Письма

Переводчик: 
Переводчик: 

По своему содержанию и литературному стилю письма Исократа близки его речам. В них мы видим те же основные идеи Исократа - пропаганду общеэллинского похода на Восток и поиски политического вождя, способного этот поход возглавить.
Не все письма Исократа признаются подлинными. По вопросу о достоверности некоторых писем среди ученых возникли разногласия. Вопреки Ф. Блассу и Е. Дрерупу, признававшим все девять писем Исократа подлинными, Виламовиц-Мёллендорф, Мюншер, Войте высказывают сомнения в подлинности III, IV, VI и IX писем.[1]
Письмо I, написанное сиракузскому тирану Дионисию в 367 г. до н. э., представляет собой только предисловие к письму, которое не было закончено, по-видимому, ввиду смерти адресата. Ссылаясь на благоприятную ситуацию, Исократ призывает Дионисия к свершению великих дел.
Следующим в хронологической последовательности является VI письмо, адресованное сыновьям Ясона, тирана города Фер. Судя по содержанию, оно должно относиться к 359 г. до н. э. Однако большинство ученых на основании анализа языка и стиля письма считают его неподлинным. Письмо носит риторический характер и содержит несколько замечаний об ораторском искусстве и по поводу отношения автора к монархии и тирании.
IX письмо - к Архидаму, приуроченное к 356 г. до н. э., почти единодушно признается современными учеными грубой и неудачной фальшивкой. Не только стиль письма, но и сама историческая ситуация, рисуемая в нем, вызывают сомнения. Невозможным кажется обращение Исократа к спартанскому царю с призывом избавить эллинов от тяготеющих над ними бедствий и возглавить поход против варваров в обстановке, когда сама Спарта находилась в состоянии упадка и не играла большой политической роли.
В VIII письме, датируемым временем около 350 г., Исократ обращается к правителям митиленян с просьбой вернуть из изгнания Агенора, учившего музыке его внуков. Обилие деталей, соответствующих подлинной исторической обстановке, стиль письма говорят о его достоверности.
Не вызывает сомнения и письмо VII, посланное Исократом Тимофею, правителю Гераклеи Понтийской, в середине 40-х гг. IV в. В письме Исократ дает Тимофею ряд советов, показывая, как, по его мнению, должен править гражданами благомыслящий тиран.
К подлинным письмам Исократа относятся и письма II и V. Письмо II - к Филиппу, датируемое 344/3 годом до н. э., носит в основном личный характер. Исократ отечески убеждает царя не рисковать своей жизнью, сражаясь с соседними варварскими племенами, призывает его к установлению тесных дружеских связей с Афинами, указывая, что и самому царю это принесет величайшие выгоды.
Адресованное Александру, сыну Филиппа, V письмо трактовалось сначала как дополнение ко II письму. Но письмо содержит несомненное свидетельство о том, что Аристотель является уже учителем Александра (а он стал им только с 343/2 г.), что позволяет датировать письмо 342/1 годом. Исократ хвалит Александра за любовь к науке и образованию и призывает его к деятельной жизни, причем в письме в скрытой форме содержится полемика с Аристотелем.
Язык письма IV, которое по мыслимой в нем ситуации должно относиться к 340/39 г., значительно отличается от языка Исократа. В этом письме Исократ якобы хлопочет перед Антипатром за некоего Диодота и его сына, находящихся при македонском дворе.
Письмо III - к Филиппу, прославляющее македонского царя и подчеркивающее единодушие между ним и эллинами, трактуется учеными как продукт промакедонской партии, как результат пропаганды официальной проэллинской политики Филиппа. Исходя из излагаемых в нем обстоятельств, оно могло быть написано только через два Месяца после битвы при Херонее, а как принято считать, Исократ к этому времени уже умер.
Таким образом, письма Исократа, написанные после 370 г. до н. э., в период расцвета его творчества, содержат в ряде случаев конкретные исторические факты, рисуют обстановку, в которой писал свои: произведения автор, и являются для знакомства с историей этого периода ценным источником[2].


[1] Fr. Вlass, Die attische Beredsamkeit, II², Lpz, 1892; Isocratis, opera omnia, rec. E. Drerup, I, Lipsiae, 1906, praefatio, стр. CLVIII–CLXIII; U. Wilamowitz–Mоellendоrff, Aristoteles und Athen, II, В., 1893, стр. 391-399; Мünher, RE, Hbd. 18, 1916, s. v. Isocrates, стб. 2199-2220; С. Wоyte, De Isocratis quae feruntur epistulis quaestiones selectae, Diss., Lpz, 1907. Против тех, кто доказывает неподлинность III, IV, VI, IX писем (главным образом против Войте), выступает Матье, склоняющийся к прежней точке зрения о подлинности этих писем (Isоcrate, Texte établi et traduit par G. Mathieu, IV, P., 1962, стр. 168-173, 178-183).
[2] Стилистическому и литературному анализу писем Исократа посвящена статья Т. А. Миллер «Письма Платона и Исократа» в сб. «Античная эпистолография», ;М.,. 1967, стр. 47-58.