Главы 1-7. Общие вопросы

Глава. I. О тех, кто писал о тактике и военном искусстве. Характер этой работы и большая польза той науки, которую она содержит.[6]
Гомер, кажется, был первым, кто имел истинное знание тактики, или награждал похвалой тех, кто был искусен в этой отрасли науки; как Менесфей, о котором он говорит,
Сих предводил Петеид Менесфей, в ратоборстве искусный.
С ним от мужей земнородных никто не равнялся в искусстве
Строить на битвы и быстрых коней, и мужей щитоносцев
Относительно тактики времен Гомера мы читаем, что она была составлена Стратоклом и Гермием, и особенно Фронтином, нашим современником, человеком консульского достоинства. Эней[7] приложил большие старания, чтобы довести теорию до совершенства. Он написал много книг об искусстве войны, которые были сокращены Кинеем[8] из Фессалии. Пирр,[9] царь Эпира, его сын Александр,[10] а также Клеарх, [11] составляли трактаты по тактике, так же Павсаний,[12] и Эвангел,[13] и Полибий[14] Мегалополисец, муж многоумный, с кем Сципион был дружен. Также Евполем[15] и Ификрат,[16] и стоик Посидоний[17] писали о тактике. Наряду с ними есть много других, некоторые из которых написали элементарные введения, как Бион;[18] а другие - подробные трактаты. Я думаю, однако, что нет необходимости перечислять всех авторов, чьи работы я имел возможность читать; достаточно сказать одним словом, что большинство из них не предназначены для неподготовленных, но для тех, кто сделал успехи в этом искусстве. Следовательно, она должна была быть мною изучена, чтобы удалить с дороги других те трудности, с которыми я сам столкнулся, когда поначалу желал найти сведения, и не мог найти ни умелого учителя, ни трактата, которой бы я мог одобрить.
Часто, когда язык потерпит неудачу, я буду призывать на помощь изображения, объясняя свою мысль, чтобы глаза моих читателей способствовали пониманию. Я буду также стараться придерживаться специальной терминологии, используемой древними писателями, чтобы те, кто обратился к этой книге за основами тактики, мог найти те же термины и то же самое их употребление здесь, которое наблюдаются и у других авторов; чтобы мои читатели не встретились ни с чем из того, к чему они не привыкли, когда обратятся к другим трудам. Я вполне уверен, что те, кто будет изучать тактику способом мною предлагаемым, легко освоят трактаты наиболее древних авторов.
То, что наука, здесь обсуждаемая, пользою превосходит все другие, всякий может судить; и даже Платон говорит в своей книге de legibus, - что законодатель критян предписал законы для людей, полагая, что они всегда готовы к военным действиям; ибо по своей природе все города вели скрытую и не признаваемую войну друг против друга, - и если это так, то какая наука может считаться лучше, чем тактика, и какая книга может быть более полезна, или более необходима, чем труд такого рода?
Глава II. Разделение на рода войск.
В первую очередь, я подробно изложу инструменты [19] войны. - Войска бывают двух родов: сухопутные и морские силы, первые сражаются на берегу, вторые - на кораблях в море или на реке. Я рассмотрю вопросы, касающиеся оснащения флота, в другом месте, а здесь ограничусь лишь вопросами, связанными с сухопутной армией. Из тех, кто подлежит набору для наземной службы, некоторые предназначены для фактического участия в бою, но другие не принимают участие в боевых действиях; я имею в виду тех, кто призывается для обслуживания и снабжения солдат. Первые снаряжаются для поля боя и обучаются пользоваться оружием; последние - прислуга и персонал лагеря: медики, торговцы всех видов, рабы и другие. Из солдат одни называются пехотой, другие - кавалерией; пехота сражается пешком; кавалерия верхом или на лошадях, или на слонах. Из тех, кто использует лошадей, некоторых несут боевые колесницы, и другие сражаются на спинах лошадей. Таковы общие различия, существующие между различными родами. Но, не вдаваясь в частности, как пехота, так и кавалерия по-разному снаряжаются к войне. Те, кто используют слонов и колесницы никогда не отличаются; но снаряжение пеших солдат бывает трех видов, - некоторые вооружены полностью, некоторые несут щиты, а некоторые из них легковооруженные бойцы. [20] Полностью вооруженные солдаты все несут тяжелую броню; другие - по македонскому образцу[21], их щиты круглые, а пики[22] длинные. Напротив, легкая пехота[23] снаряжена наименее обременительным способом; они не носят ни кольчуги, ни наголенников, ни тяжелых щитов, но используют метательное оружие,[24] либо пускают стрелы[25] из лука, либо дротики,[26] или же бросают камни[27] пращей или руками. Принадлежащие к этому виду вооружения называются argilus.[28] Те кто несут маленькие щиты[29] вооружены в македонском стиле; только их оружие легче, (потому что они используют щит небольшого размера), и их пики короче,[30] чем те, что используют македонцы. Отсюда следует, что их броня что-то среднее между тем, что носят легко- и тяжело-вооруженные войска; тяжелее, чем у легкой пехоты, и легче, чем полное вооружение; по этой причине многие относят их к классу легких войск.
Кавалерия (которую мы уже отличаем от войск, которые сражаются на боевых колесницах) делится на кирасиров,[31] и ту что вооружена немного легче. Кирасиры полностью вооружены и это также относится к их лошадям. Другими видами кавалерии являются копейщики[32] и вооруженные метательным оружием.[33] Копейщики - это те, кто сходится в ближнем бою с врагом, и атакуют пиками или копьями. Из них некоторые несут маленькие щиты, и называются конными щитоносцами, другие используют только копья, без стесняющего движений щита; их правильно называть копейщиками, но некоторые называют их пикинерами. Существуют всадники, которые нападают на противника с метательным оружием, некоторые используют дротики, а другие луки. Те, кто атакует метательным оружием, в частности, называются тарентинцы.[34] Но тарентинцы допускают подразделение; тех, кто бросает оружие с дистанции можно назвать метателями; в то время как другие используют метательные снаряды, бросая их вновь и вновь на врага, а затем сближаясь с ним; и они могут быть более правильно классифицированы как копейщики, уже описанные. Последних можно назвать легкими всадниками, которые бьются в рукопашную. Опять же: тарентинцы, в собственном смысле, участвуют в деле с расстояния. Те из кавалеристов, которые используют [35] лук, называются конными лучниками; некоторые называют их скифами. Таковы те рода, которые образуют армию, будучи числом девять; - в пехоте: тяжело- , средне- и легковооруженные; - в кавалерии: копейщики, метатели, конные лучники, кирасиры, а также те, кто сражается на колесницах или на слонах.
Глава III. О строении и составе фаланги.
Поскольку каждая фаланга содержит в себе некое упорядоченное войско, некоторые должности командиров, подчиненных, категории и достаточное количество людей, свойственных надлежащему наименованию, и приспособленных не только для ежедневных тренировок войск и обычных сборов, но также для действительной службы, необходимо будет рассматривать по отдельности. - Во-первых, обязанность командира выбрать людей из целого набора (рекрутов), и назначить каждому свое место, то есть распределить новобранцев по рядам, объединить их в более крупные отряды, и определить силы войска пропорционально масштабу предстоящей войны. Ибо это пункт величайшей важности, чтобы армия была полностью подготовлена и отвечала всем требованиям, которые могут возникнуть в походе, в лагере, или в столкновении с врагом. Зачастую бывает, что многочисленные отряды неупорядоченного войска наголову разгромлены горсткой людей, которые научились сохранять порядок. Эней справедливо определяет мастерство в этих делах как "науку о передвижениях войск". Полибий называет это "искусством, которое позволяет командиру взять определенное количество людей, рассудительно разделить их по надлежащим подразделениям, организовать их в колонны, взаимно поддерживающие друг друга, и учить их всему полезному по службе."[36]
Глава IV. О декурии или ряде; число людей, входящих в нее.
Построение в ряд образует ряд. [37] Декурия [38] или ряд, это строй солдат, начинающийся с того, кто ведет вперед, и продолжающийся теми, кто стоит сразу за ним до замыкающего. Некоторые делают ряды состоящие из восьми, другие из двенадцати, а другие из шестнадцати человек. Мы примем шестнадцать; это число обосновано точной пропорцией к средней длине фаланги: и кроме того, если возникнет необходимость удвоить глубину фаланги, то это даст тридцать два, если уменьшить, - то сократит ее до восьми, что не будет создавать препятствий для легковооруженных отрядов в тылу для использования дротиков, пращи или лука, и весьма незначительное усилие позволит им пускать свои снаряды на наибольшую глубину фаланги.[39]
Глава V. О строе лохоса, декурии или ряда.
Лучший солдат каждого ряда [40] находится в его голове и идет впереди, поэтому он называется командир ряда, [41] decurio, [42], или впередистоящий. [43] Тот, кто идет последним, называется поставленным сзади, или замыкающим. [44] В целом декурия [45] может означать весь ряд [46]; ее еще называют декания (decany) [47]; а некоторые, - ряд поклявшихся. [48] Некоторые считают ряд поклявшихся четвертью ряда, и командира называют энотомарх (enomotarch). Две таких компактных линии образуют димерию (dimœria) [49], а начальник называется димерит (dimœrites). Половина ряда в свою очередь состоит как раз из такого количества людей, и называется полудекурия, а ее начальник называется димерит и закрывает тыл. Тот, кто находится позади ведущего [50], называется ведомый; тот, кто стоит следом за ним, снова называться ведущим, и человек, следующий за ним - ведомым, - таким образом, что весь ряд состоит поочередно, от первого до последнего, из ведущих и ведомых. Крайне необходимо, чтобы начальники рядов превосходили других храбростью, а следующие за ними - начальники полурядов и замыкающие. Декурия или ряд, может быть определенна таким образом, взятая сама по себе, - как строй, образованный из людей, поставленных от переднего к заднему, в соответствии с известными достоинствами каждого.

Построение лохоса или ряда
Глава VI. О соединении рядов.
Соединение рядов [51] выполняется, когда второй ряд находится рядом с первым, в непосредственном соседстве; и командир второго располагается соответственно рядом с начальником первого ряда, ведомый второго на линии с ведомым первого, и так далее. Того, кто находится рядом справа или слева от всякого, называют его сторонником, [52] (или товарищем): несмотря на то, что начальник второго ряда находится рядом с начальником первого, ведомый второго - с ведомым первого, так же и все прочие. Когда же третий и четвертый ряды находятся со стороны второго, это называется соединение рядов.

Соединение рядов


[6] Из древних писателей, упомянутых в этой главе, ни одной из их работ по тактике не осталось. Потери этих трудов не поддаются оценке, но, конечно, это несчастье делает трактат Элиана более ценным. Я здесь дам примечания о некоторых древних авторах, упомянутых Элианом, которые пережили гибель во времени. О Стратокле и Гермии я не нашел достоверных упоминаний в какойлибо иной книге. О Фронтине я уже говорил в примечаниях к вступительному посланию.
[7] Эней. — Этого автора Полибий упоминает в своей десятой книге, где он рассматривает сигналы, подаваемые огнем, в случае подхода противника. Его работы по тактике утрачены. Существует сохранившийся трактат Энея о защите осажденного города. Его прилагает Исаак Казобон к своему изданию Полибия.
[8] Киней. — Киней, как Элиан говорит нам, сократил труды Энея. Его упоминает Плутарх в биографии Пирра, который прибегал к его услугам во многих посольствах. Цицерон говорит о нем как о выдающемся писателе. См. его Familiar Epistles, кн. X, Epist. 15.
[9] Пирр. — По праву считается одним из лучших полководцев, которые когдалибо жили. Он получил высокую оценку от самого Ганнибала, которую тот высказал Сципиону Африканскому, и эта очень высокая похвала записана Ливием. (Lib. XXIV, с. 14) Сципион спросил Ганнибала, кто, по его мнению, был величайшим стратегом, которые когдалибо жили? "Александр Македонский", ответил он. "Кто второй?" "Пирр". "Кто третий?" "Я", ответил Ганнибал. "Но", сказал Сципион, который разбил Ганнибала при Заме, "что бы ты сказал, если бы ты победил меня?" "Я тогда бы поместил себя впереди Александра, впереди Пирра, и всех других полководцев, которых когдалибо видел мир." Плутарх написал биографию Пирра и восхвалял его весьма высоко.
[10] Александр. — Он унаследовал от отца Эпирское царство. Элиан кажется, единственный автор, который говорит, что он писал о тактике.
[11] Клеарх. — Плутарх и Ксенофонт называют Клеарха, возглавившего отступление десяти тысяч. Но они не знают, что тот написал о тактике, больше того, что сообщает нам Элиан.
[12] Павсаний. — Этого человека не следует путать с историком и путешественник того же имени.
[13] Эвангел. — Плутарх рассказывает, что Филопомен называл его Ultimus Græcorum любимым трактатом по тактике.
[14] Полибий. — Прославленный историк. Его труды по тактике утрачены. Он сам был солдатом, и его ясный способ описания сражений выдает в нем опытного тактика.
[15] Евполем. — Упомянут Плутархом в биографии Тимолеона.
[16] Ификрат. — Афинский полководец. Из его биографии, написанной Корнелием Непотом, явствует, что он, как кажется, глубоко вникал в тонкости военной науки. Его тактические труды утеряны.
[17] Посидоний. — О нем говорят Цицерон и Плиний. Древние связывают с ним изобретение машины, несколько напоминающей современный планетарий, ибо она механически показывала движения солнца и луны, воспроизводя природные явления.
[18] Бион. — Аркериус думает, что следует читать Битон, от которого осталось несколько фрагментов de machinis bellicis.
[19] Инструменты — пока люди остаются такими же, какими они были на протяжении веков, и с тех пор как их поступки записываются на страницах истории, иными словами, в то время как они продолжают находиться под влиянием амбиций и алчности, взаимных обвинений и обид, причины войны никогда не придется искать; но и мирные нации должны нести заботы, чтобы их не беспокоили военными нападениям; и поэтому все разумные правительства сохраняют свои государства в состоянии способном отразить агрессию и обеспечить свою независимость. Современная война отличается во многих случаях от древней, но, однако, в значительной степени сохраняет сходство. Броня, наступление и оборона, оружие и механизмы войны изменились в результате изобретения пороха; но курсанты военных школ могут получить наиболее важную информацию из очень точных и детальных описаний Элиана. Мы постараемся объяснить все особенности в его построениях, и мы надеемся, что в то время как английский читатель должен быть подготовлен, студент, который может обратится к Элиану на языке оригинала, получит не малую помощь от комментариев, которые мы взяли на себя обязательство обеспечить.
[20] Полностью вооруженные. — Ὁπλιται. Hoplitæ. Элиан не описывает отдельные части защитного доспеха названных войск. Он состоял из головной части или шлема, брони для передней и задней части тела, прочно соединенной вместе, ножных латы для бедер и голеней; поручней для рук, меч, щит и копье. Элиан упоминает здесь только щиты и пики; но из слов, которые он использует при описании брони легких войск, доспехи, носимые полностью вооруженными, здесь подразумевается. Он говорит: — легковооруженные не носили ни кольчуги, ни наголенников. Эти войска составляли основу на поле, они стояли стеной, за которой легкие войска и кавалерия могли собраться в случае необходимости. Пока они сохраняли свою позицию, сражение не могло быть потеряно, но если они были вынуждены уступить, легкая пехота и всадники не могли оказать действенного сопротивления напору вражеской тяжелой пехоты.
[21] На македонский манер — щиты были двух видов; длинный щит называют θυρεός от θυρα, дверь, — и круглый щит, называемый ασπις. Этот последний, говорит нам Элиан в гл. XII, в диаметре был восемь ладоней — около тридцати двух английских дюймов. Щиты делали из различных материалов, иногда только покрывали медью, а иногда полностью из меди. Последнего вида, как мы увидим в только что упомянутой главе, были щиты македонцев. Павсаний (в Беот.) сообщает нам, что щиты лакедемонян, убитых в сражении при Левктрах, были сделаны из меди, также как и щит Пирра, хранящийся в храме Цереры в Аргосе, где он потерял свою жизнь. (Павс. в Коринф.). Щит Пирра был тяжелым, но все же здоровые мужчины были привычны к нему, и могли использовать. Левая рука проходила через ремень, и ладонь держала своего рода ручку на вогнутой стороне щита, но ремень был сделан достаточно длинным, чтобы просунуть руку, и позволял забросить щит на плечо, так чтобы защитить бок.
[22] Пики — Δόρατα и σαρισσαι. Хотя Элиан словом doru означает пику определенной длины, а sarissa, используемая македонцами, больше пики; однако, в общем, первое слово обозначает копье, а последним мы называем пики. Плутарх рассказывает, что Клеомен, царь Спарты, убедил своих соотечественников заменить свои дораты на сариссы; и Филопемен вложил пики (sarissæ) в руки ахейцев, потеснив копья (dorata). Элиан сообщает нам в гл. XIV, что длина македонской sarissa изначально шестнадцать локтей, что равно двадцати четырем футам, но потом уменьшилась до четырнадцати локтей, или двадцати одного фута. Но об этом ниже. Древко македонской пики было сделано из кизилового дерева (cornus, mas, arborea, tree dogwood, male cornel, или cornelian cherry tree.) Это дерево, кажется, в Греции достигало бо́льших размеров, чем в Англии. И даже из мирта, говорит Вергилий, выдающийся естествоиспытатель и поэт, делали прочные древки для копий — он сравнивает его с кизилом:
Древки мирта дает и кизил, с оружием дружный
(II Георгики. 447.)
Плиний (Hist. Nat. 1. xvi, c. 26) говорит о том, что древесина женского кизила никуда не годится, но у мужского рода крепчайшая древесина; "Fœmina… ligno quoquefungosa et inutitis; cum mas e fortissimis quoque sit: tanta differentia ab eodem genere fit?" У пик, используемых во времена испанских войн в Нидерландах, древки были из ясеня. Это похоже влияние Аурела Цикута, (de Re Milit. lib. ii), что пихта использовалась для этой цели императором Карлом V в Африке. То что полное вооружение должно использовать как щит, так и пику, кажется необычным; но трудность объясняется в конце последнего примечания. Македонцы хватали пику обеими руками, пропуская руку под ремень на щите и, повернув его на левое плечо, которое было обращено к атакуемому врагу, и, следовательно, прикрывал почти все тело. Плутарх, в биографии П. Эмилия, описывает, как римляне были ошеломлены, будучи не в состоянии использовать свои мечи против македонцев, которые в тесном строю, закрытые щитами, вдруг выдвинув вперед плечо, ощетинились по фронту пиками. Об этом боевом порядке, называемом synaspismos, далее, в свое время.
[23] Легкая пехота — легковооруженные назывались по–разному. Различались euzoni (ευζωνοι) хорошо опоясанные для подвижности (well girded — понять этот оборот не просто, вероятно речь идет о перевязи для меча, прилаженной таким образом, чтобы не стеснять движений. Agnostik); askeui (ασκευοι) без стесняющих оборонительных доспехов; elaphri (ελαφροι) изза легкости и проворности, и те, что Элиан называет в тексте, psili (ψιλοι) слабо–защищенные или легковооруженные.
[24] Метательное оружие — легковооруженные были либо лучники, либо метатели дротиков, либо пращники.
[25] Стрелы. — До изобретения огнестрельного оружия, большое доверие возлагалось на лук; и среди всех видов легковооруженных войск, безусловно, первое место должно быть отдано лучникам. Критяне были в свое время чуть ли не единственной нацией, использующей лук, но их превзошли персидские лучники и парфяне. Ксенофонт свидетельствует о силе и мастерстве персов, и упоминая кардухов (De Exped. Cyr. 1. IV), говорит нам, что они не несли никакого другого оружия, кроме луков и пращей, что их луки были три локтя, и стрелы в два локтя длины, то есть примерно английский ярд; что они пускали стрелы с такой силой, что пробивали и щиты и панцири, и что эллины бросали их обратно во врага вместо дротиков. Плутарх, в жизнеописании Красса, рисует ужасную картину бедствий римских солдат, страдающих от парфянских стрел, которые сыпались на них дождем, прокалывая многих из них и вызывая невыносимые мучения, и, когда Красс, дойдя до крайности, увещевал своих солдат атаковать врага, они показали ему руки прибитые к щитам, и пронзенные стрелами ноги, прибитые к земле; Кв. Курций (I. IX, с. 5.) говорит о глубокой ране, полученной Александром от стрелы в два локтя длины, которая прошла через его панцирь. Готы, вторгаясь в пределы Римской империи, добились многих побед с помощью стрел, как мы узнаем из Вегеция, 1. i, c. 20. Английские лучники высоко ценились, и, конечно, выиграли много сражений благодаря своему мастерству, силе и ловкости; при Кресси, Пуатье и Азенкуре французы не могли устоять против них. Цикута Венецианец, цитируемый выше, предпочитает английских лучников всем прочим. Патрикий, римский автор, который писал в шестнадцатом столетии, говорит, что английская стрела, со слегка навощенным острием наконечника, пробивает панцирь.
(Далее идет пространный экскурс в сторону современной переводчику военной практики и сравнение достоинств и недостатков мушкета, относительно лука. Опущено. — Agnostik.)
[26] Дротики. — Греки называли дротики ακοντιον, acontion, а метателей ακοντιστης, acontista. Элиан использует термин ακοντιον в этом отрывке; дротики также назывались δορατιον, маленькое копье, уменьшительное от δορυ, копье. — Элиан использует это слово в данной главе. Древко дротика в длину составляло около трех английских футов. Он оглавлялся железом, и бросался с большой скоростью при помощи закрепленного к середине древка ремешка, в который вставлялся указательный палец, чтобы получить то, что механики называют выигрыш в силе. Поместить палец в петлю, для греков было равносильно нашему наложению пальца на спусковой крючок. Ксенофонт, в условиях опасности, когда ожидалось немедленное нападение, приказал своим солдатам "двигаться с пальцами в ремне дротиков, со стрелами вырезом на тетиве," и т. д. (Exped. Cyr. lib. 5). Он говорит нам в другом месте, что стрелы пускались так сильно, что пробивали броню, которую носили тогда. (Hist. Cræc. lib. 5)
[27] Камни — Элиан упоминает здесь камни, бросаемые пращей и рукой, конечно, первые должны лететь дальше, чем вторые, и с большей скоростью. Древние пращники были настолько умелы, как попадали в цель с расстояния шестисот футов. Ксенофонт (de Exped. Cyr. 1. 3.) говорит, что азиатские пращники могли бросить камень дальше, чем критские лучники послать стрелу. Его войска страдали от атак такого рода, и не смогли достичь врага своими стрелами. Но отобрав родосцев, которые метали свинцовые пули гораздо дальше, чем персы метали камни пращей, он использовал их с успехом; а отряд всадников, пользуясь замешательством врага, полностью разгромил их. Очевидно, что гладкие круглые пули должны встречать меньшее сопротивление воздуха, чем простой камень, и будучи более тяжелыми, будут иметь бо́льший импульс, хотя размер может быть меньше. Пращи делались из льна или шерсти. У них было два конца, один из которых оставался в руке, а другой выпускался в момент выстрела камнем или пулей. Пращи делались с расширением в середине, с тем чтобы лучше удержать снаряд во вращающейся праще. Жители Балеарских островов (Майорка и Минорка), считались наиболее умелыми пращниками, обучаясь своему искусству с ранней юности. Камни, которые они использовали, были большого размера, и бросали их с такой силой, что ломали щиты и били в защитный доспех.
[28] Argilus. — Смысл этого слова никогда не был установлен. Очевидно, что argilus носили легкую броню. Αργιλος или αργιλλος, — значит "белая глина". Разве argilus носили белую форму? Αργός (от которого άργιλος можно назвать уменьшительной формой) можно получить из αεργος, — ленивый или медленный; per antiphrasin, celer, velox, (быстрый лат.); это бы означало бойца легкой пехоты, стрелка. Но эти ухищрения этимологов либо скрывают их невежество, либо демонстрируют изобретательность.
[29] Маленькие щиты. — Аркериус вводит слово peltastæ в латинскую версию, слово πελτασται, очевидно, пропущено в оригинале изза ошибок переписчиков. Pelta описывается по–разному различными авторами. Некоторые придают ему форму четырехугольника, и другие используют неопределенные термины. Свида объясняет πέλτη от ασπιδικη, которое означает вид небольшого aspis, или щита, но aspis, безусловно, был круглой формы (см. прим. 21) и, следовательно, как представляется, что пельта также, как правило, была круглая. Скапула говорит, что пельта была щитом небольшого размера, используемого легковооруженными войсками. Пельта, если мы можем доверять Корнелию Непоту (прежде называемому Эмилий Проб), была изобретена Ификратом, афинянином, современником Филиппа Македонского, при котором военное искусство было особенно развито и хорошо изучено. Ификрат не любил оружие пехоты своего времени. Он считал, что щиты слишком большие и тяжелые, а пики и мечи — короткие, поэтому он уменьшил размер щита, дал пехоте пельту или малый щит, заменив clypeum или щит, удвоил длину пик, а также удлинил мечи; так вооруженные войска с этого времени получили имя peltastæ, — пельтасты. (Life of Iphic. ch. 1.)
[30] Пики короче. — Несмотря на увеличение длины копий, данных Ификратом пельтастам или легковооруженным, они не равнялись тем, что несли полностью вооруженные солдаты македонской фаланги, и длина которых первоначально была двадцать четыре фута, впоследствии, уменьшенная до двадцати одного.
[31] Кирасиры. — Мы пытались использовать различные термины, говоря о пеших и конных. Элиан называет тяжеловооруженную пехоту ὁπλιται, hoplitæ; а тяжеловооруженных всадников καταφρακται, catapkracti; мы называем первых полностью вооруженными солдатами, а вторых curassiers. — Кирасиры, а также их лошади были покрыты защитной броней. Эти люди были совершенно закрыты броней, но животы лошадей были неприкрыты. Похоже, что движение кирасиров, нагруженных таким образом, как и их лошадей, броней, было медленным; но их вес был впечатляющим, и их удар должно быть ужасающим. Один недостаток, однако, присущ им; будучи опрокинутым от удара в бою, или в результате несчастного случая, было очень трудно какомулибо человеку или лошади подняться с земли. Кирасиры несли маленькие щиты и использовали пики. Парфянские катафракты также имели лук и стрелы.
[32] Копейщики — Δορατοφόροι, doratophori; те, кто несет dorata или пику. Копейщики по сравнению с кирасирами, были в таком же положении, как легкая пехота, по сравнению с тяжелой. Они использовали пики, и атаковали противника в ближнем бою; их защитные доспехи были легче, но, однако, тяжелее, чем полные доспехи пехотинцев. Это явствует из одного интересного места у Ксенофонта, который призывал одного из своих гоплитов ускорить шаг, что было необходимо, чтобы захватить холм, и получил ответ: "тебе, конному, легко говорить о спешке; мы же обязаны носить с собой тяжелый щит, и едва передвигаем ноги". Ксенофонт немедленно спешился и, взяв тяжелый щит воина, забросил его на плечо, и хотя он был одет в тяжелую броню кирасира, которая обременяла его, ни разу не сбавил темп, вызывая восхищение своих воинов, которые вынудили своего ленивого товарища забрать щит, и вернуться в строй. (De Exped. Cyr. 1. 3). Ксенофонт был нагружен всадническим доспехом, в ином случае его усилие было бы не так удивительно. Перейдем к пассажу Плутарха в биографии Филопомена: хотя о весе доспехов всадника сказано ясно, но из ран, которые Филопомен получил в оба бедра, очевидно, что он не носил полный доспех; следовательно, даже броня копейщиков, хотя она не закрывала все тело, была тяжелее, чем у тяжелой пехоты. Некоторые из копейщиков несли малые щиты, а некоторые шли в бой без них; — это копейщики собственном смысле слова. Элиан говорит, что копейщиков некоторые называют пикинерами; это разница только в названии — δορατοφοροι, носители δορατοι, копья — ξεστοφοροι, тех, кто несет пики с ровным древком; xestophori и xytophori имеют тот же смысл. Ξεω и ξυω оба слова на латынь переводятся rado.
[33] Вооруженные метательным оружием — Ακροβολισται, acrobolistæ; Те, кто бросает оружие в воздух. Слово acrobolia означает перестрелка, или вступление к делу.
[34] Тарентинцы. — названы так в честь города Тарента в Италии, жители которого особенно преуспели в некоторых качествах солдат–кавалеристов. Ксенофонт говорит о способе боя, который упоминает Элиан. (Hist. Græc. 1. 7). Тарентинцы были иррегулярной кавалерией, вооруженной дротиками. Они атаковали лавой или роем; не соблюдая строя, подобно современным казакам. Они беспокоили врага дротиками, а в случае нападения всегда отступали, надеясь на быстроту своих коней, а затем, как только их преследователи отступали, возвращались к атакам. Их нападения были непрерывными. Иногда они спешивались, чтобы отдохнуть самим, но оставляли коней под рукой, на случай опасности, чтобы вскочить на него и ускакать. — Таких Элиан называет тарентинцами в собственном смысле. Их называли конными метателями; ιτπακοντισται, hippocontistæ. Аркериус, который редактировал Лейденское издание Элиана, находит ύπακοντισται в первых изданиях, и, хотя он ясно показал в приложении к своей работе, что чтение повреждено, он сохраняет отвергнутое слово в своем тексте со странным грамматическим упрямством. — Другой класс тарентинцев отличался от hippocontistæ тем обстоятельством, что после того, как они с дистанции бросали дротик или два, они, наконец, сближались с врагом, и, в данном случае, становились почти тождественны копейщикам или doratophori, уже описанным, только, по мнению некоторых, они использовали секиры и мечи.
[35] Лук. — конные лучники; ἱπποτοξοται, hippoioxotæ; использующие лук на коне; нет необходимости описывать их, они походили на парфянских стрелков, и некоторыми назывались Σκυθαι, скифами.
[36] Вся эта глава совершенно ясна, что не требуется никаких комментариев. В другом месте мы будем объяснять все составные части боевых порядков фаланги.
[37] Ряды. — Нет ничего более трудного, чем описать то, что почти очевидно. Автор здесь объясняет первую часть этого предложения с помощью выражений почти идентичных, которые то же самое время истолковываются. На самом деле, путем размещения шестнадцати человек в ряд, один за другим, образуется ряд, и определенное количество таких рядов, распределенных в ширину, дают фалангу. Длина рассматривается в седьмой главе.
[38] Декурия, — Λοχος, lochos или ряд. Античные писатели–тактики не всегда используют те же термины в тех же смыслах. Слово lochos использует Полиэн для засады. Это иногда означает неопределенное число людей, которыми командовал начальник, называемый lochagos. Фиванский lochos Hieros (Священный отряд) состоял из трехсот человек, спартанский лох — 512. Ксенофонт описывает лох греков, как содержащий почти сто человек. Но когда возникала необходимость, при некоторых нападениях, сохранить полый квадрат, которым его отступающая армия была вынуждена часто идти, он говорит о шести лохах, по сто отборных бойцов в каждом, назначенный для этой важной службы. Они, кажется, формировали подвижную колонну, применимую к целям обороны, где могло произойти нападение. В последующем пассаже он определяет семьдесят человек в лохе. Элиан, однако, говорит здесь о колонне в шестнадцать человек, что составляет глубину фаланги, которая сформирована из заданного числа таких колонн. Кажется очевидным из Арриана, что ряд иногда состоял из десяти человек, поскольку римский термин decuria образован от δεκας, decas, десять. Шестнадцать человек формировали самую правильную численность ряда, определяющего глубину фаланги, по причине, которая будет впоследствии указана.
[39] Глубина фаланги. — Приняв ряд в шестнадцать человек, и предположив три футах от человека к человеку обычной дистанцией, получим фалангу сорок восемь футов в глубину. Снаряды могут легко быть выброшены с тыла на такое расстояние над головой тяжело–вооруженных бойцов фаланги. Однако, если глубина удвоена, что дало бы девяносто шесть футов, или тридцать два ярда, то даже в этом случае, если противник в пределах действия копий, легковооруженные солдаты, будучи непосредственно в тылу, могли бросать дротики на такое расстояние, придав им надлежащую высоту. Что касается пращей и луков, для них, отнюдь, это было не слишком далеко, чтобы их эффект был сомнительным. От Вегеция мы узнаем, что камни и стрелы достигали отметки на расстоянии шестисот футов, или двести ярдов. Это должно быть оценено как прицельная дальность; пущенные наугад, без сомнения, под углом сорок пять градусов, они летели еще дальше.
[40] Лучший солдат каждого ряда. — Это было особенно необходимо в то время как фаланга удерживала позицию. Она была грозной изза своей прочности и массы; и поэтому важное значение имело то, что, когда она вступила в соприкосновение с врагом, передовые бойцы были выносливы и храбры; равно как противостоять нажиму копий, так и умело пользоваться оружием; чтобы передовая линия, если это возможно, не была сломлена, и чтобы вся фаланга давила на противника с неослабевающей силой. Плутарх сообщает нам, в биографии Пелопида, что Горгий, основатель Священного отряда у фиванцев, был настолько благоразумен в этом, что он не ставил этот отряд отборных бойцов сражаться как единое целое, или независимо от других боевых порядков, но ставил их в первую шеренгу фаланги. Бингхэм, в примечании к этому пассажу Элиана, вступает в дискуссию о месте, где римляне размещали своих лучших солдат. Способы сражаться, однако, настолько различны у греков и римлянам, что его аргументы не действуют. Легион и фаланга настолько отличаются во многих важных особенностях, что бесполезно сравнить их. Легион варьировался в численности, в разные периоды, от трех до шести тысяч человек. Македонская фаланга состояла из более чем шестнадцати тысяч. Фаланга действовала в одном определенном порядке; но легион мог принять любой боевой порядок, лучше всего приспособленный к обстоятельствам. Фаланга, разделенная на подразделения и отдельные отряды, переставала удерживать свои особые качества; легионы, построенные любым способом, всегда были пригодны для боевых задач. (Отступление о влиянии огнестрельного оружия и штыка на тактику опущено. Agnostik)
[41] Командир ряда. — Λοχαγος, lochagus.
[42] Decurio. — Ηγεμων, игемон.
[43] Впередистоящий. — Πρωτοστατης, protostates.
[44] Замыкающий. — Ουραγός, ouragos.
[45] Декурия. — См. примечание 38.
[46] Весь ряд. — Στίχος, stichus. Это слово имеет несколько значений, такие как порядок или способ; стихи, отсюда дистих, двустишие; строка в книге; ряд посаженных деревьев; и, наконец, шеренга или ряд солдат; и оно ограничено, в тактическом смысле, тем что сейчас называется ряд, где люди стоят друг за другом, тогда как в шеренге они стоят бок о бок.
[47] Decany. — Δεκανια, decania от Δεκας, decas, десять, часто неопределенной численности.
[48] Ряд поклявшихся. — Ενωμοτια, enomotia, отряд бойцов соединенных, так сказать, под санкцией присяги. Отсюда enomotarch или командир небольшого подразделения.
[49] Dimœria. — Διμοιρια; то, что состоит из двух частей.
[50] Ведущий и ведомый. — Πρωτοστατης и Επιστατης, epistates.
[51] Соединение рядов — Συλλοχισμος, syllochismus. Это то, что придает стабильность, прочность и энергию фаланге. Один ряд или шеренга, в целом, не могли бы оказать значительного сопротивления врагу. Это соединение рядов, и, как следствие формирование шеренг, создает боеспособность боевого порядка. Кир, по представлению Ксенофонта, когда ему сообщили, что египтяне построены глубиной в сто человек, сказал, что хотел бы, чтобы они были построены в тысячу, тогда ему потребовалось бы меньшее количество рук, чтобы бороться с ними лицом к лицу. Когда ряды расположены параллельно друг другу, и строй расширяется по бокам, формируются шеренги и фронт фаланги становится огромным. Ряды отсчитываются от переднего к заднему; шеренги с фланга на фланг. В фаланге начальники рядов формируют фронт, замыкающие — последнюю шеренгу, ведущие и ведомые — между этими в своем порядке.
[52] Сторонник — Παραοτατης, parastates, тот, кто стоит рядом, и поддерживает другого. У нас есть три общих названия бойцов в построении фаланги — protostatæ или ведущие; epistatæ или ведомые, и parastatæ или сторонники.