому что тот побуждал гигантов атаковать его сзади. Поразив его, он с сожалением стоял над его телом. И, не имея ни какой возможности успокоить свою боль, он дал его могиле собственное имя.
Кто является автором того, что процитировал Александр, сын Филиппа: "Протей, ну пить вино, теперь, когда ты съел человеческое мясо"? И он говорил о Протее. Чью песнь любил петь Александр, и какие были в ней слова. Для кого Александр, сын Филиппа, написал похоронную песнь. Таково основное содержание второй книги.

III
Третья посвящена Гиллу, сыну Геракла, у него был небольшой рог на правой стороне лица, и Эпопей из Сикиона забрал его, убив в поединке, и, наполнив водой из Стикса, стал царем страны. Что касается вод Стикса в Аркадии, он говорит следующее: в то время как Деметра оплакивала свою дочь, Посейдон вторгся в ее горе, и гневе она превратилась в кобылу и пришла в этом облике к источнику, злясь на который, она сделала его воды черными.
О Гекале и всех, кто звался этим именем.[26] Отец Александра был не Филипп, а человек по имени Дракон, по происхождению аркадянин, поэтому возникла легенда о змее. О псе Птолемея, что он сражался со своим хозяином, и, когда умер, обнаружилось, что у него волосатое сердце. Он был молосской породы и звался Бриарей.[27]
О Полидамнате.[28] Что означают эти слова поэта: "О дочери Пандарея, поющей в зелени", и далее. О Палладии,[29] который украли Диомед и Одиссей. О тростнике, сказавшем Мидасу, что у того ослиные уши.[30] О птицах, что искали у Стесихора. О скале Гигона, что на берегу океана, которая может быть сдвинута,лишь асфоделем,[31] но не поддается силе. Ропал, сын Геракла, в один день он принёс отцу почести как герою и как богу. Амфиар получил свое имя потому, что родители его матери молили о том, чтобы та родила его без труда.
О том, кто написал гимн, исполняемый в Фивах в честь Геракла, и где он называется сыном Зевса и Геры. Что касается гимнов, поющихся в различных городах, и о поэте Филостефаносе из Мантинеи, который никогда с рождения не носил одежды, и о Матрис из Фив, авторе гимнов, что жила на листьях мирта. И как Евпомп из Самоса явил невероятное чудо, воспитав дикого змея, и как говорят, один из его сыновей звался Драконом воспитал и имел очень острый взор, видя на 20 стадиев. За 100 талантов он отправил его служить к Ксерксу и, сидя с ним под золотым платаном, рассказывал о морском сражении между эллинами и варварами и подвиге Артемисии.[32] И как Плессирой Фессалиец, автор гимнов, был возлюбленным Геродота Галикарнасского и его наследником; он составил предисловие к первой книги, начинающееся словами: "Персы говорят хорошо знали, что финикийцы были причиной конфликта". Полизел из Кирены никогда не смеялся отсюда и его прозвище - "Агеласт".[33] И превзошедший всех своей набожностью, по одним - Антигон из Эфеса, по другим - Лукий из Гермионы, о котором Теофраст[34] говорит в своих письмах, и, как Ахиллес и Деидамия[35] имели двоих детей: Неоптолема и Онира; и Орест убил в Фокиде Онира, сражаясь с ним за место для шатра.
Затем рассматриваютя капризы истории. На могиле Амика[36] вырос красный лавр, и те, кто пробовали его, одерживали победы в кулачном бою. Антодор одержал 13 побед, но был побежден Диоскором из Феры в четырнадцатом бою, как и сам Амик был побежден одним из Диоскуров. Крез, как говорят, был зачат во время праздника Афродиты, когда лидийцы проводят шествие и украшают богиню своим богатством. Отец Фемистокла[37] принес в жертву быка, когда было объявлено о рождении сына, - он выпил кровь жертвы и умер. Дарий, сын Гистаспа, выброшенный матерью, был вскормлен лошадиным молоком всадником Спаргаписом, и стал царем благодаря ржанию лошади.[38] Слуга лирического поэта Ивика, которого звали Геракл, был сожжен заживо за то, что сговаривался с разбойниками против хозяина.
Орест[39] родился во время праздника Деметры Эринии.[40] Филипп[41] в детстве по вечерам стрелял из лука в падающие звезды, и Диогнет предсказал, что ребенок будет повелевать многими людьми. Астер - имя того, кто от такой стрелы потерял глаз.[42] Марсий, флейтист,[43] тот с которого была содрана кожа, родился во время праздника Аполлона, где шкуры, сдираемые с жертв, предлагались богу.
О Титии, который пытался напасть из засады на Александра. Мать Клавдия, будучи им беременной, возжелала и съела несколько болетовых[44] грибов, и Клавдий, съев такие же, но отравленные, умер. Кентавр Ламий, схваченный за прелюбодеяние, был убит, согласно одним, - евнухом Пиритом, согласно другим - Тесеем. Так много в этих историях фактов совпадения.
Таково содержание третьей книги.

IV
В четвертой повествуется о том, что Елена[45] была первой, кто придумала жеребьевку на пальцах, и в этом она победила в споре с Александром;[46] она была дочерью Афродиты. Еленой и Ахиллесом на счастливых островах был рожден крылатый ребенок по имени Евфорион, получивший имя от плодородия этой земли, и Зевс поймал его и сбросил на землю на остров Мелос, где бог продолжил погоню и превратил здешних нимф в лягушек, ибо они похоронили его. Некоторые говорят, что Елена была похищена Александром, когда она охотилась на горе Парфений; пораженная его красотой, она следовала за ним как за богом.
О том, что Гера получила от Афродиты вышитый пояс и передала Елене; его украла служанка Елены Астианасса, у которой его забрала Афродита.
В чем смысл слов Гомера о Елене, которая "голосу наших возлюбленных жен подражая искусно..."?[47] Елена была дочерью Гелиоса и Леды, и ее звали Леонта. Это было из-за негодования Афродиты на Менелая, который обещал богине гекатомбу[48] за брак, и не пожертвовал её.
Цветы Елены растут на Родосе, они получили её имя (ибо выросли под деревом, где Елена повесилась), И тот кто ест их, неизбежно поссорится. Менелай похитил Елену и, таким образом, женился.
Некоторые авторы сообщают, что Елена, прибыв в Тавроскифию с Менелаем в поисках Ореста, была принесена вместе с ним в жертву Артемиде Ифигенией. Другие сообщают, что Фетида вернула ее во время возвращения эллинов и превратила в тюленя.
Говорят, что настоящее имя Елены было Эхо, так как она умела подражать голосам. Еленой её назвали, ибо Леда родила ее в болотистом месте. Местечко Сандалион в Лакедемоне названо так из-за сандалии Елены, которая упала, когда Александр преследовал её здесь. Елена родила дочь от Александра, они не приходили к согласию как ее назвать, ибо он хотел назвать её Александра, а она - Елена, после игры в бабки ребенок получил имя матери. Она была убита, как говорят, Гекубой во время падения Илиона.
Во время Троянской войны, было много знаменитых Елен: дочь Клитемнестры и Эгисфа, убитая Орестом; та, что помогла союзу Афродиты и Адониса; дочь жителя Эпидамна, которую эпидамнцы чтут как Афродиту, потому что она раздавала деньги во время голода, и дочь Фаустула, приемного отца Ромула и Рема. Женщина, которая съедала по три козленка в день, также звалась Еленой, и сестра Дикеарха, сына Телесина, и еще восемнадцать других, среди которых дочь афинянина Мусея, которая описала Троянскую войну, от неё Гомер узнал тему своей поэмы, и это её ягнёнок мог говорить на двух языках; еще одна Елена была дочерью этолийца Титира, она вызвала Ахилла на поединок и ранила его в голову, но рана была не смертельна, и она пала под его ударами.
И художница Елена также принадлежит этому списку; она была дочерью египтянина Тимона и изобразила битву при Иссе, будучи на вершине своего таланта. Картина была выставлена в храме Мира Веспасианом. Архелай с Кипра сообщает, что Елена из Гимеры, дочь Микифа, была возлюбленной поэта Стесихора,[49] она оставила его и ушла к Бугпалу. Поэт, желая защитить себя от обвинений в глупости, написал, что Елена ушла по его собственному желанию. Рассказ, что Стесихор ослеп, ложен.[50]
Растение "моли", о котором говорит Гомер,[51] выросло из крови гиганта, убитого на острове Киркой, это был белый цветок. Союзником Кирки[52] в убийстве Гиганта был Гелиос. Битва была тяжелой, так и назвали растение.
Дионис был возлюбленным Хирона,[53] который научил его песням и танцам, вакхическим обрядам и инициациям. (Автор пишет) о "Тараксиппе"[54] в Олимпии и о Миртилах, отце и сыне. Неоптолем Макиот был единственным, кто узнал от дельфийца Эфоса оракулы Фемонои,[55] именно об этом Эфосе говорит Геродот в I книге "Истории": "Хоть я и знаю его имя, но не буду его называть".[56]
Автор рассуждает о двойных названиях у Гомера, используемые среди богов и среди людей. Ксанф - единственная река, бог которой - сын Зевса. В Тиррении есть Башня Моря, получившая имя от Моря - тирренской отравительницы, бывшей служанкой Кирки и бежавшая от неё. Именно к ней прибыл Одиссей, которого она снадобьями превратила в коня и держала его, пока он не умер от старости. Благодаря этой истории, трудность гомеровского текста решена: "Тихо смерть на тебя низойдет".[57] Так заканчивается четвертая книга.

V
В пятой книге говорится о том, что с Амиком сражался Ясон, а не Полидевк.[58] Об этом месте свидетельствует его название "Копья Ясона"; а рядом появился источник, названный Еленой. Так проясняется смысл эпиграммы Кринагора. Строка "кобылы Прокла будут есть зеленый псалаканф" неизвестна Каллимаху, а является комедией комика Евбула на Дионисия. Кроме того, автор обсуждает пародию этого стиха. Псалаканф - это египетское растение, которое дает здоровье и победу, когда им украшают лошадей. По другой версии, Псалаканфа - нимфа с острова Икария, которую пленил Дионис, и она помогла ему добиться Ариадны под условием, что он будет также принадлежать ей, а Дионис отказался. Бог превратил ее в растение, а затем раскаялся и поместил растение на венец Ариадны, который занял место среди созвездий. Некоторые говорят, что растение напоминает полынь, по другим - донник
Афинодор из Эретрии[59] сообщает в восьмой части записок, что Фетида[60] и Медея[61] в Фессалии спорили о том, кто красивее, и судьей был Идоменей,[62] присудивший победу Фетиде, а Медея в гневе сказала, что "все критяне лжецы" и наложила на него проклятие, что он никогда не скажет правду; от сюда и следует, что критяне слывут лжецами. Афинодор называет автором этого рассказа Антиоха, в своей второй книге "Мифы городов".
Ил, отец Лаомедонта,[63] имел плюмаж из лошадиных волос, среди сыновей Приама его носили Меланипп и Идей. Ксанф и Балий, Ахиллесовы кони, некогда принадлежавшие гигантам, были единственными, кто сражался на стороне богов против своих братьев. Когда Одиссей потерпел кораблекрушение у Тилы в Сицилии, Ахиллесов щит был выброшен у памятника Аяксу, и, помещенный туда, он был поражен молнией на следующий день.
Геракл носил шкуру не Немейского льва, но гиганта-льва, которого Геракл убил в поединке, бросив ему вызов. Дракон, который охранял золотые яблоки, был братом Немейского льва. Упоминаемый Гомером Ир, был беотийцем. Жену Кандавла,[64] имя которой не называет Геродот, звали Ниса, у неё были двойные зрачки и пронзительный взгляд, и она получила камень от змей, благодаря этому дару она разглядела Гигеса.[65] Другие сообщают, что её звали Тудун или Клития. Абант сообщает, что её звали Абро. Её имя Геродот предал забвению, ибо его возлюбленный Плесиррой повесился от несчастной любви к женщине Нисии из Галикарнаса. По этой причине Геродот не упоминает имя Нисии, которая была ему противна.
Кентавры, которые бежали от Геракла в Тирсению, умерли от голода, очарованные песнями сирен. Абдер, возлюбленный Геракла, был братом Патрокла. Эпипола из Кариста, дочь Трактиона, скрыла свой пол и отправилась на войну вместе с эллинами, её разоблачил Паламед, и эллины забили её камнями. Когда Александр похитил Елену, Менелай в Гортине на Крите пообещал Зевсу гекатомбу. Паламед заменил Агамемнона, волей эллинов, на царствовании; когда эллины прибыли в Авлиду, Агамемнон застрелил дикую козу, посвященную Артемиде, и эллины не могли выйти в море, Калхант предсказал, что Агамемнон должен посвятить свою дочь Ифигению Посейдону. Когда он отказался, греки в ярости сместили его и назначили царем Паламеда.
Филоктет умер, укушенный змеей, и Александр был убит Менелаем ударом копья в бедро. После смерти Деметрия из Скепсиса у его изголовья нашли книгу Теллиды; у изголовья Тирониха из Халкиды нашли "Ныряльщиков" Алкмеона; у изголовья Эфиальта - "Нарушителей справедливости" Евполида; у изголовья Александра Македонского - "Евнид" Кратина, у Селевка Никатора - "Труды и дни" Гесиода. Керкид, законодатель из Аркадии, завещал, чтобы вместе с ним похоронили I и II книги "Илиады". Помпей Великий никогда не отправлялся на войну, не прочитав XI книгу "Илиады", ибо восхищался Агамемноном. И римлянин Цицерон был обезглавлен, когда в носилках читал "Медею" Еврипида.=
Диогнет с Крита, кулачный боец, победил в состязании, но не получил венок от элейцев, ибо соперник, которого он убил, носил имя Геракла, как герой. Этого Диогнета критяне почитают как героя. Стихи Гомера, когда Менелай был ранен: "Но тебя, Менелай, не оставили блаженные боги",[66] были спародированы Пифийским богом, который заменил Менедема на Менелая. Вопрос был задан на празднике, организованном императором Августом: "Какой стих Гомера бы спародирован оракулом, и кто явлется персонажем, о котором там говорится"? Менедем из Элеи, сын Буния, показал Гераклу, как с помощью реки очистить Авгиевы конюшни, он сражался на стороне Геракла против Авгия, был убит и похоронен в Лепреоне близ сосны. Геракл установил игры в его честь и на них сражался с Тесеем, так как схватка была равной, зрители заявили, что Тесей - второй Геракл.
Фантасия из Мемфиса,[67] дочь Никарха, раньше Гомера составила рассказ о Троянской войне и приключениях Одиссея. Эти книги хранились в Мемфисе, Гомер прибыл туда и получил копии от писца Фанита, и сочинял, вдохновляясь этими текстами. Адонис был андрогином и вел себя как мужчина с Афродитой и как женщина с Аполлоном.
После победы в Олимпии, в благодарность реке Алфею, Геракл назвал в её честь букву "альфа", поместив в начале алфавита.
Это вздор, что говорит мифограф, будто Моисей, еврейский законодатель, был прозван "альфа", ибо имел белую паршу на теле. Галерий Красс, бывший военным трибуном при Тиберии, был прозван "Бета", потому, что он любил поесть белую свеклу, которую римляне называли "бетакиум". И Орпиллис, гетера из Кизика, звалась "Гамма", и Антенора, автора "Истории Крита", называли "дельта" из-за любви к родному городу, а критяне называли его "дельтон". Аполлоний, прославившийся во времена Птолемея Филопатора знанием астрономии, был прозван "эпсилон", ибо форма этой буквы напоминает луну, в знании которой он был весьма опытен. Сатира, друга Аристарха, называли "дзета" из-за любви к исследованиям, и Эзопа его хозяин Идмон называл "тета" из-за переменчивого характера, да и вообще, рабов называют "тетес". Мать Кипсела, которая была хромой, дельфийский бог назвал "лямбда". Демокид сообщает, что Пифагор, который описал все числа, обозначается третьей буквой. Таково содержание пятой книги.

VI
Шестая книга содержит следующие главы. Ахилл, убитый Пенфесилеей,[68] был воскрешен по просьбе Фетиды, чтобы вернуться в Аид, когда убьет Пенфесилею. Ликофрон в "Александре"[69] пишет: "какой бесплодный соловей - убийца кентавров", но он (наш автор) убийцами кентавров считает сирен. Гелен, сын Приама, был любим Аполлоном и получил от него серебряный лук, которым он ранил Ахилла в руку.
Что Андромаха с сыновьями и Приамом пришли к Гектору просить кости Ахиллеса. Фетида сжигала в тайном месте детей, которых имела от Пелея.[70] Шесть были сожжены, а Ахилла Пелей вырвал из пламени (только нога была сожжена) и передал Хирону. Тот выкопал тело погребенного в Паллене гиганта Дамиса (самого быстрого из гигантов), извлек кость (астрагал) и вставил в ногу Ахилла. Когда Аполлон преследовал Ахилла, эта кость выпала, Ахилл упал и был убит. По другому рассказу, Поэт называет его Подарком, потому что Фетида дала новорожденному крылья Арки, а Подарк значит, что его нога (пода) имеет крылья Арки. Арка была дочерью Тавманта и сестрой Ириды. Обе они имели крылья, но во время войны Арка бежала из лагеря богов и присоединилась к титанам. После победы Зевс забрал её крылья перед тем как сбросить её в Тартар и, придя на свадьбу Пелея и Фетиды, подарил их Фетиде. На свадьбе Пелей получил меч от Гефеста, драгоценности с изображением Эроса от Афродиты, лошадей Ксанфа и Балия от Посейдона, от Геры хламиду, от Афины флейту, от Нерея корзину с солью, называемой божественной, которая вызывает непреодолимым аппетит, улучшает вкус пищи и пищеварения, отсюда и выражение "она насыпала божественную соль".
Ахиллес - сын Земли, который, когда Гера бежала от брака с Зевсом, убедил ее выйти за Зевса замуж, и это был первый брак. Тогда Зевс пообещал, что все, кто носят это имя, будут знамениты, именно по этой причине, Ахиллес, сын Фетиды, известен. Хозяин Хирона[71] носил имя Ахилл, и его имя Хирон дал сыну Пелея. И острокизм в Афинах предложил Ахиллес, сын Лисона. Ахиллес - сын Зевса и Ламии, он был очень красив, из-за него состязались, и он выбрал судьей Пана. Афродита разгневалась и поместила в сердце Пана любовь к Эхо, а также сделала его непривлекательным. И Ахилл - сын некоего галата, с рождения был седым. Есть еще сорок знаменитых Ахиллесов, среди которых два пса, чье поведение было изумительным.
Приам был возлюбленным Зевса и получил от него золотую лозу, которую он подарил Еврипилу, сыну Телефа, за союз с ним. Эзоп,[72] убитый дельфийцами, воскрес и сражался на стороне греков при Фермопилах. Филоктет на Лемносе[73] был излечен Пилием, сыном Гефеста, от которого научился натягивать лук. У речного бога Скамандра был сын Мелос, который был красавцем, и Гера, Афина и Афродита поссорились из-за того, чьим он будет жрецом. Парис присудил его Афродите, поэтому рассказывают басню о яблоке. Гипермен в "Истории Хиоса" рассказывает, что у Гомера был слуга Скиндапс, и хиосцы оштрафовали его на 1000 драхм за то, что он не сжег тело своего хозяина, а человек, который изобрел инструмент скиндапс,[74] был эретрийцем, сыном флейтиста Пойкия. Такова шестая книга.

VII
В седьмой, мы находим, что Феодор Самофракийский[75] говорит, что Зевс после своего рождения не переставал смеяться в течение семи дней, и именно поэтому число семь считается совершенным. Ахиллес был назван "спасенным из огня", и отец назвал его Ахиллесом, так как одна из его губ была обожжена. Телемах был убит сиренами, когда они узнали, что он сын Одиссея. Одиссей в земле тирренцев участвовал в состязании флейтистов и выиграл его, исполняя "Падение Илиона" Демодока.[76] У Стихия Этолийца, возлюбленного Геракла, при вскрытии, было обнаружено волосатое сердце; он был убит самим Гераклом, когда тот, в припадке безумия, убил своих детей; говорят, что он был единственным, кого оплакивал герой.
Гермес, влюбленный в Полидевка, одного из Диоскуров, подарил ему Дотора, фессалийского коня. Аполлон устроил погребальные игры по Пифону.[77] В них участвовали Гермес и Афродита, она выиграла и получила в награду кифару, которую подарила Александру.[78] Об этом говорит Гомер: "Была бы не в помощь тебе кифара..." и далее.[79] Какие слова Бакхилид[80] приписывает Селену и кому он их адресует в эпосе?
Скала Левкада[81] получила имя от Левка, спутника Одиссея, который был из Закинфа и был убит Антифом. Это он построил храм Аполлона Левката. Те, кто прыгают с вершины скалы, освобождаются от любви и ее причины. После смерти Адониса Афродита блуждала и в Аргосе (город на Кипре), в святилище Аполлона Эрифия рассказала Аполлону о своей любви. Тогда Аполлон привел ее на Левкадскую скалу и приказал спрыгнуть, она сделала это и освободилась. Когда она захотела узнать причину, то Аполлон рассказал, что он как предсказатель узнал, что Зевс, всегда влюбленный в Геру, стоял на скале и избавился от любви.
И много других мужчин и женщин, страдающих от боли любви, освободились от своей страсти, прыгнув с вершины скалы, такие как Артемеса, дочь Лигдамида, который воевал с Персией, влюбленная в Дардана из Абидоса и презираемая им, выцарапала ему глаза, пока он спал, но боги только усилили любовь. Согласно оракулу, она пришла к Левкаде, спрыгнула со скалы, погибла и была похоронена. Гиппомедон из Эпидамна, влюбленный в юношу-земляка, и, не имея успеха, поскольку тот склонился к другому, убил его, затем пошел к Левкаде и покончил с собой, спрыгнув с нее. И Никострат, комический поэт, влюбленный в Тетигидейю из Мирины, спрыгнул и излечился от любви. Макес из Бутрота был прозван "Белой скалой" (Левкопетр), ибо излечивался от любви, спрыгивая со скалы четырежды.
И много других избрали этот путь для освобождения. Булагор из Фанагории, влюбленный во флейтиста Диодора, спрыгнул со скалы и погиб уже немолодым. Родопа из Амисены покончила с собой, спрыгнув вниз, влюбившись в двух близнецов, стражников царя Антиоха по имени Антифонт и Кир. И Ямбический поэт Харин был влюблен в евнуха Эрота, дворецкого Евпатора. Доверяя легенде, он спрыгнул, сломал ногу, и умер от боли, сочинив эти ямбы:

Иди к дьяволу, обманчивая, смертельная гора Левкада!
Харин, увы, увы, что сотворил с ямбическою Музой,
Превратил в пепел своими тщетными словами надежды!
Чтобы Евпатор испытал такое же, ради Эрота.

Нирей из Катаны, влюбленный в афинянку Афину, спрыгнул со скалы и был избавлен от боли, попав в рыбачьи сети, где нашелся также ларец с золотом. Он стал судиться с рыбаком из-за золота, но во сне ему явился Аполлон и сказал, что тот должен благодарить за спасение, а не требовать золота, что принадлежит другим.
Пан, говорят, морское китообразное, Кастрюля, чья внешность напоминает пана; в его теле находят камень "астерит", который, выставленный на солнце, воспламеняется, кроме оттого, он дает привлекательность. У Елены был такой камень, на котором было изображение рыбы-пана, и она использовала его как печать.
Таковы главы седьмой книги "Новой истории" Птолемея Гефестиона для пользования эрудитами.


[1] Предисловие, скорее всего, Фотия, благодаря, кому, «Новая история для многознающих» и сохранилась, в более–менее подробном пересказе.
[2] Софо́кл (Σοφοκλής, 496/5 - 406 до н. э.), — афинский драматург, трагик.
[3] Протесилай (иногда Протезилай, др.-греч. Πρωτεσίλαος) — персонаж древнегреческой мифологии, участвовавший в троянской войне. По версии, его звали Иолай, но он был прозван Протесилаем (Πρωτεσί-λαος — 'первый от народа'), когда погиб. Упомянут в «Илиаде» (II 708).
[4] По другой версии, Геракл бросился в огонь, испытывая ужасные мучения, надев отравленную одежду.
[5] Крёз (др.-греч. Κροίσος, Крез, Крес; 595—546 до н. э.) — последний царь Лидии в 560—546 до н. э. Был пленен персидским царем Киром и возведен на костер, но, затем, помилован.
[6] Александр Македонский.
[7] Паламед (др.-греч. Παλαμήδης) — в древнегреческой мифологии эвбейский герой. Он разоблачил мнимое сумасшествие недавно женившегося на прекрасной Пенелопе Одиссея, не желавшего идти на войну. Согласно поэме «Киприи», Диомед и Одиссей утопили его, отправившись на рыбную ловлю. По более распространённому рассказу, из мести позднее Одиссей подбросил Паламеду в шатер золото и подложное письмо Приама с обещанием золота и обвинил его в измене, воспользовавшись тем, что Паламед советовал грекам закончить войну и вернуться на родину. По решению суда Паламед был приговорён к смерти как предатель и побит камнями.
[8] Эвфорио́н Халки́дский (греч. Εὐφορίων) — древнегреческий поэт и прозаик III века до н.э. Родился в Халкиде (на Эвбее). Получил образование и провёл большую часть жизни в Афинах, где (около 241 г.) изучал философию в Новой платоновской академии у Лакида. Согласно Суде (Ε 3801) разбогател благодаря любовнице Никее. Около 221 г. был приглашён Антиохом в Сирию для создания царской библиотеки, которую возглавлял до конца жизни.
[9] Кокит (Κωκυτός, букв. «река плача»), в греческой мифологии одна из рек в Аиде царстве мёртвых, отличающаяся ледяным холодом. Чтобы попасть в аид, душам умерших необходимо было преодолеть К. и другие подземные реки
[10] Άδραστος, сын фригийского царя Гордия; убив нечаянно своего брата, он бежал в Лидию к Крезу, здесь, тоже нечаянно, на охоте, убил сына Креза, своего друга Атия, и вследствие этого убил самого себя на могиле своего друга . См. Геродот, История, I, 34 – 45.
[11] По общепринятой версии, удрученные смертью внука Актеона и несчастной судьбой дочерей, Кадм и Гармония отправились в странствие. В Иллирии они превратились в змей.
[12] Тиресий (др.-греч. Τειρεσίας) — персонаж греческих мифов, слепой прорицатель в Фивах. Согласно Гесиоду, на горе Киллений ударил посохом (или наступил на) спаривавшихся змей, превращён в женщину, позже на том же месте наступил на них и вернулся в прежний облик.
[13] Известны два Форбанта: 1. Фиванец. У Стация оруженосец Лаия. Рассказывает Антигоне о войсках и героях (Стаций. Фиваида VII 254—289). 2. Действующее лицо трагедии Сенеки «Эдип», пастух Лаия, который отнес Эдипа в горы.
[14] По общеприннятой версии Эриманф был Афродитой ослеплен, а Аполлон, в отместку, убил Адониса.
[15] Гомер.
[16] Эпихарм (др.-греч. Επίχαρμος) — древнегреческий философ-досократик, поэт и комедиограф. Сочинения: Записки о природе, Гномические изречения, Рассуждения о медицине, автор 52 драм; от его многочисленных сочинений сохранились фрагменты, разбросанные в трудах других авторов древности.
[17] Одиссей (др.-греч. Ὀδυσσεύς, лат. Ulysses, Улисс) - "сердитый.
[18] Аристоник (Αριστόνικος) - автор сочинений мифолого-исторического содержания.
[19] Ликомед (Λυκομήδης) — в древнегреческой мифологии царь острова Скирос,
[20] По более распространенной версии, в этом участвовала и Артемида.
[21] Несс (др.-греч. Νέσσος) — в древнегреческой мифологии кентавр, отравивший Геракла своей кровью.
[22] Хари́ты (др.-греч. Χάριτες от χάρις, «изящество, прелесть») — в древнегреческой мифологии три богини веселья и радости жизни, олицетворение изящества и привлекательности. Соответствуют римским грациям.
[23] Аристоник Тарентский – греческий автор сочинений мифолого-исторического содержания, от которых сохранилось несколько фрагментов.
[24] Александр из Минда (I в.), историк, автор книг о чудесах природы
[25] Геракл.
[26] Гекала (др.-греч. Ἑκάλη) Персонаж древнегреческой мифологии. Старушка, оказавшая гостеприимство Тесею (на Марафонской равнине), когда он отправился против быка.
[27] Бриарей - в греческой мифологии сын Урана и Геи . Чудовищное существо с 50 головами и сотней рук, один из трёх сторуких братьев - участников титаномахии. Когда боги восстали против Зевса, его спас призванный на помощь Фетидой Бриарей, одним своим видом устрашивший врагов Зевса. Бриарей - супруг дочери Посейдона. Хтоническое порождение земли, Бриарей служит своей силой новому поколению богов, устанавливающих принцип упорядоченности в устройстве мира.
[28] Полидамант (др.-греч. Πολυδάμας) — персонаж древнегреческой мифологии, троянец. Сын Панфоя и Фронтисы. Родился в одну ночь с Гектором. Плавал в Грецию с Парисом.
[29] Палладий — легендарное деревянное изображение Афины Паллады, упавшее с неба. Было одним из условий несокрушимости Трои. Троя пала только после того, как любимцы богини, Одиссей и Диомед, во время ночной вылазки выкрали Палладий.
[30] Мифический Мидас был сыном Гордия и Кибелы, царь мигдонийцев. С именем его связаны рассказы о роковом даре, в силу которого всё, к чему он прикасался, обращалось в золото, и об ослиных ушах, которыми наделил его Аполлон, разгневанный тем, что при состязании его с Паном (или Марсием) Мидас отдал последнему предпочтение перед богом — когда Аполлон состязался с Паном в игре на свирели, Тимол присудил победу Аполлону, а Мидас высказался в пользу Пана. За это Аполлон сделал его уши ослиными, о чём раб Мидаса рассказал шёпотом в ямку, из которой вырос тростник.
[31] Асфоделус, асфодель или асфоделюс (лат. Asphodelus) — название рода растений из подсемейства Асфоделовые. Виды этого рода, числом около 20, дикорастущие в присредиземных странах, почти все многолетники, красивые травянистые растения. У древних греков существовало мифическое представление об полях (или лугах) асфоделей в Аиде (подземный мир), по которым блуждали тени умерших, не совершивших преступлений, за которые отправляли на «поля наказаний», и не настолько героических и праведных, чтобы попасть в Элизиум. На полях асфоделей тени были подвержены только забвению прежней жизни, и асфодель был символом забвения.
[32] Артемисия III Карийская (др.-греч. Ἀρτεμισία; ум. в 350 году до н. э.) — дочь Гекатомна, сестра и жена карийского правителя Мавсола. После смерти последнего правила Карией в течение 2 лет (352 — 350 до н. э.), до своей смерти. Придерживалась принципов правления своего мужа, поддерживая, однако, партию олигархов на острове Родос. По легенде, она приказала сжечь тело своего мужа, подмешала прах в вино и выпила, приобретя, тем самым, силу и отвагу Мавсола. Затем 2 года провела в сражениях с внешними врагами. Вернувшись и, увидев отстроенный в честь ее мужа мавзолей, радостно умерла.
[33] Букв. – «Несмеяна».
[34] Теофраст, или Феофраст, или Тиртамос, или Тиртам (др.-греч. Θεόφραστος, лат. Theophrastos Eresios; род. ок. 370 до н. э., в г. Эрес, остров Лесбос — ум. между 288 до н. э. и 285 до н. э., в Афинах) — древнегреческий философ, естествоиспытатель, теоретик музыки.
[35] Деидамия (др.-греч. Δηιδάμεια) — в древнегреческой мифологии дочь Ликомеда, царя острова Скирос. Возлюбленная Ахилла. Ахилл встретил её на празднике Афины. Родила от Ахилла Неоптолема.
[36] Амик (др.-греч. Ἄμῠκος) — в древнегреческой мифологии сын Посейдона и вифинской нимфы Мелии. Царь бебриков, отличавшийся огромной физической силой. Первым придумал обвивать руки в боях ремнями. Убил брата Лика.
[37] Фемисто́кл (др.-греч. Θεμιστοκλῆς; ок. 524 до н. э. — 459 до н. э.) — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии, полководец периода греко-персидских войн (500—449 гг. до н. э.).
[38] Дарий и шестеро родовитых персов свергли правившего страной мага Сфендадата и договорились о том, что, у кого конь первым заржет на восходе солнца, тот и будет царствовать. Конюх Дария перед этим подвел его коня к кобылице, а утром поставил ее в стороне, на пути следования этих семерых. Конь, почуяв, знакомый запах, заржал.
[39] Оре́ст (др.-греч. Ὀρέστης «горец») — в древнегреческой мифологии сын Агамемнона и Клитемнестры, убивший свою мать и её любовника из мести за убитого ими отца.
[40] Один из эпитетов Деметры, «Эриния» - «Мстящая».
[41] Фили́пп II, Македонский.
[42] Очередной анекдот на эту тему: Астер был искусным лучником из Амфиполя, разгромленного Филиппом. Этот человек оставил свой город и удалился в Метону, который в это время также штурмовал Филипп. Астер, думая отомстить ему, да еще так, чтобы тот понял, от кого исходила месть, написал на одной из стрел: «Астер Филиппу в правый глаз». И действительно, у Филиппа не только оказался выколот глаз, но он чуть не умер от этой раны. Тогда и он решил послать в город стрелу, написав на ней: «Возьму Метону, повешу Астера». Царь македонский взял Метону и сдержал слово.
[43] Марсий — в древнегреческой мифологии сатир, пастух, наказанный Аполлоном за выигранное состязание. фина изобрела флейту (правильнее авлос), но бросила ее как негодный инструмент. Марсий, однако, подобрал флейту, за что Афина ударила его . Марсий непрестанно упражнялся и довёл игру на ней до такого совершенства, что осмелился вызвать Аполлона на состязание. Судьёй был Мидас, который, будучи близким по духу и вкусам Марсию, вынес приговор в его пользу. По другому рассказу, судили Музы, и Марсий победил, но затем Аполлон стал играть на кифаре и петь, после чего Марсий проиграл состязание. Тогда Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу, а Мидаса за его суд наградил ослиными ушами.
[44] Боле́товые (лат. Boletaceae) — семейство грибов, характеризующееся, прежде всего, пористым гименофором. Грибы этого семейства распространены почти так же широко, как и агариковые. Включают белый гриб (Boletus edulis), который больше всего ценится среди грибников.
[45] Елена Спартанская (Троянская).
[46] Пари́с (др.-греч. Πάρις; также известен под именем Алаксандус (на хетском Alaksandu) или Александр). Троянский царевич, похитивший Елену.
[47] Гомер. Одиссея. IV, 279.
[48] Гекато́мба (греч. ἑκατόμβη, букв. «сто быков») — в Древней Греции — торжественное жертвоприношение из ста быков.
[49] Стеси́хор (др.-греч. Στησίχορος, 2-пол. VII в. до н. э. — ок. 556 до н. э.) — древнегреческий лирический поэт, представитель хоровой мелики. Был включен в канонический список Девяти лириков.
[50] Здесь Птолемей пытается опровергнуть общепринятое обвинение Стесихором Елены Троянской в измене мужу, назвав ее виновницей войны. В ту же ночь он ослеп. Он взмолился богам; тогда во сне ему явилась Елена и сказала, что ее братья Кастор и Поллукс за такие стихи наказали его слепотой. Стесихор написал палинодию, в которой утверждал, что Парис увез в Трою не Елену, но только ее призрак, наведенный ее отцом Зевсом. Настоящую же Елену боги перенесли в Египет, где она пребывала, верная Менелаю, до самого конца войны. Этот странный миф умилостивил Елену, и зрение поэту было возвращено.
[51] Гомер, Одиссея, X, 303 – 305.
[52] Ки́рка (др.-греч. Κίρκη; в латинизированной форме Цирце́я) — в греческой мифологии дочь Гелиоса и океаниды Персеиды (или Персы).
[53] Хиро́н (др.-греч. Χείρων, Хейрон, «рука») в древнегреческой фессалийской мифологии— кентавр, сын Кроноса и Филиры, изначально наделённый бессмертием.
[54] Тараксипп («Ужас коней») — в древнегреческой мифологии, название круглого жертвенника на более длинной стороне гипподрома в Олимпии. Эта сторона гипподрома являлась искусственной насыпью — пустым погребальным холмом (кенотафом). Тараксиппа считали демоном(призраком), который пугает коней.
[55] Фемоноя (др.-греч. Φημονόη) — в древнегреческой мифологии первая пифия в Дельфах, дочь Аполлона.
[56] Геродот. История. I, 20.
[57] Гомер. Одиссея. XI, 135.
[58] Полидевк, один из сыновей Зевса и Леды, участник похода аргонавтов. В кулачном бою убил Амика - в древнегреческой мифологии сын Посейдона и вифинской нимфы Мелии.
[59] Древнегреческий историк – мифолог. Данных нет.
[60] Фети́да (др.-греч. Θέτις, лат. Thetis) в древнегреческой мифологии — морская нимфа.
[61] Меде́я (др.-греч. Μήδεια) — в древнегреческой мифологии колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Ясона.
[62] Идоменей (др.-греч. Ἰδομενεύς) — персонаж древнегреческой мифологии, внук Миноса, сын Девкалиона, критский царь.
[63] Ил и Лаомедонт — в древнегреческой мифологии - царьи Трои..
[64] Кандавл (др.-греч. Κανδαύλης) — полулегендарный царь Лидии, последний из династии Гераклидов. Геродот I, 8-14.
[65] Гиг — основатель лидийской династии Мермнадов, к которой принадлежал знаменитый Крёз. Согласно Геродоту, сын Даскила. Он пришёл к власти ок. 680 г. до н. э., умертвив царя Кандавла и взяв его вдову в жёны. Существуют три версии этого события:
[66] Гомер. Илиада. IV, 127.
[67] Фантасия (греч. Φαντασία; возможно — XII век до н. э., то есть XX династия Нового царства) — египтянка из Мемфиса, легендарная поэтесса времен Троянской войны, которая, по утверждениям некоторых древних авторов, написала поэмы о Троянской войне и возвращении Одиссея на Итаку, послужившие источником вдохновения для Гомера (VIII век до н. э.). Данная легенда, как и многие другие утверждения относительно греческого эпоса, не имеет надежных доказательств.
[68] Пентесилея (Пенфесилея, др.-греч. Πενθεσίλεια) — в древнегреческой мифологии дочь Ареса и Отреры, царица амазонок.
[69] Ликофрон (греч. Λυκόφρων; 320-е годы до н. э. — середина III века до н. э.) — греческий поэт и грамматик, работавший в Александрийском мусейоне. Он известен как автор трагедий на мифологические темы, сатировской драмы «Менедем» и трактата «О комедии». Кроме этого, известно, что Ликофрон был искусным создателем анаграмм. Ликофрону приписывают создание поэмы «Александра», в которой пророчица, более известная как Кассандра, предвещает падение Трои и судьбу всех связанных с нею героев и которая считается самым «тёмным»[уточнить] произведением всей античной литератур.
[70] Пелей (др.-греч. Πηλεύς) — в греческой мифологии сын мудрого Эака и Эндеиды. Неоднократно упомянут в «Илиаде» и «Одиссее». Фети́да (др.-греч. Θέτις, лат. Thetis) в древнегреческой мифологии[1] — морская нимфа, дочь Нерея и Дориды, по фессалийскому сказанию — дочь кентавра Хирона.
[71] Хиро́н (др.-греч. Χείρων, Хейрон, «рука») в древнегреческой фессалийской мифологии — кентавр, сын Кроноса и Филиры, изначально наделённый бессмертием.
[72] Эзо́п (др.-греч. Αἴσωπος,Эсопос) — полулегендарная фигура древнегреческой литературы, баснописец, живший в VI веке до н. э.
[73] Филоктет (др.-греч. Φιλοκτήτης) — в древнегреческой мифологии сын Пеанта и Демонассы. Из Мелибеи (малиец). Один из женихов Елены и участников Троянской войны. Филоктет участвовал и в походе аргонавтов.
[74] Струнный музыкальный инструмент.
[75] Античный автор, данных нет.
[76] Демодок (др.-греч. Δημοδόκος) — персонаж «Одиссеи» Гомера. Слепой аэд у феаков. Пел об Арее и Афродите; о взятии Трои. Образ Демодока в современной науке об эпосе считается представляющим этап эпического творчества т. н. «малых песен» типа русских былин, предшествующим их циклизации в больших поэмах.
[77] Пифон или Питон (др.-греч. Πύθων от πύθω «гноить») — в древнегреческой мифологии дракон, охранявший вход в Дельфийское прорицалище до занятия его Аполлоном и считавшийся сыном Геи (вариант — Геры). Либо сам Пифон до Аполлона давал прорицания.
[78] Парису.
[79] Гомер. Илиада. III, 54.
[80] Бакхилид, Вакхилид (Bakchylides) (года рождения и смерти неизвестны), греческий поэт 5 в. до н. э. Родился на о. Кеос. Жил при дворе сиракузского тирана Гиерона, а последние годы — в Пелопоннесе. Писал гимны, дифирамбы, гипорхемы, пэаны, эпиникии — в стиле торжественной хоровой лирики.
[81] Лефка́с (др.-греч. Λευκάς), Лефка́да (греч. Λευκάδα) — греческий остров и одноимённая провинция в Ионическом море.