Глава 60. Юлий Матерн в области озера Чад (вскоре после 100 г.)

Юлий Матерн, продолжает Марин, отправился из Гарамы вместе с царем гарамантов, выступившим в поход против эфиопов, и после четырехмесячного пути, во время которого он продвигался только в южном направлении, прибыл в эфиопскую землю Атисимба, где собираются носороги.[1]

* * *

Далее, поместив страну эфиопов, называемую Агисимба, и мыс Прас на той параллели, которая является пределом самой южной части известной нам земли,..
...Марин принимает в расчет число дней следования от Большой Лепты до земли Агисимба и заключает, что последняя отстоит от экватора на 24 680 стадий.[2]

* * *

К неведомой области примыкает страна эфиопов, которая простирается очень далеко и называется Агисимба...
На юге [лежит] неведомая страна, замыкающая Индийский океан и захватывающая южную часть Ливии, называемую Агисимба.[3]

* * *

Вероятно, одновременно с Диогеном римлянин Юлий Матерн, которого, видимо, можно отождествить с наместником Нумидии, носившим то же имя и вторгшимся из Большой Лепты (Лебда) в страну гарамантов, предпринял смелую экспедицию в юго-западном направлении. Его сопровождал вождь гарамантов, занимавшийся разбойничьими набегами. В результате похода, продолжавшегося 4 1/2 месяца, римляне исколесили вдоль и поперек всю область пустынь и добрались до страны Агисимба, вытянутой в длину, гористой и кишащей зверями.
Вопрос о местоположении Агисимбы неоднократно был предметом споров.[4] Вивьен де Сен-Мартен пытался отнести Агисимбу в оазис Асбен, но это исключается, так как там едва ли могли водиться носороги. Свидетельство Птолемея о том, что там кишели носороги, указывает на область, богатую реками и водоемами. Поэтому, вероятно, прав Киперт,[5] когда утверждает, что Агисимба, населенная неграми, могла находиться лишь на юге великой пустыни, предположительно в богатых водой низменностях вокруг озера Чад, примерно на расстоянии 20° по широте от исходного пункта - Лепты. Норден, который считает, что Матерн был купцом, присоединился к такому толкованию,[6] а Пешель называет поэтому Юлия Матерна "единственным римлянином, о котором можно предположить, что он побывал в Судане".[7] Между тем относительно других римлян того времени остается невыясненным, действительно ли они сами побывали в этой стране или пользовались сведениями из вторых рук. У Птолемея Агисимба, как и большая часть его стран Восточной, Центральной и Западной Африки, очень сильно сдвинута к югу. Киперт считает, что это произошло "в результате недооценки боевых маршрутов и задержек в пути". Неправильное перемещение всего ландшафта к югу привело к причудливому заблуждению, будто Агисимбу можно отождествить с Зимбабве. Эта гипотеза не заслуживает серьезного обсуждения и может лишь служить поучительным примером того, как случайное созвучие названий приводит к фантастическим выводам. В связи с такого рода прокрустовыми методами хочется привести шутку Мака, который предлагал под этимологией понимать такую науку καί άντιφράσιν, δια το μή λέγειν τά έτυμα.[8]
Само по себе путешествие к озеру Чад, которое у Птолемея выступает как озеро Нуба,[9] было бы величайшим достижением древности, ибо даже в повое время его открыли лишь в 1823 г. (Клаппертон, Денхем и Оудни). Как бы то ни было, можно считать лишь вероятным, что Юлий Матерн добрался до озера Чад; бесспорных доказательств нет. Данные Птолемея слишком "неточны", чтобы можно было утверждать это с уверенностью.[10] Во всяком случае. Вивьен дэ Сен-Мартен был прав, когда писал, что Агисимба - "самый южный пункт, до которого когда-либо ходили древние в Центральной Африке".[11]


[1]  Ptolemaus, I, 8, 4. [См. М. С. Бодиарский, Античная география, 1953, стр. 295. — Ред.]
[2]  Ptolemaus, I, 7, 2; 8, 1 [См. М. С. Бодиарский, указ. соч., стр. 293, 295. — Ред.]
[3]  Ptolemaus, IV, 9, 4; VII, 5, 2.
[4]  Vivien de Saint-Martin, Le Nord de I’Afrique, Paris, 1863, p. 215.
[5]  Η. Кiepert, Lehrbuch der alten Geographie, Berlin, 1878, S. 223.
[6]  E. Norden, Germanische Urgeschichte, Leipzig, 1920, S. 440 (примечание).
[7]  Ο. Ρesсhel, Geschichte der Erdkunde, Mixnchen, 1865, S. 25.
[8]  «Zeitschrift der Berliner Gesellsehaft fur Erdkunde», 1868, B. 3, S. 23. [Здесь игра слов. Греческая фраза означает: «которая затемняет подлинное значение слова». Между тем слово «этимология» означает «учение об истинном значении слова». — Ред.]
[9]  Ptolemaus, IV, 6, 13. Если у Птолемея Нил протекает через озеро Нуба, то нужно иметь в виду, что на протяжении всей древности господствовало заблуждение, будто эта река берет начало в Западной Африке, а возможно, даже в Атласе (так считал Юба II).
[10]  Pauly-Wissowa, Real-Encyclopadie der klassischen Altertumswissenschaft, В. XIII, 1, S. 184.
[11]  Vivien de Saint-Martin, Histoire de la geographie, Paris, 1873, p. 208.